Проректор по научной работе КПИ им. Игоря Сикорского академик НАН Украины М.Е.Ильченко в своем отчете одной из задач подготовки кадров в 2019 году назвал совершенствование содержания философской подготовки аспирантов. В связи с этим хотел бы обратить внимание тех, кто будет решать эту задачу, на необходимость преподавания аспирантам КПИ им. Игоря Сикорского философских оснований естествознания, то есть тех философских идей и методологических принципов, на основе которых были созданы, развивались и развиваются естественные и технические науки.
Аспиранты, готовящиеся стать специалистами в области естественных и технических наук, не изучают в настоящее время философию, на основе которой создавались эти науки. Им читают современную философию науки и (или) современную методологию научного познания – дисциплины, где не излагается философия, которой руководствовались И.Ньютон или Дж.К.Максвелл, когда создавали свои теории.
Я не хочу сказать, что нашим аспирантам не следует преподавать современную философию. Можно, но после того, как они изучат философию, на основе которой было создано научное естествознание. Здесь должен действовать такой же принцип, как при преподавании математики: будущие специалисты в области естественных и технических наук изучают не современную математику, а ту, которая используется в соответствующих науках, то есть очень часто – теории и методы, созданные 200-300 лет назад, а то и раньше (евклидова геометрия).
Почему – понятно. Ведь для механиков, электриков, материаловедов и др. математика не является предметом исследований, для выполнения которых следует знать ее последние достижения. Для таких специалистов математика, по выражению выдающегося механика академика АН СССР А.Н.Крылова (1863-1945) – это своеобразный инструментальный склад, где можно найти инструменты, необходимые для работы. Соответственно, изучая математику, будущие инженеры и исследователи обязаны ознакомиться с математическими инструментами (функциями, интегралами, векторами, матрицами и др.), необходимыми для будущей работы, и должны научиться ими пользоваться.
Философия тоже была и есть своеобразным «инструментальным складом», где исследователь может найти инструменты, необходимые ему в профессиональной деятельности. Соответственно, курс философских оснований естествознания должен ознакомить аспирантов с этими – философскими – инструментами, осветить их роль в создании известных научных теорий, и тем самым продемонстрировать, как ими можно пользоваться.
Кратко назову основные составляющие содержания этого курса.
Сначала аспирантов необходимо ознакомить с теми идеями и принципами древнегреческих философов, которые составляют фундамент научного познания природы. Это, прежде всего, идея существования определенного естественного порядка, который человек может понять, т. е. постичь своим умом. Это идеи различения видимых явлений и истинно сущего бытия, причинной обусловленности явлений, единой субстанции вещей, «математического плана» Вселенной и др. Это, в конце концов, основные принципы логичного мышления. Это многие понятия, которыми сейчас оперирует наука, – элемент, материя, форма и др. Аспиранты должны осознать, что разработка принципов научного познания древнегреческими философами стала одной из предпосылок появления естествознания. Естествознание не возникло ни в Индии, ни в Китае, поскольку там не было таких философов, как Демокрит, Платон, Аристотель.
Затем следует изложить кратко те идеи Ф.Бэкона и Р.Декарта, которые оказали заметное влияние на развитие науки, то есть учение Бэкона о цели науки, индуктивном методе, различных способах познания (путях «муравья», «паука», «пчелы»), «идолах разума», взгляды Декарта на материю и движение, метод поиска истины в науках и др.
После этого можно переходить к освещению роли философии в создании и развитии естествознания.
Сначала следует рассказать о том, какими идеями, заимствованными у философов, руководствовались основатели научного естествознания начиная с Н.Коперника и заканчивая И.Ньютоном. Излагать эти идеи можно исключительно по первоисточникам – трудам Н.Коперника, Г.Галилея, Г.Х.Гюйгенса, И.Ньютона. Имея хорошую философскую подготовку, они в своих трудах давали обстоятельные доказательства, в частности называли все философские принципы, которыми руководствовались. Особое внимание следует уделить книге Ньютона «Математические начала натуральной философии», которая и сегодня может быть образцом построения фундаментального курса науки. Там есть четкие определения понятий и формулировки основных законов, строгие доказательства, «Правила умозаключений в физике» (в оригинале – «Regulae philosophandi» – правила философствования), краткое изложение методологии исследований (см. мои статьи «Почему современным физикам следует почитать «Математические начала натуральной философии» И.Ньютона» и «Почему физикам следует изучать и применять методологию Ньютона» (http://ela.kpi.ua). Полагаю, аспирантам будет интересно узнать, что основатели физики позаимствовали у древнегреческих философов не только основные понятия и принципы, но и методы доказательств, среди которых – диалектическое умозаключение, с помощью которого Г.Галилей доказал закон падения, а И.Ньютон – закон всемирного тяготения.
