Есть традиция публиковать в юбилейных номерах газет какие-то материалы прошлых лет. Мы также неоднократно размещали на наших страницах заметки и фото, отражавшие историю страны и нашего университета. А в этом номере решили представить читателям материалы другого характера - советы студентам и преподавателям и мудрые мысли мудрых людей, которые печатались на страницах университетского журнала.

"За советского инженера", 11 сентября 1953 г.

Вооружайтесь глубокими знаниями! Первокурсникам Киевского ордена Ленина политехнического института

Мне, бывшему студенту Киевского политехнического института, особенно приятно поздравить Вас с началом обучения в этом высшем орденоносном учебном заведении ...

Позвольте поделиться с Вами некоторыми мыслями. Я считаю, что для успешного обучения в институте нужно с первых же дней учебного года выработать для себя строгий режим и четкую систему занятий. Нужно, чтобы рабочий день был очень уплотненный; ни одна минута занятий не должна пропасть даром ...

Надо научиться самостоятельно работать над усвоением содержания книг, выделять в них главное, вдумчиво анализировать прочитанное, сопоставлять данные, факты, примеры из различных источников.

Полученные теоретические знания следует систематически подкреплять практической работой в лабораториях. С первых же дней обучения нужно тесно сочетать теорию с практикой, что особенно важно для дальнейшей творческой деятельности инженера, ученого ...

Никогда не должно Вас оставлять чувство товарищества, коллективизма. Надо учиться жить, творить в большом коллективе ...

Б. Е. Патон, член-корреспондент
Академии наук УССР, лауреат Сталинской премии, доктор технических наук

"За советского инженера", 14 ноября 1966 г.

Размышления о лекции

... Подобно пчеле, которая собирает мед из многих цветов, лектор может пользоваться многочисленными пособиями, сравнивая их и используя в них то, что наиболее целесообразно рассказать в аудитории.

Иногда везет найти оригинальные решения трудной задачи, новое доказательство какой-либо теоремы или хотя бы модификации известного уже мероприятия. В таком случае у самого преподавателя повышается интерес к лекции, как продукта его личного творчества.

Много творческой инициативы можно обнаружить, подбирая материал, который оживляет изложение. Чем больше разумного труда вложит педагог в подготовку к лекции, тем с большим вдохновением он прочтет ее и тем сильнее заинтересует она студентов ...

Каждый студент должен вести конспект лекции, а лектор является дирижером этой работы. Он преподает так, чтобы присутствующие успели записывать заголовки рассматриваемых вопросов (своего рода математических новелл), определения, формулировки теорем. Новые термины, а также фамилии ученых следует лектору записывать на доске, чтобы не допускать искажений ...

В заключение хочется отметить еще один момент, который не имеет близкого отношения к методике чтения лекций. Преподавателю приходится постоянно общаться со студентами, и здесь он должен проявлять должный такт, в первую очередь, быть вежливым. Когда студент приходит ко мне в помещение кафедры по любому делу, я приглашаю его сесть, - только после этого начинаю разговор. Обращаясь к студенту, надо не только называть его фамилию: "Петров", "Иванов", а сказать "товарищ Петров", "товарищ Иванов". Такой вежливости требуем от всех преподавателей нашей кафедры.

А.Смогоржевський, профессор, Заслуженный деятель науки и техники УССР,

зав. кафедрой математической физики

"За советского инженера", 17 ноября 1954 г.

О творческом и школьном подходе к изучению теории металлургии

... Творческий подход к изучению науки в любой отрасли и, в частности, металлургии зависит от интереса к науке, который пробуждается у студентов профессором, преподающим ту или иную дисциплину ...

Инженер - это человек, который своей творческой технической деятельностью вносит в производство что-то новое. Инженер отличается от практика работающего на заводе, прежде всего тем, что он обладает научной подготовкой и знанием теоретических закономерностей процессов, которые происходят в тех или иных производственных агрегатах. И именно эти знания открывают ему широкий путь к творчеству. Идеалом для инженера может служить Леонардо да Винчи, который сочетает в своем лице ученого, практика и художника. Хотя при современном состоянии развития технических наук трудно совместить эти три различных профиля, а все же к этому надо стремиться. Всякое техническая дело, хорошо выполненное, должно быть вместе с тем осуществлено красиво и в полном соответствии с научными положениями. Девизом техника должно быть стремление принести максимальную пользу в дальнейшем развитии науки и техники.

Хорошая научная и теоретическая подготовка молодого инженера, полученная в институте, необходима, но для практической деятельности она еще недостаточна или, точнее, ее еще недостаточно ...

... Инженера, который только что закончил курс, можно сравнить со сталью, выпущенной с мартеновской печи. Эта сталь уже имеет заданный состав, но она не получила еще своих конечных качеств, потому что не прошла термической, механической и других видов обработки, в результате которых эти качества должны набраться. Для этой вторичной обработки в молодого инженера в условиях производства должен быть уже другой учитель, по сути, не менее важный, чем профессор в институте, который привил первоначальный интерес и дал необходимые знания молодому специалисту ...

И.П.Бардин, вице-президент Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда,

дважды лауреат Сталинской премии, выпускник Киевского политехнического института 1910г.