Расширенное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, что произошло 15.11.2017 г., было посвящено второй годовщине принятия Закона Украины "О научной и научно-технической деятельности" и касалось состояния реализации этого нормативного акта. Участие в дискуссии по этому поводу приняли не только народные депутаты и руководители образования, но и представители научных учреждений и университетов Украины. Научных работников высшей школы Украины и одновременно КПИ им. Игоря Сикорского на нем представлял председатель Совета проректоров по научной работе вузов Украины, проректор по научной работе нашего университета академик НАН Украины Михаил Ильченко. Ниже приводится текст его выступления.
10 ноября внимание ученых привлекли два события.
Первое - это приветствие министра образования и науки Украины Л.М. Гриневич по случаю Всемирного дня науки во имя мира и развития. В нем, несмотря на праздничное настроение, сделано ударение на достижении исторического минимума госбюджетного финансирования науки на уровне 0,16% ВВП, а также тенденции потери наших лучших ученых и фоне глобального развития науки в мире.
Второе - это обнародование данных социологической группы "Рейтинг", согласно которым 64% опрошенных украинских ученых заявили об ухудшении ситуации в отечественной науке. И сама социологическая группа месяцем ранее сообщила, что по данным сентябрьского опроса каждый третий украинский ученый готов покинуть страну.
Это не может не беспокоить. Но больше всего ученых беспокоит то, что опасность реальности необратимых изменений в науке уже наступила. Свидетельством этого является существенное падение в течение 2017 года количества защит кандидатских диссертаций и количества желающих поступать в аспирантуру. В области технических наук это падение составляет почти 20%. Кроме того, уменьшено количество заявок на охрану объектов права интеллектуальной собственности. Есть и другие признаки упадка. Печальную картину дополняют решения на уровне государства относительно существенного ослабления роли естественных дисциплин в средней школе, что будет способствовать дальнейшей деинтеллектуализации будущих поколений. Создается впечатление, что этой же цели служат и очередные изменения Закона Украины "О высшем образовании" в части управления деятельностью университетов. Уже внедрены в жизнь идеи о пересмотре перечня специальностей. В области инженерной подготовки их количество уменьшено почти на треть. Это, в свою очередь, стало весомым вкладом в деиндустриализацию Украины.
На фоне указанных негативных процессов островками инноваций в бурном хаосе выглядят положительные и весомые достижения отечественной науки в отдельных университетах нашего государства. Университетах, которые в условиях войны на востоке Украины на патриотических началах присоединились к научному сопровождению оборонно-промышленного комплекса. Эта работа не осталась незамеченной. Верховный главнокомандующий Вооруженных сил Украины П.А. Порошенко в июле с.г. поблагодарил ученым Киевской политехники за создание и внедрение новых разработок в оборонном секторе, в частности беспилотных авиационных комплексов, которые поставлены на вооружение в Государственной пограничной службе и успешно работают на западных границах государства, а также в составе Вооруженных сил Министерства обороны - на востоке Украины. На околоземных космических орбитах успешно выполняют исследовательские задачи два первые украинские университетские наноспутники. Эти аппараты созданы и запущены в космос благодаря финансовой поддержке инновационно-ориентированного бизнеса. Также, уже имеем положительный опыт привлечения внебюджетных средств для поддержки стартапов. Кстати, почти 250 инновационных разработок, созданных в тридцати университетах Украины, представлены в информационном сборнике, подготовленном Советом проректоров по научной работе высших учебных заведений МОН Украины.
Объективности ради должны отметить, что весомые достижения университетской науки достигнуто также благодаря внедрению в последнее время в системе МОН ряда новаций менеджмента науки в университетах. Это, в частности:
- системная многокритериальная организация конкурсов под эгидой Научного совета МОН, в том числе целевая поддержка новых госбюджетных тем, которые имеют перспективу военного применения;
- введение конкурсов госбюджетных работ отдельно для молодых ученых;
- распространение лучшего опыта организации науки в отдельных университетах, например, СумГУ и др.
