В начале февраля в украинско-японском центре принимали делегацию «Jetro-Warsaw» во главе с Ачуо Маеда (Atsuho Maeda) - директором Варшавского офиса Японской внешнеторговой организации (Japan External Trade Organization). Эта организация имеет целью продвижение торговли и инвестиций из Японии и приезжала в Украину, чтобы поделиться успешным опытом работы в Польше.
Японские инвестиции в Восточной Европе носят циклический характер. Максимум капиталовложений за период 2005 - 2007 гг. пришлось на 2-й кв. 2005 (3 млн долл.), Инвестиции в конце 2005 - начале 2006 имели отрицательное сальдо и снова возобновились. Общее количество японских предприятий в Европе растет (от 16 в 1994 году до 206 в 2006), причем на Центральную и Восточную Европу приходится 21% из 979 японских предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность (2006). Так, всемирно известные корпорации имеют в Европе и России свои автопроизводства, например, Toyota (6 заводов), Honda (2), Suzuki (1), Nissan (3), Mitshubishi (1). За известными автопроизводителями на европейский рынок попадают меньшие японские фирмы, которые занимаются производством или обслуживанием крупных производств. Аналогичных стратегий придерживались и производители телевизоров, например, японские (Sharp, Sony, Panasonic, Toshiba, Sanyo, Pioneer, JVC), корейские (LG, Samsung), тайваньские (BenQ) и др.
Стимулами для иностранных инвесторов является не только возможности сбыта, но и снижение налогов и получение субсидий, в администрировании - ставка на дальнейшее совершенствование прозрачности рынка и правил ведения бизнеса.
Традиционные вопросы инвестора. Для японских инвесторов, как и для любых других, главными моментами, определяющими развитие отношений в сфере бизнеса, являются, прежде всего, требования к администрированию, технические стандарты, защита интеллектуальных прав и наличие инфраструктуры. Инвесторы хотят видеть постоянные административные процедуры и гибкий подход к каждому инвестору, прозрачные и понятные правила ведения бизнеса и ускоренное совершенствование глобальной логистики.
Когда приходит японский инвестор, прежде всего, что его интересует, кому принадлежит земля? Японские инвесторы не работают с посредниками, только с органами местного самоуправления. На втором месте вопросы, как снизить эту цену? Потом - в каком состоянии дороги, энергообеспечение? Какое расстояние до ближайших автомагистралей и железнодорожных станций? Насколько легкий доступ к клиентам? Аспекты экологичности: вода, газ, электричество, канализация, состояние очистных сооружений? Социальные аспекты потенциальных работников? Только положительные ответы на все эти вопросы, точнее накопление позитивной информации о возможном объекте инвестирования, становится поводом для дискуссии о возможности такого вложения средств. Долгий процесс в японском стиле управления проектами ("Nemawashi") сочетается с быстрой реализацией взвешенного решения.
Перспективы японских инвестиций в Украину. Сейчас японские инвесторы рассматривают возможности организации в Украине производства кондиционеров (ожидают значительный спрос летом в Украине и рассчитывают на доступ к европейцам через черноморские порты), сбора грузовиков и производство запчастей к ним (связывается с развитием инфраструктуры логистики в ходе подготовки к проведению евро-2012) и бизнес в сфере программного обеспечения (наличие высококвалифицированного молодого поколения на базе университетов).
Оживление интереса к Украине со стороны японских коллег вызвано несколькими причинами. Во-первых, вступление Украины в ВТО предоставляет гораздо более широкие возможности для инвестирования. Во-вторых, стратегическое географическое положение Украины (между Западной Европой и Россией, где Япония имеет свои бизнес-интересы) позволяет быть ей транзитным государством, используя свои черноморские порты и транспортные магистрали. Есть, Одесса может стать новым Роттердамом. В-третьих, ожидаемое дальнейшее совершенствование украинской инфраструктуры привлекает не только торговые компании, но и самих товаропроизводителей. Еще один аргумент - увеличение суммарных расходов на ведение бизнеса в Евросоюзе, в том числе и за счет постоянного роста заработных плат. Поэтому Украина имеет определенный потенциал, для того чтобы стать плацдармом для японских инвестиций.
Итоги семинара. Украинсько-японский семинар по обмену опытом имел целью показать украинским коллегам, что хотят видеть японские инвесторы с позиций принимающей инвестиции стороны, как они ведут бизнес в Центральной и Восточной Европе, как они принимают решения об инвестировании, чем их интересует Украина и что они могут нам предложить. Несмотря на ограниченность тематики семинара «Японские инвестиции: успешный опыт Польши», зал Украинская-японского центра был заполнен полностью. Большую часть аудитории составили государственные служащие высших органов власти Украины и местного самоуправления, представители посольства Японии, нескольких инвестиционных компаний, пресса. Такая целевая аудитория - заинтересованые в японских инвестициях и ответственные за создание надлежащего инвестиционного климата в Украине. Надеемся, украинская сторона приблизилась на шаг к пониманию потенциальных партнеров из Страны Восходящего Солнца.
Н.В.Сорока, ассистент кафедры международной экономики ФММ