Проректор КПИ Виталий Пасечник - о науке в Украине и мире, перспективах ее развития, стратегических задачах университета.
Третье воскресенье мая в Украине посвящена Науке. Так продолжается с 1997 года, согласно соответствующиму Указу Президента.
В этот день чествуют ученых, выдающиеся достижения и открытия. Кроме того, это возможность поговорить о нынешнем состоянии науки и ее перспективах. Чтобы быть конкурентоспособными на современном рынке, необходимо воспитывать молодое инновационное поколение ученых, интегрировав науку и образование.
В мире уже давно существует практика исследовательских университетов.
В Украине же одним из немногих вузов с таким статусом является КПИ. Формат исследовательского автоматически предоставляет учебному заведению статус элитного, ведь это высокий профессиональный уровень преподавателей, широкие возможности сотрудничества с ведущими иностранными специалистами, информационная открытость, интеграция в международную систему науки и образования, формирование вокруг университета особой интеллектуально-инновационной среды, стремление университета к лидерству в масштабе региона, страны и мира.
О научном потенциале КПИ, состоянии науки в Украине и тенденции ее развития в мире мы расспросили у проректора по научной работе КПИ им. Игоря Сикорского Виталия Пасечника
Как оцениваете состояние науки в Украине в целом?
Мы имеем затяжную кризисную ситуацию, потому что находимся в состоянии хронического недофинансирования. В Украине объем расходов на науку составляет примерно 0,22-0,24% валового внутреннего продукта, хотя даже Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности» предусмотрено финансирование на уровне 1,6% ВВП. А какой должна быть цифра, чтобы наука работала на должном уровне? Передовые страны мира, развитые страны Евросоюза тратят от 2 до 3% ВВП. И только две страны, которые тратят более 4%, - Израиль и Южная Корея. И экономика этих стран является более эффективной. А лидером в абсолютных цифрах являются США - более 500 млрд долларов, а это чуть меньше 3% ВВП, и Китай, который также почти столько же тратит, но в меньшем процентном значении.
Относительно Украины: мы находимся где-то в конце этого списка. Такая ситуация приводит к разрушению научных школ, к потере квалификации. Мы имеем крайне ограниченные возможности научных учреждений в обновлении материальной базы, приобретении современного научного оборудования. Зарплата ученого сейчас - на уровне рабочего гибкой квалификации в коммерческих структурах, который не имеет опыта и выполняет какую-то чисто техническую работу. Примерно так оценивают у нас работу ученого, у которого должны быть высшее образование и научная степень. И это все в совокупности вызывает отток молодых кадров как в коммерческие структуры, так и за границу. То есть, это хронически сложная ситуация с неопределенной перспективой.
Но есть положительные сдвиги, и об этом тоже нужно сказать. В последние годы Министерство образования и науки делает шаги на пути обновления материальной базы через систему ключевых лабораторий и центров коллективного пользования научным оборудованием. Средства там концентрируются на определенных стратегических направлениях и - что немаловажно - доступ к оборудованию имеют не только те университеты, для которых оно закупается, но и партнеры - соучредители этих центров. Также следует отметить запуск работы Национального фонда исследований. И как раз на этой и на следующей неделе Национальный фонд исследований обьявляет два конкурса, в которых могут принимать участие ученые Украины. Это еще один дополнительный источник бюджетного финансирования науки - и это положительные изменения и положительные новости.
А в КПИ?
Мы живем на той же планете, в той стране и не имеем каких-то существенных преференций перед другими. Напротив, технические университеты находятся несколько в худшем состоянии, чем классические университеты. Но нам удается сдерживать процессы упадка научных школ из-за использования многоканального финансирования науки. Мы стараемся участвовать в различных конкурсах, находя соответствующее финансирование, выполнять научно-исследовательские работы для предприятий и организаций. Однако ситуация остается крайне тревожной, так как уровень зарплаты говорит сам за себя. И вообще, мы держимся не благодаря поддержке со стороны государства, а вопреки.
Вы отслеживаете, сколько ваших студентов выезжает за границу. Скажем, в течение одного года. Имеются следующие данные
Я не могу привести цифры. Молодые ученые ездят за границу, и это могут быть краткосрочные программы обмена - неделю-две; долгосрочные - полгода или год; программы академической и научной мобильности. В этом нет ничего плохого, что кто-то может остаться за рубежом. Ведь это дает возможность человеку реализоваться и почувствовать, что он чего-то стоит.
Какие нынешние тенденции развития науки?
Основная тенденция - это интернационализация науки. Современные технологии дают возможность ученым из разных стран работать над совместными проектами, находясь в своих странах, если это не требует прямого доступа к оборудованию. Сегодня довольно распространена практика, когда научные проекты выполняет не один университет, а команда представителей двух, трех, четырех, пяти университетов. Конечно, рабочим языком является английский.
И еще одна тенденция - проведение научных исследований на базе очень крупных центров. Например, такой центр, как CERM, не может быть полноценно построенным одной, даже богатой, страной, поэтому требует совместного финансирования. Я уже упоминал центры коллективного пользования научным оборудованием, механизм которых начато в Украине. Там так же предусмотрена концентрация средств, покупают дорогое современное оборудование, к которому имеет доступ большее количество ученых.
Какие перспективные направления в современной науке?
