Фраза, вынесенная в эпиграф, подтверждает стремительность исторического развития. Однако, одно дело, когда это движение эволюционное, основанное на достижениях предыдущих поколений, на достигнутом ими позитиве, и совсем другое, когда основа разрушена, а радикальных шагов для улучшения ситуации не делается. Особенно - когда речь идет о воспитании молодежи. Иногда даже возникает вопрос - не виртуальным ли, случайно, в таких условиях является понятие "воспитание" и производные от него: «воспитанность», «воспитатель», «воспитанник» и другие. Можно ли говорить о его конкретности?

Ответ неоднозначен. Но хочется верить, что понятие это существует не где-то в параллельных мирах. И что в реальной жизни оно также имеет вполне конкретное наполнение.

Вопросы можно задавать и так: «Довольны ли мы, взрослые, уровнем воспитания детей, школьников, молодежи?» Думаю, что опять-таки ответ однозначным не будет.

Если рассматривать всю цепочку внесемейного воспитания (хотя именно воспитание в семье, на мой взгляд, является важнейшим фактором формирования личности), то оно будет выглядеть следующим образом: детское дошкольное учреждение - школа (лицей, гимназия) - институт (колледж, университет) .

В детском дошкольном учреждении дети охвачены и вниманием, и заботой, и учат их по определенными, годами наработанными программами. То есть, этот этап формирования личности особых проблем не вызывает. Да и в нормальной семье маленькому ребенку, как правило, уделяют много внимания. Но дальше возникает парадокс: чем взрослее становится ребенок, тем внимания уделяется ей меньше. При этом закономерность, что закреплена в народном сознании поговоркой «Маленькие дети - маленькие проблемы, большие дети - большие проблемы», действует. И наши подрастающие дети в абсолютном и относительном измерениях требуют большего: внимания и толерантности, уважения и понимания, но самое главное - общения. Общения откровенного, честного.

А что же средние учебные заведения, с их постоянной нехваткой кадров, часов на гуманитарные дисциплины, на внеклассную работу и т.д.? Выполняют ли они одну из своих основных задач - формировать личность, человека сегодняшнего, а главное, завтрашнего дня? Положительный ответ на этот вопрос общество сможет получить, только решив проблемы, стоящие сегодня перед школой. Среди них - недостаток финансирования, отсутствие постоянных учебников и учебных программ, обнищание преподавателей, которое заставляет их постоянно искать дополнительные возможности заработать и вызывает разочарование в профессии и т.п., что, в конечном итоге, не может не влиять и на качество подготовки учащихся.

Часто вчерашний выпускник школы поступает в высшее учебное заведение (ВУЗ) не из-за собственной тяги к знаниям, а чтобы удовлетворить родителей, по принципу «так нужно», или просто надеясь получить диплом «на всякий случай».

Немного школ могут похвастаться сегодня не только высоким уровнем подготовки своих выпускников, но и степенью их личностных качеств. Именно по этой причине многие первокурсники ВУЗов имеют несколько деформированное мировосприятие и тому подобное. Следовательно последствия школьных недоработок вынуждены исправлять преподаватели высших учебных заведений. Особенно это касается высших технических учебных заведений (ВТУЗов).

Период обучения в высшей технической школе - это то время, когда будущие инженеры, технологи, конструкторы получают знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, и приобретают практические навыки. Но не только. В годы обучения молодой человек знакомится с духовными достижениями человечества и усваивает определенную их сумму. Это период в жизни, когда окончательно формируется личность человека, точнее - чуть ли не самая важная составляющая личности - ее мировоззрение. Именно эта система взглядов на мир, на место отдельных явлений в нем, понимание и эмоциональная оценка смысла жизни и деятельности, совокупность научных, политических, правовых, нравственных, эстетических убеждений и идеалов в значительной степени определяет поведение человека, его отношение с окружающей средой как в физическом, так и социальном его понимании. Сформировавшаяся личность знает и ответы на известные Кантовские вопросы: «Что я могу знать?», «Что должен делать?» и «На что надеяться?»

Какие же требования к будущему инженеру, создателю материальной культуры, материальной среды ставит современность?

Эти вопросы широко обсуждаются в последние годы. В ходе этого обсуждения, кажется, уже сложились определенные общие убеждения относительно особенностей подготовки инженеров, обусловленные особенностями новой техники и современного общества.

Сегодняшний мир характеризуется невиданным доселе уровнем развития прикладных научных дисциплин и технологий. Они дают возможность создавать материалы с любыми необходимыми свойствами и возможностями. Достижения науки и техники, кажется, убедили всех в почти безграничных возможностях технического прогресса.

Личностью на первый план выдвигаются проблемы назначения самой техники. Наряду с вопросом: «как создавать», искать ответ на который инженера учили всегда, теперь возникают вопросы: «Что именно и для чего создавать?» Вызовом современности является постоянное обновление технических средств, причем такое обновление характеризуется высокими темпами. Часто знания, полученные в высшем техническом учебном заведении, «стареют» раньше, чем специалист начинает их применять.

Поэтому возникают новые проблемы - методического плана. Подготовка специалистов должна проходить с учетом перспективных достижений науки и техники, носить упреждающий характер.

Поэтому создатели новой техники должны быть ориентированными на постоянный поиск нового и быть подготовленными как к быстрому восприятию нового, так и к необходимости постоянного обновления предмета своей деятельности.

Составляющими этой подготовки являются как накопление фундаментальных научных знаний, так и развитие творческих способностей.

