"Материализм и эмпириокритицизм" - шедевр мировой философской мысли ". Так называлась Международная научно-практическая конференция, которая состоялась в нашем университете 27-28 ноября 2008г. и была приурочена к столетию написания В.И.Лениным этой книги. Два дня преподаватели философии, ученые, инженеры, студенты и аспиранты говорили о науке, современности, образовании, религии, искусстве, экологии, социальной практике, теории управления, методах научного познания, административном менеджменте, проблемах морали, так или иначе опираясь на идеи книги "материализм и эмпириокритицизм ". То, что книга - шедевр мировой философской мысли, такие слова звучали редко. Но и темы выступлений, и сами выступления утверждали именно это.
Удивляться тут не надо. "Научное познание истины" - эти слова великого философа Г.В.Ф.Гегеля лучше выражают суть философии - в буквальном переводе "любви к мудрости". Материя и движение, пространство и время, абсолютная и относительная истина, причинность и необходимость в природе, свобода и необходимость - эти и другие фундаментальные категории, без которых любая наука превращается в слепую эмпирию, всесторонне и конкретно рассмотрены в этой книге. А главное, что в ней утверждается: объективная, абсолютная истина существует и человек ее может узнать и узнает.
Следует сказать, что в последние годы книга "Материализм и эмпириокритицизм" в нашей стране и у наших соседей была не очень популярной - широкое распространение получила именно та философия, против которой В.И.Ленин выступал в своей книге. Многие решили, что объективной истины не существует, что человек диктует миру свои законы и может по собственному желанию их вводить или отменять, что в экономике действуют только законы, принятые парламентами. Но мировой экономический кризис, который разворачивается сегодня, наглядно доказывает ошибочность таких представлений. И наглядно демонстрирует: "Чем дальше от истины, тем ближе к крови" ...
Во многих докладах говорилось о естествознании, в частности о современном кризисе в физике, что, на мой взгляд, непосредственно касается профессиональной деятельности большинства специалистов нашего университета. Речь шла, в частности, об актуальности изложенного в главе "Новейшая революция в естествознании и философский идеализм" анализа процессов, которые происходили в физике на рубеже XIX - ХХ веков. Революция в физике, которая состоялась в начале ХХ века, знаменовала не только переход к изучению новых явлений и объектов (радиоактивности, субатомных частиц), но и к новой (а в действительности, как показал Ленин, - очень старой) точки зрения на познание . Если веками ученые, изучавшие природу, понимали познание как отражение (описание) предметов и процессов, происходящих независимо от того, наблюдает их кто-то или нет, то с конца XIX века среди физиков широкое распространение получили субъективно-идеалистические взгляды: без наблюдателя о явлении говорить нельзя, в теории не должно быть величин, которые нельзя непосредственно измерить, физики могут изучать показания приборов, не спрашивая, что стоит за ними. Эти взгляды в ХХ веке стали почти общепринятыми, и породили множество теоретических проблем в самой физике, решить которые невозможно без применения диалектико-материалистической теории познания, а следовательно - без внимательного перечитывания и изучения книги "Материализм и эмпириокритицизм".
"Истина - это большое слово, и еще большее дело", - говорил Гегель. Книга "Материализм и эмпириокритицизм" еще долго будет служить делу утверждения истины и помогать всем искателям объективной истины. И конференция, прошедшая в нашем университете, это подтвердила.
В.Игнатович, к.т.н.