Капелле КПИ - 60! Для учебного заведения это совсем небольшой срок, но для студенческого хорового коллектива, когда каждые пять лет меняется основа его состава, - возраст очень важный (ведь за это время сменилось 12 поколений студентов!).
А начиналось все так. Студентку-второкурсницу, отличницу Лиду Падалко профессор дирижерского отдела Киевской консерватории М.И.Верикивский отправил в один из крупнейших киевских вузов КПИ концертмейстером ансамбля. Через два месяца она возглавила этот ансамбль и вскоре превратила его в небольшой хор.
"Еще в первые послевоенные годы, как только политехнический институт возобновил свою работу, студенты собирались по вечерам на досуг в красные уголки общежитий, чтобы попеть, потанцевать, повеселиться, - писала Лидия Падалко в своей небольшой книжке "Хор Киевского ордена Ленина политехнического института ", что вышла в издательстве "Искусство" 1951 года. - Партийная организация и профком института откликнулись на культурные запросы политехников и в феврале 1947 г. организовали студенческий хор. На первую нашу песню в красный уголок собралось 20 хористов - 16 девушек и 4 юноши. С ними пришли и другие заинтересованные. По их просьбе мы устроили концерт - играли и пели разные песни. А под конец вместе спели несколько популярных песен ...
Через некоторое время мы созвали организационное собрание, на котором наш небольшой коллектив решил считать деятельность хора не случайным развлечением, а серьезным делом ... "
Лидия Падалко родилась 25 мая 1921 г. Перед войной училась в Одесском сельскохозяйственном институте. В мае 1941-го 12 студентов-ударников было мобилизовано на секретное строительство военного аэродрома, и Лида Падалко стала военным топографом-геодезистом ... С измерительной рейкой, теодолитом, рулеткой и планшеткой она прошла фронтовыми дорогами от Одессы до Сталинграда, от Сталинграда до Киева , а дальше с войсками Украинского фронта - Украину, Белоруссию, Польшу, Чехословакию, Германию ... Победу встретила в немецком городке Алау ...
Учась в сельхозинституте, Лида посещала вольнослушателем фортепианный и дирижерский факультативы Одесской консерватории, а в годы войны устраивала для однополчан веселые посиделки, организовывала концерты, руководила солдатским клубом. Вот почему в августе 1945-го, по рекомендации командования, из Вены была отправлена в Киев, в консерваторию ...
В марте 1948 г. киевский Дом народного творчества пригласил политехников принять участие в городском смотре художественной самодеятельности высших учебных заведений, и в мае политехники заняли второе место среди хоров Киева.
Осенью 1949 г. в капелле было около 70 человек: вчерашние школьники, переростки и те, кто прошел войну. Например, солист Антон Бондаренко дошел до Берлина, был ранен и ходил на двух протезах. Студенческая жизнь была голодной, холодной, полураздетой, полубосой. Но энтузиасты учились и пели ... Капелла имела в институте большой успех - на концертах зал был переполнен: сидели на подоконниках и полу, толпились в дверях. Желающих вступить в хор было очень много!
Когда капелла возросла до ста участников, по инициативе Лидии Александровны капеллисты начали организовывать факультетские хоры. Словом, пел весь институт!
Капеллу очень поддерживал ректор, профессор Александр Сергеевич Плыгунов. По его приказу было выделено хоровую комнату, оборудовали четырехъярусные стеллажи, сшили первые концертные костюмы. На отчетные концерты капеллистов телеграммами ректора вызывали даже с производственной и преддипломной практики! И капелла, как правило, занимала первые места! В 1953 г. она выступила на Киевском телевидении.
В те же годы ярко проявился организаторский и творческий талант Владимира Чубинского (выпускника 1953 г.). Он писал стихи и песни (в частности "Марш КПИ", мелодия которого каждый час раздается над главным корпусом КПИ), снимал на фото- и кинокамеру события и делал фотомонтажи. Был генератором хорошего настроения и виртуозным изобретателем всевозможных веселых остроумных выходок и розыгрышей.