Но в целом имеем все же констатировать, что положительные примеры достижений науки в университетах стали реальностью "не благодаря, а вопреки" нынешнему состоянию науки в Украине, что в его проекте Решения сегодняшнего заседания Комитета ВР Украины объективно охарактеризовано как неудовлетворительное. На позитивные изменения в будущем ориентировано п. 3 проекта Решения, где речь идет о постепенном обеспечении к 2020 году бюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности в объеме не менее 1,7% ВВП. Но, к сожалению, никаких надежд на то, что это будет реализовано, возлагать не можем.
Мы знаем позицию премьер-министра Украины В.Б. Гройсмана относительно существенного увеличения госбюджетного финансирования науки. Условием этого является разработка и осуществление своеобразной дорожной карты, а именно - введение новых подходов к организации науки в Украине и получение весомых ее конечных результатов в качестве базиса развития отечественной экономики на основе инноваций. Учитывая это, считаем целесообразным дополнить проект Решения сегодняшнего заседания Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования конкретными предложениями, а именно:
1. Ко второму чтению законопроекта о госбюджете 2018 года дополнительно увеличить средства на финансирование науки и направить их на становление и начало деятельности Национального фонда исследований. Подчеркиваю, именно дополнительно увеличить, а не исключить из существующего мизерного конкурсного финансирования университетов и академий наук, как это предлагали авторы известного Европейского аудита.
Профессионально организованная деятельность Национального фонда исследований должна реализовать механизмы грантового финансирования проектов ученых из академических институтов и университетской среды.
2. Также за счет дополнительно увеличивающегося госбюджетного финансирования науки, и также в первую очередь, с целью преодоления фактической дискриминации университетской науки должен быть решен вопрос о начале базового финансирования науки в университетах, в соответствии с предусмотренным новым Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности" объема . Модель введения такого базового финансирования в университетах с учетом европейского опыта наработана руководством МОН и основывается на принципах государственной аттестации ВУЗов в части осуществления ими научной деятельности. После этого по конкретным научным направлениям должен быть определен рейтинг университетов и их лидеры, которые получат приоритетное право для введения базового финансирования. То есть речь идет о первоочередной поддержку тех университетов, которые уже имеют значительные достижения, необходимый кадровый состав и по крайней мере 5-летние планы своего дальнейшего развития.
3. Следующим есть предложение по усовершенствованию модели конкурсного отбора научно-технических разработок по госзаказам. Совершенствование должно касаться не менее двух вопросов. Во-первых, сроки объявления и проведения конкурса должны быть перенесены на предыдущий год с тем, чтобы принятые решения позволяли начинать финансирование проектов уже с первого, а не с четвертого квартала, как это имеет место в настоящее время. Во-вторых, определение победителя конкурса должно быть одностадийным - без дополнительного тендера, как это происходит сегодня.
4. Для мотивации университетских ученых создавать экспериментальные образцы, методики и практически подтверждать новые результаты проектов, представляемых на конкурс МОН Украины, научно-экспертные заключения по их оценке следует дополнить весомыми дополнительными баллами: баллы за полученные патенты на изобретение и (или) промышленный образец должны быть в пять раз больше, чем баллы за патенты на полезные модели или свидетельства о регистрации авторского права.
5. Внести изменения в пункт 14 Постановления Кабинета Министров Украины от 15.02.2002 г.. № 153 определив, что для проектов, которые финансируются НАТО, не нужно подавать ходатайство о государственной регистрации проекта и заверенную донором или исполнителем копию контракта, заключенного между донором и исполнителем. Необходимость внесения таких изменений продиктована тем, что в настоящее время для осуществления государственной регистрации проектов НАТО Минэкономразвития требует предоставить ходатайство НАТО о государственной регистрации проекта и заверенную донором копию контракта между НАТО и исполнителем, а соответствующие органы НАТО не соглашаются предоставлять указанные материалы. Поэтому сегодня получить государственную регистрацию ни одного проекта НАТО не удается. Это приводит к тому, что исполнители таких проектов теряют права на получение льгот по уплате таможенных платежей.
Подытоживая сказанное, констатируем, что три из пяти предложений по решению насущных проблем организации науки не касаются увеличения госбюджетных средств.
Благодарю за внимание!