Во-первых, на саммите ООН определены глобальные цели устойчивого развития человечества. В общем определили 17 целей, и каждая страна в соответствии с этими целями выстраивает приоритетные планы развития на государственном уровне. Хочу сказать, что целиявляются довольно такими общими. К примеру: преодоление бедности во всех формах и везде; преодоление голода, достижение продовольственной безопасности, улучшение питания, содействие устойчивому развитию сельского хозяйства. Эти цели действительно помогают делать наш мир лучше. Но за такими общими целями следует целый ряд задач, которые реализуются уже в приоритетных планах развития, что определяются на государственном уровне. Скажем, есть определенные особенности. В целях устойчивого развития является поддержка морей и океанов, но если страна не имеет выхода к океанам и морям, это, конечно, не является ее приоритетом. То есть каждая страна уже ориентируется. А если конкретнее говорить, то перспективные направления сегодня часто лежат на пересечении нескольких наук. Очень часто к этому пересечению приобщаются современные информационные технологии. Технологии искусственного интеллекта, которые сегодня очень активно развиваются. Это определяет развитие науки на будущее.
Какие краткосрочные и долгосрочные цели вы ставите для университета?
Наши основные стратегические цели определены в стратегии развития КПИ, которая недавно пересматривалась и была одобрена. Я остановлюсь только на отдельных ключевых аспектах. Во-первых, мы хотим достичь реальной интеграции научной, инновационной и образовательной деятельности. Речь идет об известном треугольнике - образование, наука, инновации. Мы должны это реализовать как на национальном, так и на международном уровне. Качественные изменения должны произойти в исполнении нами международных проектов. В ближайшее время планируем в пять раз увеличить объемы финансирования за счет международных проектов. Поскольку в Украине крайне низкие расходы на науку, вынуждены искать другие источники финансирования. Это могут быть источники финансирования из-за рубежа, инвестиции. Еще одной важной задачей является постоянное развитие научно-инновационной среды. Речь идет об активном сотрудничестве с инновационной экосистемой Sikorsky Challenge. Мы работаем над созданием для ученых и инноваторов Технохабу КПИ, а также над запуском Офиса инноваций и трансфера технологий. Планируем уже в этом году приступить к работе. Также ожидаем и ставим задачу повысить эффективность научно-инновационной деятельности, увеличить объемы финансирования ученых КПИ, особенно внебюджетного.
Я еще раз подчеркиваю, что нам не стоит сегодня рассчитывать на то, что финансирование из 0,22% ВВП увеличится в десять раз. Нам надо искать другие источники финансирования. И еще ключевым моментом и ключевой задачей является расширение участия молодых ученых и соискателей высшего образования всех уровней - бакалавров, магистров, докторов философии - в научной и инновационной деятельности. Нужно привлекать младшие курсы наших студентов, чтобы они интересовались наукой, инновациями и становились успешными.
Чего не хватает нашим ученым, чтобы конкурировать на мировом рынке?
Этот вопрос я бы разделил на два. Если говорить персонально об ученом, который хочет себя реализовать, то у него широкие возможности и он может это делать в Украине или поехать за границу. Ему может мешать, во-первых, недостаточный уровень владения иностранным языком, если он об этом не позаботился, и, во-вторых, это его малая персональная активность. То есть, если он не хочет сам чего-то делать, не хочет ехать, то он будет сидеть здесь.
Качество базового образования, предоставляемого КПИ, довольно высокое, поэтому наши ученые являются конкурентоспособными, если они этого желают.
Если говорить о втором аспекте, как наши коллективы могут продвигать в мире свои научные разработки, то прежде всего нам не хватает современного научного оборудования, финансирования под соответствующие проекты, и часто эти два ключевых фактора заставляют людей идти в бизнес или ехать за границу. Самая большая проблема именно в оборудовании, даже не в зарплате. Потому что если бы было современное оборудование, легче было бы находить и финансирование под соответствующие проекты.
Как оцениваете научный потенциал КПИ?
КПИ был и остается ведущим техническим университетом Украины. Наши отдельные научные школы являются конкурентными в мировом научном пространстве. Разработки, которые сегодня производит КПИ, являются довольно весомыми. Это наноспутники, это разработки, которые создаются и внедряются в оборонно-промышленном комплексе, для защиты окружающей среды. Таким образом, наш научный потенциал являетмя высоким в Украине, и мы стараемся его поддерживать.
Кого считаете примером для подражания в научном мире?
Их много, но я все же выделил бы несколько имен. Как инженеру по духу мне очень импонирует Томас Эдисон. При создании лампочки Эдисона он сделал более тысячи экспериментальных опытов. Поэтому я считаю Эдисона выдающимся ученым и экспериментатором.
Безусловно, следует сказать о Евгении и Борисе Патонах. Это люди, которые объединили фундаментальную науку с чрезвычайно широким применением во многих областях. Начиная от практического применения процессов сварки для металлоконструкций ... Сегодня мы видим, что эти процессы используют в очень многих сферах, о которых они сначала даже не думали. И эти люди являются одновременно и учеными, и организаторами науки.
Также обязательно следует вспомнить Игоря Сикорского и Сергея Королева. Это пионеры и инноваторы в своих отраслях. Игорь Сикорский - бизнесмен и выдающийся организатор науки. Я убежден, если бы Сергей Королев оказался на Западе, он также стал бы бизнесменом, и не менее успешным, чем Игорь Сикорский. Они оба работали как в области фундаментальных знаний, так и прикладной науки. А самое главное - от их деятельности есть огромная польза всему человечеству. Личности, которых я назвал, внесли вклад не для Советского Союза, не для Украины, а для всего человечества.
Ваши советы молодым ученым, как достичь успеха?
Во-первых, надо получить фундаментальные знания в интересующей для себя отрасли и не бояться учиться в течение жизни. И, возможно, даже менять себя и сферу применения своего интеллекта. Во-вторых, следует интегрироваться в мировое научное пространство. Наука в своей основе является интернациональной, для этого надо обязательно владеть иностранными языками и не сидеть на одном месте, а искать, где лучше себя реализовать. И третье - не бояться ставить себе сложные задачи, даже если кто-то говорит, что они недостижимы. Приступать к их решению и все получится!