Тезисы выступления проректора по научной работе М.Е.Ильченка на Комитетских слушаниях в Верховной Раде Украины по вопросу "Законодательное обеспечение развития Национальной инновационной системы: состояние и пути решения" 15 июня 2016 г.
Уважаемые участники Слушаний! Важность вопроса, что сегодня рассматривается на Слушаниях, является чрезвычайной. Ведь существующее положение является неприемлемым, поскольку оно не ориентировано на возрождение экономики Украины и укрепление обороноспособности и национальной безопасности на основе инноваций. Наука Украины в целом и наука в университетах в частности при соответствующем менеджменте и разумном использовании новых научных знаний должна дать шанс на кардинальное улучшение экономической ситуации в Украине.
Положительным примером здесь может быть научно-инновационная деятельность Киевской политехники. Наш университет по итогам национального академического рейтинга 2016 года "Топ-200" с весомым отрывом от других вузов стал единоличным лидером, выйдя вперед по критерию "Инновационная деятельность университетов". При этом учитывались объемы инвестиций частного высокотехнологичного бизнеса для создания стартапов университета. Эти стартапы касаются не только новейших технических достижений, но и проектов в других сферах, в частности в аграрной, медицинской, гуманитарной. И что особенно важно, все они основываются на новейших идеях и являются востребованными на потребительском рынке. В течении последнего года в инновационной экосистеме КПИ "Sikorsky Challenge" было создано более 40 стартапов. Победители четвертого ежегодного конкурса стартапов университета получили от частных венчурных фондов и высокотехнологичных компаний инвестиции общим объемом 573 млн грн.
В основу университетского менеджмента науки и инноваций нами положены принципы и опыт, которые наработаны в течении последних 10 лет, начало чему положил инициированный ректором М.Згуровским соответствующий пилотный проект. Его составными частями являются следующие.
Во-первых, внедрение модели исследовательского университета, основанной на сочетании трех направлений деятельности, которыми являются образование, научные исследования и инновации. Именно такой своеобразный треугольник знаний положен в основу деятельности европейских исследовательских университетов. Поэтому введение такого содержания исследовательских университетов в Украине соответствовало бы лучшим зарубежным традициям. Ведь цивилизованная Европа хочет видеть Украину как безопасное, богатое и благополучное государство.
Во-вторых, при введении модели исследовательского университета в КПИ необходимо было законодательно привлечь к нашей деятельности инновационное направление. Эта задача была решена принятием в декабре 2006 года специального Закона Украины "О научном парке "Киевская политехника". Парк стал базовой структурой организации инновационной деятельности, создав Школу стартапов, ряд малых инновационных предприятий, проводя ежегодные фестивали (конкурсы) инновационных проектов и тому подобное.
В-третьих, необходимость промышленного внедрения инновационных разработок побудила нас к дополнению модели инновационной среды университета высокотехнологичной производственной компонентой. С этой целью мы пригласили в 2015 году в состав инновационной экосистемы КПИ семь ведущих предприятий города Киева, с каждым из которых нас объединяет общая реализация конкретных инновационных разработок.
Таким образом, в современной модели инновационной среды исследовательского университета НТУУ "КПИ" имеет место сочетание и оптимальное взаимодействие участников качественного образования, передовой науки, прорывных инноваций, инновационно-ориентированного бизнеса и высокотехнологичных предприятий. Именно по такой модели наш университет:
- Создал и вывел в космос первый украинский наноспутник "PolyITAN-1" и готовит к запуску на орбиту второй спутник как один из 50 подобных наноспутников других стран в рамках большого международного проекта QB-50;
- В течении одного года к серийному производству довел разработку беспилотных летательных аппаратов "Spectator" для нашей армии и гражданских отраслей, в том числе аграрной;
- Создал и внедрил промышленные технологии очистки воды, современные системы в сфере зеленой энергетики и тому подобное;
- Присоединился к выполнению востребованных проектов по новым программам "Агросектор" и "Электроавтобус".
И что еще важно. Содержание учебной деятельности КПИ органично сочетает новые научные знания, навыки исследовательской деятельности и методологию инноваций и коммерциализации. Как результат, в среде КПИ царит атмосфера создания и восприятия инноваций на протяжении всего времени обучения наших студентов, что позволяет нашей молодежи, выпускникам КПИ побеждать в международных конкурсах. Так, например, недавно выпускник КПИ Иван Пасечник победил в мировом рейтинге самых успешных молодых и талантливых предпринимателей "30 из 30", опубликованном американским журналом "Форбс". Его достижение - создание известного на мировом рынке стартапа, направленного на экономию электроэнергии. А вот еще один пример. В конкурсе 2016 г. Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) соревновались 15310 участников из 61 страны. Победу по созданию марсолета "Mars Hopper" завоевала украинская команда в составе 7 инноваторов. Из них Павел Правдюков, Николай Денисенко - выпускники, а Вячеслав Осауленко - аспирант КПИ.