Апофеозом первого десятилетия была постановка І акта оперы Н. Лысенка "Майская ночь, или Утопленница". Всем запомнились ночные репетиции в спортзале КПИ, с привлечением оркестра народных инструментов и танцевального коллектива. Композицию впервые выполнили в третьем отделении концерта художественной самодеятельности КПИ 19 мая 1954 г., который состоялся в Киевском театре оперы и балета.
В том же году в студенческой столовой "Хазине" состоялась первая хоровая свадьбы. Поженились староста капеллы Юра Высоцкий и Галя Морозенко.
В июне капелла КПИ по приглашению студентов Московского университета побывала в Москве, где дала несколько концертов. Капелла выступала в актовом зале МГУ, перед сотрудниками Министерства образования СССР, в Центральном доме работников искусств, перед работниками автозавода имени Сталина и завода "Компрессор". Выступили и на Московском радио, встретились с министром высшего образования СССР Елютиным. Везде киевлян принимали очень хорошо.
С середины пятидесятых стали традиционными ежегодные отчетные концерты из двух отделений. В 1955-м такой концерт состоялся в клубе завода "Большевик". Хорошо пели солисты: Юра Гончаренко выполнил "Средь шумного бала" П. Чайковского, Галя Корженко - ариозо Кумы из оперы "Чародейка", Олег Алексеев - арию Мельника из оперы "Русалка", Анатолий Мокренко - арию Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро". Пели дуэты, квартеты, октет ...
Летом 1955-го капелла во главе с Л. Падалко выезжала в Баштанки Николаевской области на сбор кукурузы. Днем работали на поле, вечером - репетиция или концерт ...
В 1956 году капелла расширила дружеские связи с родственными хорами. 9 мая в Киев приехал академический хор Каунасского политехнического института. Некоторые прибалтийцы остался на отчетный концерт капеллы КПИ, который состоялся 14 мая в Киевской филармонии.
А в июне 1956-го капелла поехала на I Праздник песни в Тарту (Эстония). По дороге заехали в Каунас. Приехали ночью, но на вокзале киевлян встретил хор Каунасского политехнического института в полном составе. Встреча была теплой, радостной, сердечной. На следующий день киевляне выступили в актовом зале Каунасского политехнического института. Их принимали с энтузиазмом, цветов было море.
В Тарту капелла приехала утром, и там ее тоже встречали друзья. Для тех, кто тогда побывал в Прибалтике, праздник песни в Тарту остался одним из самых ярких воспоминаний юности. Десятки хоровых коллективов, четкая организация, удивительная чистота. И главное - сотни тысяч зрителей, которые переполнили склоны Таоме-орга (Долина песен). Днем 8 июня огромный сводный хор спел «Слушайте нас" А. Бабаджаняна, "Моя Родина - любовь моя" Г.Ернесакса, "Гаудеамус" и "Гимн международного Союза студентов». Хор звучал мощно и слаженно, хотя до этого была всего одна сводная репетиция. Затем каждый коллектив спел 4-5 произведений. Пели все прекрасно.
В декабре 1956-го в Киев приезжал Государственный академический русский хор СССР под руководством А.В.Свешникова. Политехники всем хором побывали на концерте и пригласили профессора Свешникова на свою репетицию. Александр Васильевич остался доволен увиденным.
Весь апрель-май 1957 г. был очень напряженный: ночные съемки документального фильма "Песни над Днепром", посвященного победителям республиканского смотра самодеятельных коллективов, бешеная подготовка к 10-летию капеллы, но и занятий в институте никто не отменял.
15 мая 1957 г. состоялся юбилейный концерт. Он прошел хорошо: овации, много цветов, добрые слова друзей, пресса в восторге, поздравления от друзей из Тарту, Каунаса, Таллина.
Nov 26 2007 || Автор: Галина Морозенко, Зинаида Цибульская, Юрий Нечипоренко
КП: 2007, 35