50 лет назад, 26 октября 1972 года, в США отошел в вечность киевлянин Игорь Иванович Сикорский – легендарный авиаконструктор, еще в начале ХХ века ставший пионером отечественной авиации.

Именно в Киеве началась его блестящая карьера авиаконструктора. Ее стартовыми площадками стали родительская усадьба, которую до сих пор называют "домом Сикорского", и Киевский политехнический институт. Игорь Сикорский не был изобретателем самолета или вертолета, но он стал создателем чрезвычайно удачных самолетов, а затем и лучших вертолётов своего времени. Его даже называли "мистер Вертолет". Трагические революционные события заставили его эмигрировать в США, где он основал компанию "Sikorsky Aircraft", участвовал в культурной жизни эмигрантской общины, опубликовал несколько религиозно-философских произведений и оставил после себя добрую память среди своих соотечественников.

Для КПИ Игорь Сикорский – человек особенный, недаром его фамилия увековечена даже в названии университета и в названии одного из самых известных украинских фестивалей инноваторов, который ежегодно у нас проводится. Этот материал является не только данью нашей памяти и уважения великому соотечественнику, но и напоминанием о его выдающихся достижениях и непростой жизни..

МІСТЕР ГЕЛІКОПТЕР

НА ПУТИ К НЕБУ

О пути в небо человечество мечтало издавна. Древнейшие легенды рассказывают о людях, которые делали попытки полетов, привязывая к себе крылья, подобные птичьим (вспомним греческую легенду о Дедале и Икаре). Однако только в конце XVIII века началось практическое овладение воздушным океаном. В небо Европы взлетели воздушные шары братьев Монгольфье и парижского профессора Шарля, которых горячо приветствовали толпы зрителей.

В конце XIХ века была доказана возможность полета аппаратов тяжелее воздуха. В Германии, куда приехал Игорь Сикорский вместе с отцом, профессором Иваном Алексеевичем Сикорским, он впервые узнал о полетах дирижаблей графа Цепелина и впервые ознакомился с литературой, посвященной братьям Райт. Наверное, ему удалось вовремя оказаться у истоков авиационного дела, тем более что центром воздухоплавания в Киеве стал Киевский политехнический институт – его альма-матер. В годы учебы на механическом отделении юноше удалось и побывать в Париже, в Технической школе Девинье де Ланнуа. Там он окончательно осознал, что авиация – это дело его жизни.

Но сначала была родительская усадьба в Киеве по ул. Большой Подвальной (ныне – ул. Ярославов Вал), 15-б. Застройка этого участка того времени почти не сохранилась, кроме флигельного трехэтажного дома, который обычно называют "домом Сикорского". В нем проживала многодетная семья Сикорских, где 6 июня 1889 года родился легендарный авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, самый молодой в семье (пятый ребенок). На втором и третьем этажах этого дома находился Врачебно-педагогический институт для больных детей, основателем которого были его сестры Ольга и Елена Сикорские, а научным консультантом – отец Иван Сикорский, известный в Киеве невропатолог и психиатр, выдающийся ученый, заведующий кафедрой Киевского университета Святого Владимира.

Как и у многих украинских интеллигентов, предки Сикорских принадлежали к духовенству. Об этом свидетельствует и сам Игорь Сикорский в написанном на английском языке письме к Василию Галичу от 30 августа 1933 года: "Мой род, происходящий из села на Киевщине, где мой дед и прадед были священниками, чисто украинского происхождения..." Наверное, это единственный известный документ с подписью Игоря Сикорского, в котором он говорит о своей этнической принадлежности.

Что повлияло на выбор жизненного пути юноши, будущего авиаконструктора? Наверное, рассказы матушки Марии Стефановны об удивительном мире научных идей гения ренессансных времен Леонардо да Винчи, в частности его идеи о легендарном вертолете.

ПЕРВЫЕ ШАГИ К МЕЧТЕ

Свой первый в жизни летательный аппарат – вертолет – Игорь Сикорский начал проектировать летом 1908 года. Исследование он проводил на территории родительской усадьбы. Юному изобретателю не хватало опыта и средств на приобретение мощного мотора. Ведь некоторые комплектные детали к летным аппаратам, в частности моторы "Анзани", приходилось закупать в Париже, в то время всемирном центре авиации. Его первыми спонсорами стали отец Иван Алексеевич и сестра Ольга. Вскоре Игорь осознал, что эксперименты с вертолетом лучше отложить на будущее, и решил заняться проектированием более перспективных к тому времени аэропланов.

Последующие годы жизни Сикорского были полны нелегкого труда по созданию ряда аэропланов от С-1 до С-5. Опираясь на полученные в институте фундаментальные знания, Игорь разработал основы собственной теории конструирования летательных аппаратов, краеугольным камнем которой была оригинальная методология расчета параметров аэроплана, подъемной силы крыла, его габаритов, конфигурации и т.д.

Аэропланы, построенные в Киеве, блестяще подтвердили точность его теоретических расчетов. Но главное произошло на аэродроме. В декабре 1909 года аэроплан Сикорского С-6 развил скорость 111 километров в час, превысив тем самым мировой рекорд. Среди прочего способствовало этому и использование при сборке аппарата самодельной установки для проверки его аэродинамических параметров.

Рекорды были установлены и на аэроплане конструкции С-6А. В ходе соревнований на Московской выставке воздухоплавания в апреле 1912 года этот самолет получил Большую золотую медаль от Российского технического общества. После этого молодой авиатор, которому не было еще и 23 лет, получил приглашение стать главным конструктором авиационного отделения Российско-Балтийского вагонного завода ("Russo-Baltique").

