Николай Александрович Алексеев родился в 1979 году в семье молодых ученых в Ленинграде, где они находились на учебе. Его детство прошло в живописных местах Западной Сибири, в индустриальном и научном центре - г. Кемерово. Среднее образование получил в физико-математическом лицее г. Сумы. В 2000 году с отличием окончил инженерный факультет Сумского государственного университета, досрочно и на английском языке защитил магистерскую дипломную работу машиностроителя, получив одновременно квалификацию переводчика технической литературы. С 2000 года учился в дневной аспирантуре приборостроительного факультета НТУУ «КПИ», работая с 2001 г. ассистентом в ФТИ. В 2004 году получил степень кандидата технических наук. Сегодня Н.А.Алексеев - доцент кафедры информационно-телекоммуникационных сетей ИТС, уже второй раз победитель конкурса «Молодой преподаватель-исследователь». Своими мыслями он делится с читателями нашей газеты.
По моему мнению, современное состояние украинской науки можно сравнить с океанским побережьем после бури. Уцелели те островки жизни, что имели глубокие корни (в том числе и наш КПИ). А те небольшие научно-исследовательские центры и институты, которые не имели под собой такого сильного основания, к сожалению, были просто стерты с лица земли.
Пропал интерес и в «молодой поросли» - школьников и большинства студентов - заниматься чем-то интересным, познавать Вселенную во всех ее проявлениях. Их приоритетом стал процесс заработка на жизнь и приобретение все более дорогих атрибутов материального достатка.
Новая украинская наука начинает зарождаться вокруг тех самых уцелевших островков, основываясь на старой плодотворной почве, наблюдательно направляя взгляд туда, где уже давно научились пользоваться плодами своей практической деятельности.
Какая наша роль в этом процессе? Наша главная задача - сохранить, развить в себе те качества и приумножить те знания, которые достались нам от наших кровных и «научных» родителей. А также передать, предварительно привив к ним интерес, уважение, любовь тем молодым людям, которые приходят за нами возрождать отечественную науку. Ведь когда-то полезные ископаемые в недрах нашей земли закончатся. И останутся только светлые головы, которые порождают новые идеи - тот неисчерпаемый ресурс, которым всегда славился во всем мире наш народ.
Нам, молодым преподавателям-исследователям, необходимо сделать так, чтобы этот ресурс не следовал за пределы Украины. Пользуясь достижениями мировой фундаментальной и прикладной науки, современными подходами к ее менеджменту и финансированию, думаю, можно создать такие условия, чтобы на молодого ученого сверстники не смотрели, как на неудачника, который не смог устроиться в жизни.
Признаться, мысль отправиться на заработки или постоянное место жительства за границу возникала часто. А может сменить место работы на какое-нибудь авторитетное учреждение, куда выпускников ИТС, где я работаю, принимают с распростертыми объятиями и они могут получать приличную зарплату даже не за квалифицированную работу?
Но существуют три вещи, которые здесь меня удерживают. Во-первых, это преданность моей «научной маме», мною очень любимому и уважаемому руководителю - проф. Л.С.Глобе, которая сумела привить чувство гордости за то дело, которым мы занимаемся, вселить веру в возможность заниматься наукой и быть успешным человеком. Вторая и так же важная для меня - это доверие моего шефа, глубоко мной уважаемого профессора М.Е.Ильченка, член-корреспондента НАН Украины, директора нашего ИТС, который назначил меня своим заместителем по международной и интеграционной деятельности. Это для меня является предметом гордости и большой честью, которую я не могу потерять. И наконец - это те светлые, добрые люди, дорогие мои мама, папа и бабушка, которые сами, будучи квалифицированными педагогами высшей школы, дали мне понимание настоящих жизненных ценностей, составляющих ныне мой жизненный стержень и не дают подвергнуться минутным слабостям и свернуть с выбранного мной жизненного пути.
А мой научный путь начался в стенах Сумского государственного университета, что дал мне достаточно неплохое высшее образование. Окончил я его с красным дипломом магистра машиностроителя досрочно, чтобы иметь возможность, не теряя год, вступить в дневную аспирантуру лидера научно-технического образования Украины - НТУУ «КПИ».
Будучи аспирантом на ПСФ, творческую атмосферу которого с теплотой вспоминаю и по сей день, я понял, что важной проблемой, стоящей перед человечеством, является разобщенность накопленного им опыта, разрозненность информации, с которой оно имеет дело. Именно поэтому направлением моей научной деятельности стало интегрирование информации в корпоративных системах конструкторско-технологической подготовки производства. Впоследствии, благодаря обстоятельствам, которые привели меня в только что созданный тогда еще Институт телекоммуникаций, я понял, насколько существенной в процессе интеграции человеческих знаний является роль информационно-телекоммуникационных систем и сетей. Это и определило мою нынешнюю сферу научных интересов.
Прежде всего, это современные технологии создания распределенных информационных систем, технологии управления информацией, предоставление полного и наиболее удобного доступа к ней. Особое место здесь занимают и вопросы безопасности информации, которым в последнее время я стараюсь уделять все больше внимания. Надо сказать, что в этом направлении моему руководителю, проф. Л.С.Глобе, мне и моим коллегам удалось добиться ощутимых как научных, так и практических результатов. Наши разработки успешно внедрены в целом ряде очень крупных отечественных организаций уровня министерств и ведомств, где они работают уже длительное время.
Еще одной темой, что входит в круг моих научных интересов, является параллельные распределенные вычисления. В этом направлении с недавнего времени также самоотверженно работает группа молодых людей - как моих магистрантов, так и молодых ученых. Надеюсь, что результаты нашей работы тоже не заставят себя долго ждать.
В этом году мне и моему коллеге и другу, с которым бок о бок мы растем и совершенствуемся, тоже молодому преподавателю-исследователю доценту М.Ю.Терновому было предоставлено право стать научным руководителем аспирантов. И желающих работать под нашим руководством не пришлось долго ждать. Именно благодаря тому, что на собственном примере имеем возможность показать, как можно быть успешным молодым ученым, у нас есть бесконечный поток молодых людей, которые тянутся за опытом и знаниями. Приятно, что уже в начале нового учебного года пришлось провести конкурсный отбор среди молодых людей, заинтересованных в участии в моих профилирующих темах. Что и говорить, этот аспект тоже добавляет большей уверенности в том, что действительно занимаешься хорошим делом.
Я убежден, что информационное общество, процесс формирования которого все сильнее набирает обороты - это будущее человечества. И наш труд его приближает.