22 февраля в Центре культуры и искусств НТУУ "КПИ" состоялись торжества, посвященные 100-летию со дня рождения выдающегося украинского художника Григория Ивановича Синицы. На празднике присутствовали коллеги, друзья, исследователи и хранители произведений художника, студенты и преподаватели НТУУ "КПИ". Участники праздника могли ознакомиться с выставкой произведений Г.И.Синицы, которая была развернута в ЦКИ; многие работы недавно были отреставрированы.
Вечер открыл проректор НТУУ "КПИ" по учебно-воспитательной работе Г.Б.Варламов, который сказал, что КПИ получил наследство, которое мы должны нести еще много много десятилетий: "Наш университет гордится коллекцией произведений Г.И.Синицы, значение которой трудно переоценить ". Он отметил, что без искусства невозможно воспитать настоящих творцов, то есть настоящих инженеров, а также поблагодарил организаторов праздника, гостей, студентов и всех, кто создал картинную галерею Г.И.Синицы и держит ее в надлежащем состоянии. Проректор вручил благодарности от имени ректора и ректората директору Центра культуры и искусств НТУУ "КПИ" В.А.Руденко, первому директору картинной галереи С.К.Тимченку, Г.Ю.Марченку, который возглавляет картинную галерею на факультете социологии и художнику, который реставрировал картины Г.И.Синицы, В.Г.Тоцкому. Затем Г.Ю.Марченко, В.Г.Тоцкому, В.А.Руденко, С.К.Тимченку и другим, кто своим трудом способствовал сохранению и популяризации произведений Г.И.Синицы, были вручены благодарности Соломенской районной государственной администрации в г. Киеве.
Далее звучали песни в исполнении известных коллективов, а те, кто знал Г.И.Синицу лично, делились с присутствующими воспоминаниями о художнике.
Член Союза художников Г.Ю.Марченко: "Я работал с Григорием Ивановичем 2 года. Это - выдающийся теоретик и философ искусства. КПИ должен гордиться тем, что здесь есть собрание его сочинений. Это художник, который создал свою школу монументального искусства и оказывал большое влияние на развитие искусства 60-х гг. Он был очень любознательным человеком и хорошо знал историю искусства. Любил казачество и украинский народ, создавал поэтические образы. Например, быстротечность своих лет он изобразил в виде лошадей, которые мчатся, и ничто не может их остановить. Я как человек пожилой прекрасно понимаю этот образ. По моему мнению, Г.И.Синица - это художник, который опередил время. "
Григорий Иванович Синица изобрел новую технику монументального изобразительного искусства - флоромозаики. Для создания своих картин он использовал самые разнообразные природные материалы - от каштанов, шишек и грибов к поднятым из морских глубин ракушек, которые крепятся к поверхности доски специальным клеем. В своих произведениях он обращался к темам старины, изображал богатство природы родной земли, а также создавал беспредметные композиции, где пытался сочетанием цветов достичь гармонии. Всего было создано 29 флоромозаик, над каждой из которых художник работал от 2-х до 3-х лет.
Судьба художника была непростой. Он родился 17 января 1908 года в г. Одессе в небогатой семье. В 1914 году тяжело заболел. Когда Г.И.Синице было 10 лет, умерли его родители и он оказался в одном из детских домов Елисаветграда.
Свой путь художника он начал в Кировоградском художественно-промышленном училище. Затем продолжил учиться в Одесской средней художественной школе. Там Синица попал к преподавателю Гершенфельду, который посоветовал Синице поступать в Киевский художественный институт. Последовав совету, он поступил в мастерскую Николая Ракитского - одного из учеников Михаила Бойчука. В 1934 году живописный факультет был объявлен «рассадником формализма» и всем студентам-"бойчукистам" предложили оставить учебу. Синица снова по конкурсу поступил в институт и учился один год в мастерской Падалки (тоже "бойчукиста»). Но осенью 1936 г. Михаила Бойчука и ряд его ближайших учеников и соратников обвинили в "украинском буржуазном национализме" и репрессировали как "врагов народа". Количество студентов факультета было сокращено до двух групп. Григорию Синицы повезло остаться в их числе. Однако он оставляет институт и начинает заниматься самообразованием. Среди идей школы монументального искусства М. Бойчука, которыми увлекался Г.И.Синица, была идея возрождения на новой почве философии формы древней иконописи и монументального искусства Киевской Руси. Как известно, из монументальных произведений Древнерусского периода до нас дошли лишь фрески и мозаики "Софии Киевской" и фрагменты росписи Михайловского Златоверхого собора. Но художник воспринял эту идею буквально. "Бойчукисты" специально упрощали форму, отвергая все второстепенное, чтобы сосредоточить внимание зрителя на основной идее, что является не только продолжением использования формальных приемов канонической иконописи XII-XVI вв., но и переосмыслением их на почве авангардных тенденций начала XX века (монументальные произведения "бойчукистов" до нашего времени не дошли, станковые можно увидеть в постоянной экспозиции НХМУ). Зато Г.И.Синица в своих произведениях, используя древние мотивы, в основном не касался глубинной символической формы изображения канонической иконы.
После Великой Отечественной войны Синица работал на заводе "Керамик" города Киева в должности мастера-технолога, где выполнял работы по восстановлению Киева. Затем художника пригласили на реставрацию Мариинского дворца. Именно Г.И.Синица, используя метод ручной формовки, разработанный им на заводе "Керамик", сумел восстановить лепку масштабных, более трех метров высотой, ваз Мариинского дворца.
В середине и конце 60-х годов Григорий Иванович вместе со своими учениками работал над созданием монументальных ансамблей. Под руководством Синицы работали А.Якименко, А. Горская, Г.Зубченко, В.Зарецкий, Г.Марченко, Л.Тоцкий, М.Шкарапута.
В 1968 году Г.И.Синица переехал в Кривой Рог, где и начал работать над разработкой техники флоромозаики.
В 1992 году Григорию Синице была присуждена Государственная премия Украины им. Тараса Шевченка - "за возрождение Украинской колористической школы монументальной живописи и произведения последних лет". В 1996 г. он получил звание "Заслуженный художник Украины". В том же году Г.И.Синица умер.
Автор: М.Таранов