Дистанционное образование - это требование сегодняшнего дня во всем мире. КПИ принимает непосредственное участие в мировом процессе разработок по дистанционному обучению. На физико-математическом факультете в этом году восемь выпускников посвятили свои работы этой теме. О ее специфике рассказывают преподаватели ФМФ кафедры общей физики и физики твердого тела Сергей Александрович Подласов и Владимир Иванович Моисеенко и кафедры математического анализа и теории вероятностей Александр Александрович Дыховичный.

- Скажите, пожалуйста, чем призванj к жизни развитие дистанционного обучения и в чем его суть?

- Системы дистанционного образования существуют и функционируют уже давно во многих странах мира. Но именно сейчас они переживают бум, потому что ситуация с образованием в мире вообще не слишком благополучная. Студенты понимают, что нужно учиться, ведь без этого получить престижную работу невозможно. Однако, время, когда можно было учиться или в колледже или в вузе, они потеряли. Поэтому начинают получать образование заочно, то есть работать самостоятельно. И, соответственно, далеко не всегда они могут ездить в учебное заведение. В связи с этим развивается дистанционное образование. И сегодня эти возможности предоставляет Интернет. Во многих случаях это очень удобно, когда студенты получают указания, общаются с преподавателем посредством Интернета.

- Имеет ли дистанционное обучение в Украине свою специфику? Чем оно отличается от мирового?

- У нас сейчас складывается та же ситуация, потому что происходит очень интенсивная переквалификация кадров. До боли знакомая ситуация, когда специалисты готовятся по одной специальности, а потом начинают работать и должны менять профиль. Я работаю со студентами-заочниками теплоэнергетического факультета. Приезжают как молодые люди, так и старшего возраста, которые работают на атомных станциях, хотя закончили учебные заведения по специальности "Тепловые станции". Они должны переквалифицироваться, иначе им не позволяют работать. Люди работают и дистанционно учатся одновременно.

- Как начинались разработки на вашем факультете?

- Согласно приказу ректора в нашем университете идет разработка дистанционных курсов по различным дисциплинам, в том числе и по физике, чем и занимается наша кафедра. Это очень сложная работа и ее быстро не сделаешь. Она состоит из теории - разработки теоретических положений, и обязательно - лабораторного практикума. Физика не бывает без исследований. Даже в учебном процессе обязательно должна были лаборатория. Владимир Иванович как раз занимается разработкой работ по курсу физики для дистанционного обучения.

- В чем заключается практическая суть ваших разработок?

- Студент имеет возможность дистанционно наглядно в электронном варианте выполнить лабораторную работу. Большой вклад в разработку дистанционного обучения сделали наши студенты. В этом году было восемь дипломных работ по этой тематике. Трое студентов разрабатывали лабораторные работы, одна из них очень интересная, потому что таких лабораторных работ нет совершенно, а остальные работы - в разработке теоретических курсов, тестовых заданий, практических занятий, и все это в системе дистанционного образования.

- Разработка практических занятий и тестовых заданий относится к сфере педагогической работы. Почему именно на ФМФ этим занимаются?

- Наш факультет, кроме научного, имеет и педагогическое направление. Системное обучение подготовки дистанционных разработок включено в курс информатики. Ну а отсюда, как продолжение - выполнение дипломных работ по этой тематике.

- Какие из студенческих работ Вас заинтересовали больше всего, в чем их ценность?

- В рамках пилотного проекта "Дистанционное обучение для бакалавров по направлению 0913 "Метрология и измерительная техника" выпускница 2007 г. Наталья Сподина написала работу "Разработка экспериментальной системы дистанционного образования "Высшая математика. Линейная алгебра и аналитическая геометрия ". Исполнителем этого проекта является кафедра математического анализа и теории вероятностей, а научным руководителем - профессор В.В.Булдигин. Следует отметить, что разработанная система может считаться самостоятельным учебным пособием и быть использована для подготовки студентов по курсу "Линейная алгебра и аналитическая геометрия" на большинстве технических специальностей НТУУ "КПИ".

- А на кафедре общей физики и физики твердого тела?

- Очень интересные работы были у Романа Задворнова. Почему интересны? Потому что работу можно было увидеть в действии, практически проверить, как она работает, что студент и продемонстрировал на защите. Есть определенная программная среда, в которой мы изготавливаем макеты с подвижным изображением. Честно говоря, это не просто. Но парню это удалось. Еще с дистанционного образования была интересная работа у Владимира Шутова, он разработал анимации, иллюстрирующие физические явления. В общем все работы были зрелищными. Экзаменационная комиссия была довольна, все разработки произвели прекрасное впечатление.

- Как проходила защита этих работ, ведь на такие разработки было бы интересно посмотреть воочию?

- На факультете есть мультимедийный проектор. Благодаря ему в этом году студенты на защите могли продемонстрировать собственные разработки, защищались "в живую". Итак, наш уровень поднялся.

- Какое именно программное обеспечение используется для разработок?

- Программа, в которой создаются электронные макеты практических занятий называется LABVIEW. С ней достаточно просто работать, ведь она специально предназначена для моделирования и проведения физического эксперимента. А студентам она полезна как наглядное его изображение.

- То есть, провести настоящий опыт можно с помощью компьютера у себя дома?

- Наши электронные разработки конечно не заменяют настоящих физических экспериментов. Но студент может предварительно подготовиться, может узнать, как работает лабораторная работа. Это ее не заменит, но чрезвычайно упростит подготовку. А еще более полезными эти разработки являются для студентов-заочников. Когда они приезжают на сессию, то для лабораторных работ имеют, скажем, два, три, максимум 4 часа, за которые можно выполнить максимум две работы. Но им надо подготовиться, провести опыт, обработать данные, сдать теорию. Если они будут практиковаться дома, то будут знать теорию и иметь практические представления о том, как все делается. После этого лабораторную работу они могут выполнить за 15 минут на реальном оборудовании. Это важно для тренировки как заочников, так и студентов стационара.

К.Андрийчук

Дата події