Выдающийся ученый, первый директор Киевской политехники профессор Виктор Львович Кирпичев в своей речи 31 августа 1898 г. на торжественном открытии Киевского политехнического института заметил: «Политехнический институт есть высшее учебное заведение, назначенное для подготовления инженеров, т.е. как показывает самое название, людей гения, способных придумывать и устраивать новое. С понятием о деятельности инженера необходимо соединятся требование творческой способности и созидательной деятельности, умение делать нечто новое. Если кто предлагает только рутинно копировать старину, тому не нужно кончать высшего учебного заведения: его деятельность будет работа ремесленника, а не инженера».

В связи с развитием компьютерной техники, Интернета, электронных средств информации и коммуникации, возможности человека оперативно получать большие объемы информации из самых разных областей знаний значительно расширились. Поэтому важной проблемой становится умение пользоваться не только техническими средствами, но и информацией, использовать ее на общее благо. Использование ее должно носить позитивный характер и быть направленным в творческое русло, а не быть деструктивным. Именно по этой причине пользование Интернет-сайтами не должно быть произвольным, бесконтрольным. Ведь сегодня многими исследователями неоднократно фиксировались факты неадекватной реакции на информацию, полученную из Всемирной сети. А мы не можем забывать, что в период формирования личности у молодого человека формируется и собственно психоэмоциональное восприятие действительности.

Значительно обострились сегодня и различные экологические проблемы, решить которые только за счет очистных сооружений и оборудования уже невозможно. Все технологии, как и готовые изделия должны создаваться с учетом экологических требований, из чего следует значительная роль экологической составляющей в формировании личности инженера. Заметим, что об уровне развития общества прежде всего свидетельствует уровень ответственности, в том числе и перед грядущими поколениями.

Важным также является избрание гуманистического направления научно-технического творчества, ее ориентация на человека. Неслучайно сейчас так много пишут о гуманизации и гуманитаризации образования.

На реализацию этой концепции в нашем университете создано ряд факультетов гуманитарного направления. Это факультеты социологии, права, лингвистики, менеджмента и маркетинга. Каждый студент университета, что учится на одном из факультетов технического направления, имеет возможность учиться на этих вновь созданных факультетах, получая второе высшее образование. Обучение на факультетах гуманитарного профиля вне всяких сомнений оказывает положительное влияние на формирование мировоззрения молодого человека, способствует его становлению как гражданина государства, что болеет не только за себя, но и за интересы общества.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что задачей ВТУЗ является воспитание специалиста с высоким общим уровнем культуры, с глубокими фундаментальными знаниями в области науки и техники, такого, что хочет и умеет творить, стремится нового, осознает свою деятельность на благо человека, страны, человечества .

Человек всегда выступает как представитель определенной социальной группы. Мировоззрение человека несет отпечаток соответствующих коллективных представлений.

Соответственно задачей педагогов, всех, кто имеет дело со студентами (а в ВТУЗ - это все работники), является формирование или содействие формированию определенного - «политехнического» - мировоззрения.

Студенты должны осознать свою принадлежность к семье своего учебного заведения и гордиться этим. Однако приобретение такого осознания не должно носить принудительный характер. Признание причастности к вековым традициям славного института в определенной степени возвышает личность будущего специалиста, формирует у него стремление и желание действовать, то есть занимать активную жизненную позицию. Вместе с тем, коллектив не может быть каким-то механическим синтезом человеческих индивидов, а должен быть таким, что предполагает развитие личности человека, его творческой инициативы, использование этого достояния в пользу коллектива. «Общее осознание» предполагает не только сохранение, но и обогащение различных форм существования и социальной дифференциации в этом синтезе. Такое сообщество в некоторой степени является моделью всего общества со всеми теми процессами, которые в нем происходят. Ведь именно сейчас, на наших глазах осуществляются кардинальные преобразования социальных структур, возникают новые финансовые и политические слои общества. Продолжается активный процесс взаимопроникновения и взаимного влияния.

Следует отметить, что в годы учебы каждый студент имеет возможности не только получать знания и навыки в выбранной им предметной области, но и приобщиться к культурной, интеллектуальной и общественной жизни. Человек может сосредоточиться на духовной стороне своей жизни, в котором она сможет развиваться более универсально, «целостно», а не односторонне, деформировано, в котором, наконец, индивиды сами будут отвечать за то, какие они есть, что они делают, чего достигли собственными усилиями ; в конце концов юноша или девушка получает возможность своей самореализации через активную деятельность.

Следует отметить, что киевские студенты-политехники наделены такими возможностями более чем достаточно. Было бы желание. Во-первых, - это возможность профессионального роста путем участия в различных предметных олимпиадах, конкурсах, научных кружках и тому подобное. Во-вторых, - это возможность самореализации в художественном творчестве, путем участия в творческих кружках, эстрадном театре любителей (ЭТА), в командах клуба веселых и находчивых, действующих почти на каждом факультете. В-третьих, - это спорт. Свидетельством успешности реализации потенций студентов-политехников, так сказать, в их личностной психологической надстройке, есть высокие результаты, громкие победы и большие достижения в международных соревнованиях, на олимпиадах и конкурсах.

Однако, не все студенты-политехники настроены на культурное использования свободного времени. Подвергаясь эффекту толпы или псевдоколлектива, в некоторых студентов на свет появляются проявления негативных привычек, желание утвердить себя в чем-то таком, что вступает в противоречие с общепринятыми нормами поведения и морали, и с этим невозможно и, главное, не нужно мириться. Проявления низкого уровня культуры поведения студентов при проведении массовых мероприятий (таких как дискотеки, спортивные соревнования и т.д.) должны стать предметом постоянного внимания органов студенческого самоуправления, профсоюзной организации. В их поле зрения должны постоянно находиться употребление студентами алкоголя, пива, курение, использование не нормативной лексики, одним словом, Киевская политехника должна стать городком высокой культуры и творчества. Так оно и будет. Я в это верю!

Автор: В.Янковой, главный редактор газеты «Киевский политехник», доцент ФММ