Для студента КПИ это было очень почетное предложение. С этим предприятием впоследствии были связаны величайшие успехи Игоря Сикорского до его выезда за границу. Он реализовал свою революционную идею по созданию многомоторных аэропланов, ставших предшественниками грандиозного "Ильи Муромца", который впоследствии был признан лучшим самолетом Первой мировой войны.

Для демонстрации чрезвычайных лётных качеств этого воздушного монстра в июне 1914 года Игорь Сикорский организовал сверхдальний перелет по маршруту Петербург-Киев-Петербург.

Через три года революционные события в Российской империи повлекли за собой грандиозный хаос в стране: ей теперь было не до авиации. Более того, самому Сикорскому угрожала реальная опасность как известному конструктору, которого царь Николай II лично наградил орденом. Пришлось эмигрировать. В феврале 1918 года он уехал во Францию ​​и предложил свои услуги тамошнему военному ведомству. Но война завершалась, потребность в новых военных аэропланах снизилась, и его предложения были отклонены. И он вспомнил об огромной стране за океаном…

МИСТЕР ГЕЛИКОПТЕР

МИСТЕР ГЕЛИКОПТЕР

Первые годы пребывания в Соединенных Штатах Америки были очень тяжелыми: Сикорскому приходилось выживать, перебиваясь уроками математики.

Лишь в 1923-м вернулся он к главному делу своей жизни. Вместе с энтузиастами летного дела основал там авиационную фирму "Sikorsky Aero Engineering Corporation", которую и возглавил. Однако начало ее деятельности было крайне драматичным. Известно, что его фирму спас от краха композитор и пианист Сергей Рахманинов, который предоставил Сикорскому довольно значительную по тем временам финансовую поддержку в 5 тысяч долларов. Впоследствии авиаконструктор вернул этот заем с процентами.

Тем временем компания Сикорского объединилась с компанией "United Aircraft", в которой он стал специалистом по конструкторским разработкам. Он проектировал гидросамолеты-амфибии, в которых нуждалась компания "Panamerican world airways". В 1931 году первый гидросамолет Сикорского S-40 ("Американский клипер") начал обслуживание почтово-пассажирских трасс авиакомпании "Pan Аmerican Airways". Серийные гидросамолеты S-42 установили десять мировых рекордов и снабдили регулярные рейсы межконтинентальных пассажирских лайнеров.

В течение 1925-1939 годов Игорь Сикорский разработал серию очень успешных самолетов. Однако он не оставлял надежды заниматься вертолетной тематикой. Со своими коллегами Сикорский в свободное время проводил исследования и запатентовал ряд разработок. Отныне у него была собственная аэродинамическая теория и опыт, которых так не хватало ему в начале ХХ века.

С 1939 года Сикорский перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы, а 14 сентября взлетел его вертолет VS-300. Руководил им сам авиаконструктор. Кстати, на протяжении всей карьеры Игорь Сикорский настаивал на том, что он должен выполнять первый полет спроектированного им аппарата. В 1941 году вертолетами Сикорского были оснащены Вооруженные силы США, причем в течение Второй мировой войны их было поставлено более 400.

С 1943-го фирма "Sikorsky Aircraft" стала ведущим производителем вертолётной техники за рубежом. Вертолеты Сикорского использовались как для военного, так и для гражданского употребления. Сам авиаконструктор считал вертолет транспортным средством, полезным в промышленности и бизнесе, однако прежде всего важным для спасения людей в случае пожаров, наводнений и других чрезвычайных происшествий. По подсчетам Сикорского, его вертолеты спасли более 50000 человек. О высокой надежности и безопасности вертолетов Сикорского свидетельствует факт их постоянного использования президентами США в качестве VIP-транспортных средств.

Первым он начал строить и турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии и вертолеты-краны. В общем фирма Сикорского "Sikorsky Aircraft" создала 17 базовых самолетов и 18 вертолетов. Все опытно-экспериментальные эталоны аппаратов, спроектированных под его управлением, имели свое продолжение в серийном производстве. Летальным аппаратам Игоря Сикорского принадлежало немало рекордов. Так, на вертолете S-61 впервые в мире в 1967 году был осуществлен перелет через Атлантику, а в 1970-м – через Тихий океан с дозаправкой в воздухе.

В мире Сикорского называли "вертолетом № 1" (или мистером Вертолет). За жизнь он получил более 80 различных призов, наград и почетных званий. В США его имя отмечено в Национальном зале славы изобретателей. Но самыми почетными он считал медаль ASME – высшую научную награду Американского общества инженеров-механиков и медаль Джона Фрица "За научно-технические достижения" в области авиации, которую кроме Сикорского имел еще знаменитый разработчик поднявшегося в воздух первого самолета  Орвилл Райт.

Игоря Сикорского не стало 26 октября 1972 года. Утром его нашла жена со скрещенными на груди руками. Когда его гроб опускали в могилу, все увидели в небе символический знак – белый крест, образованный инверсионными следами двух самолетов, пролетевших над землей по перпендикулярным курсам.

Он похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя (Saint John the Baptist Russian Orthodox Cemetery) в городе Стратфорд, штат Коннектикут, в котором его на средства была построена Николаевская церковь.

ы

Владимир Скринченко, выпускник КПИ 1972 г.

Дата події