Далее аспирантов следует ознакомить с теми идеями философов XVII-XIX вв. (Т.Гоббса, Дж.Локка, Д.Юма, И.Канта, Г.Гольбаха, О.Конта, Э.Маха и др.), которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие естествознания. Это идеи, касающиеся целей науки, материи и движения, сущности мышления, возможности человека познать истину и др.
Отдельно следует подробно изложить методологию научных исследований в эмпирических (опытных) науках, которую развивали английские ученые и философы – Дж.Гершель, Дж.Ст.Милль и др. Эта методология включает наблюдение явлений, их классификацию, анализ, поиск ближайшей причины, открытие законов явлений, проверку этих законов, наконец – разработку теорий на основе определенных принципов. Здесь очень важным является различение эмпирических законов, которые непосредственно связаны с фактами, и принципов или гипотез, вывод об истинности которых основывается на истинности выводов из этих принципов и гипотез. Например, положение о существовании атомов в XIX в. называли атомистической гипотезой, поскольку вывод об истинности этого положения основывался на том, что из него вытекают эмпирические законы постоянства состава, эквивалентов и простых кратных отношений, которые можно доказать путем анализа эмпирических данных. В ХХ веке широкое распространение получило аксиоматическое построение физических теорий, когда от фактов переходят сразу к аксиомам, пропуская этап эмпирических законов. Вследствие этого современные ученые не могут вести научную дискуссию в том случае, когда различные теории основываются на различных аксиомах, поскольку в начале дискуссии каждый требует от оппонента признать истинными свои аксиомы.
Затем можно будет излагать историю создания и развития физики, химии, биологии, технических наук и демонстрировать роль философии в этом процессе. При этом роль философии следует освещать, опираясь на труды основоположников и классиков соответствующих наук – Ж.Л.Лагранжа, П.-С.Лапласа, Ж.-М.Ампера, М.Фарадея, Р.Ю.Майера, Дж.К.Максвелла, Г.Гельмгольца, Л.Больцмана, М.Планка, Г.Герца, А.Эйнштейна, Н.Бора, В.Гейзенберга, Э.Шрёдингера, Р.Бойля, Дж.Дальтона, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева, Ч.Дарвина и др. Причем аспиранты той или иной специальности должны изучать философские взгляды именно основателей и классиков соответствующей науки. Это поможет им более глубоко понять «свои» науки, поскольку в учебниках или научных статьях не принято обсуждать философские основания наук. Еще раз замечу: изучать соответствующую философию по трудам классиков естествознания несложно, поскольку все упомянутые ученые в свои трудах четко формулировали философские принципы, которыми руководствовались в исследованиях, а многие из них написали работы, посвященные обсуждению этих принципов. Есть, к примеру, книга Дж.К.Максвелла «Материя и движение», доклад Л.Больцмана «О развитии методов теоретической физики в новейшее время», статья А.Эйнштейна «Физика и реальность».
Надеюсь, после изучения такого курса аспиранты получат целостное представление о значении философии для естествознания, а знания философских идей и принципов, которыми руководствовались классики естествознания, поможет им проводить собственные научные исследования на высоком уровне.
В заключение замечу, что более подробно многие аспекты сказанного выше, освещены мной в работах, размещенных в электронном архиве ela.kpi.ua, а также в статьях, посвященных Аристотелю, Г.Галилею, Г.В.Лейбницу, И.Ньютону, Дж.Дальтону, М.Фарадею и др., которые публиковались в газете «Киевский политехник» и есть на сайте нашего университета.