Международное научно-образовательное сотрудничество становится сейчас одним из важных направлений работы любого современного университета. Более того, показатели деятельности в этом направлении влияют как на его общий рейтинг, так и на экономическую состоятельность и его популярность среди абитуриентов. Поэтому оживить эту работу и наполнить ее новым содержанием и проектами - важная задача для руководителей каждого подразделения КПИ им. Игоря Сикорского.
Средства, с помощью которых этого можно добиться, обсуждали 10 апреля на совместном совещании заместители директоров институтов и деканов факультетов по воспитательной работе и заместители директоров институтов и деканов факультетов по международной деятельности, руководители международных офисов при директорах институтов и деканы факультетов, а также сотрудники департамента международного сотрудничества и департамента учебно-воспитательной работы. В работе совещания также приняли участие представители департамента учебной работы, юридического департамента и других университетских подразделений.
Главную тональность разговора определил в своем выступлении проректор по международному сотрудничеству член-корреспондент НАН Украины Сергей Сидоренко. Он отметил, что сегодня КПИ им. Игоря Сикорского уже работает по пятнадцати программам двойного диплома с десятью университетами из Германии, Франции, Кореи, Болгарии, Бразилии, Чехии, Словакии, Литвы и т.д., что политехники сейчас участвуют в 53 проектах в рамках Программы Европейского Союза, которая поддерживает проекты, партнерства, мероприятия и мобильность в сфере образования, подготовки, молодежи и спорта "Erasmus +" (К1 - Учебная мобильность), что постепенно растет количество наших студентов, обучающихся в зарубежных университетах. Киевские политехники участвуют и в международных программах воспитания лидеров - людей новой европейской ментальности. Более того, предлагается ввести учебную дисциплину (модуль) "Воспитание лидерских качеств" - подобные курсы уже читаются во многих университетах мира.
"Если мы сконцентрируем больше усилий на обеспечении участия наших студентов в международных программах, что способствуют воспитанию лидерских качеств, помогают овладеть практическими навыками демократических преобразований и государственного управления, мы, безусловно, сделаем очень важное дело и для нашего университета, и для всего нашего государства" , - отметил Сергей Сидоренко.
Однако на пути дальнейшей интернационализации учебного процесса в университете преград пока очень много. Среди главных - несовершенство действующей нормативно-правовой базы. Скажем, даже наладить полноценные академические обмены университет не имеет возможности - потому, что в отличие от зарубежных вузов, которые финансируют стажировку, обучение и проживание своих коллег-гостей, украинским вузам на такие расходы закон права не дает. Отсутствует также нормативная база по двойным дипломам - непонятно даже, может ли быть единственный диплом об образовании, которое выпускники получали в двух университетах, и что в нем должно быть отражено. Кроме того, нет принятой и нормативно закрепленной системы финансового обеспечения таких программ. Требует совершенствования и обновления порядок организации стажировок и практики студентов за границей, не говоря уже о международной академической мобильности аспирантов. Есть и другие проблемы - как объективного характера, так и субъективные, тормозящие процесс расширения международной деятельности университета и его подразделений, - о них упоминали практически все, кому предоставлялось слово.
Участники совещания договорились создать рабочую группу для подготовки предложений по совершенствованию нормативной базы, что регулирует международную деятельность. Часть этих предложений можно будет внедрить в университетскую практику, часть - направить в органы государственной власти для внесения соответствующих изменений в законодательство. Поэтому встречи представителей департаментов учебно-воспитательной работы, учебной деятельности и международного сотрудничества, а также юридического управления и управления делами как на уровне их руководителей, так и с привлечением сотрудников факультетов и институтов планируется проводить систематически. Это должно способствовать координации их работы и своевременному выявлению и преодолению проблем в сфере международной академической мобильности, разработки соответствующей нормативной базы и финансового обеспечения конкретных программ и проектов и тому подобное. Определены и ответственные, что будут координировать эту работу.