Однако полученные достижения как в КПИ, так и в других университетах, о чем шла речь в моем интервью 19 мая с.г. для газеты "Урядовый курьер", совершены скорее по принципу "не благодаря, а вопреки" существующем в Украине состоянию и государственной политике в сфере науки и инноваций. Опыт КПИ и других университетов позволяет привлечь внимание участников сегодняшних Слушаний к необходимости мобилизации резервов для совершенствования путей законодательного обеспечения инновационного развития экономики страны. По этому поводу проректорами по научной работе ВУЗов Украины наработано более 10 конкретных предложений как к действующим законам, так и к рекомендациям наших слушаний, которые мы передали в комитет ВР Украины по вопросам науки и образования. Временной регламент выступления обязывает назвать лишь отдельные предложения.
Мы считаем, что существует насущная проблема разработки и принятия Инновационного кодекса, что системно бы регулировал инновационную сферу (по нашим подсчетам, действующее законодательство, касающееся инновационной деятельности, насчитывает 14 законодательных актов, более 50 нормативно-правовых актов правительства, около 100 различных ведомственных документов). Принятие Инновационного кодекса ликвидировало бы несогласованность терминологии действующих законодательных актов, по которой возможно различное трактование законов и которая искажает статистическую отчетность в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также затрудняет ее подготовку.
Инновационный кодекс мог бы решить еще одну юридическую коллизию, которая существует при подаче документов в Укрпатент для получения охранного документа на ОПИВ. Она связана с тем, что согласно действующему законодательству в Украине каждый автор имеет право подавать такие документы как физическое лицо и как сотрудник организации, где он работает. Как показывает опыт ведущих стран мира, в том числе закон США 1980 года, так называемый закон Бэя-Доула, патентные права на результаты НИР, которые выполнялись за госбюджетные средства, передавались организациям для включения их в хозяйственный оборот. Таким образом, вся интеллектуальная собственность, созданная сотрудниками во время их работы, принадлежит университетам. А университет по каждому ОПИВ решает, какую стратегию охраны ОПИВ ему принять: подать заявку сразу, придержать до поиска потенциального заказчика, хранить в форме коммерческой тайны или отказать изобретателю в дальнейшем ее продвижении. Поэтому предлагаем внести соответствующие изменения в раздел III Закона Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели", в Гражданский кодекс и в других нормативные документы, регламентирующие такой порядок.
Актуальным остается применение действующего законодательства в сфере получения и защиты ОПИВ с целью раскрытия сути ноу-хау только на этапе их коммерциализации.
Среди предложений, высказанные членами Совета проректоров по научной работе ВУЗов и директоров научных учреждений МОН Украины к рекомендациям Слушаний, хотел бы озвучить такие.
1. В бюджетах вузов Министерством образования и науки Украины необходимо предусмотреть финансовые ресурсы на проведение обязательных выплат с индексации заработной платы и повышения должностных окладов сотрудникам НИЧ, а также капитальные затраты на обустройство и переоснащение научных лабораторий, центров коллективного пользования современной техникой и оборудованием.
2. Для создания необходимых условий по развитию стартапов университетам, которые выращивают стартапы, должно быть предоставлено право самостоятельно, без органов Фонда госимущества решать вопросы аренды помещений для стартапов, связывая это с результативностью их научно-инновационной деятельности.
3. С целью привлечения инвесторов в научно-образовательную сферу и создания условий для реализации инновационной модели развития экономики Украины инициировать освобождение университетов от уплаты НДС при выполнении НИОКР или направление НДС на развитие научно-экспериментальной базы, а также предоставление права университетам использовать средства, полученные от заказчиков, при закупке товаров, работ и услуг самостоятельно, без проведения тендеров.
4. С включением Украины в международную торговлю лицензиями, которая превратилась, по сути, в самостоятельный институт национальных и международных экономических отношений, особую актуальность приобретают система государственного регулирования этих отношений, а также компенсационные механизмы иностранного патентования изобретений при наличии спроса.
И, наконец, последнее. Сама по себе инновационная система, даже национального масштаба, еще не является залогом возрождения экономики Украины, это лишь инструмент достижения цели. Главное - это люди, которые должны обладать этим инструментом и которым вместо преград типа заоблачных налогов, не всегда оправданных тендеров, нереальных тарифов, забюрократизированного Госказначейства т.д. государство должно создать соответствующие условия для успешного производства востребованной на отечественном и зарубежном рынках инновационной продукции с максимальной добавленной стоимостью благодаря использованию новых научных знаний. Но эту проблему, к сожалению, не решило ни одно правительство на протяжении 25 лет независимости Украины! Поэтому стратегически важно ее решение цивилизованным путем, а не в режиме хаоса, чего я желаю всем нам.
Благодарю за внимание.