29 октября 2015 г. состоялось заседание Методического совета НТУУ "КПИ", на котором были рассмотрены и утверждены итоги рейтингования научно-педагогических работников (НПР) университета в 2014/2015 учебном году.

В рейтинговании приняли участие 2 817 научно-педагогических работников, в том числе 137 заведующих кафедр, 325 профессоров, 1068 доцентов, 520 старших преподавателей и 767 преподавателей.

Рейтинг

При базовом значении общего рейтинга 1000 баллов среднее значение на одну ставку составляет 2225,88 (в прошлом году - 1935,25). Таким образом, среднее значение общего рейтинга увеличилось на 291 балл, или на 15%. Примерно 47% НПР имеют общий рейтинг в пределах 1000-2000 баллов (в прошлом году - 58%), но при этом на 14,4% увеличилась доля НПР, которые имеют общий рейтинг более 2000 баллов. Меньше 500 баллов имеют 135 НПР, или 4,8% (в прошлом году - 183 НПР, или 6,4%), большинство из них работает на часть ставки или неполный учебный год. Сведенный к полной ставке общий рейтинг менее 1000 баллов имеют 22 НПР. Заведующим кафедр предложено предоставить в учебно-организационное управление объяснение таких случаев.

Восемь подразделений имеют рейтинговый балл больше среднего значения по университету. Два года подряд в пятерке лидеров ИТС, ПСФ, ФММ и ФБТ, а среди аутсайдеров - ФИВТ, ФМФ и РТФ. Относительно прошлого года улучшили свой рейтинг ФЭЛ (на 9 позиций), ФСН (7), ТЭФ (4), РТФ и ФММ (3), а также ФЛ (2). Значительно ухудшился рейтинг ФПМ (снижение на 9 позиций), а также ИЭЭ (-5), ИФФ (-4) и ФТИ, ФАКС и ЗФ (-3).

Два года подряд в первой десятке находятся кафедры: менеджмента (ФММ), приборостроения (ПСФ), информационно-телекоммуникационных сетей (ИТС), международной экономики (ФММ), экобиотехнологии и биоэнергетики (ФБТ).

Четыре года подряд в последней десятке по общему рейтингу находятся три кафедры: общей физики и физики твердого тела (ФМФ), общей и теоретической физики (ФМФ) и общей и неорганической химии (ХТФ). Два года подряд в последней десятке кафедры: системного проектирования (ИПСА), прикладной физики (ФТИ), информационно-измерительной техники (ФАКС). Аутсайдерами по общему рейтингу также кафедры: вычислительной техники (ФИВТ) - место в рейтинге снизилось на 18 позиций; программного обеспечения компьютерных систем (ФПМ) - падение в рейтинге на 95 мест; общей и экспериментальной физики (ФМФ) - снижение на 54 позиции; теоретических основ радиотехники (РТФ) - на 11 позиций; а также языковой подготовки иностранцев (ФЛ).

Рейтинг по учебно-методической работе

Среднее значение рейтинга НПР по учебно-методической работе составляет 1 258 баллов (в прошлом году - 1163,8 балла), что составляет 56,5% от среднего значения общего рейтинга и больше чем в 2,3 раза превышает базовое значение 450 баллов.

По среднему значению рейтинга НПР по учебно-методической работе в пятерку лучших факультетов / институтов входят ФММ, ВПИ, ФПМ, ФЛ, ФМФ. В пятерку аутсайдеров - ФАКС ФБТ, ММИ, ИПСА, ЗФ.

В прошлом учебном году, согласно решению Методического совета университета, была проведена оценка студентами качества преподавания. Опросы через электронный кампус университета планировалось проводить дважды за учебный год, накануне экзаменационных сессий. Средние результаты опроса должны быть учтены в виде поправочного коэффициента к баллам за учебно-методическую работу НПР. К сожалению, по ряду причин, эта работа была сорвана. Во-первых, в оценке приняли участие только 1988 студентов (9,1%). Во-вторых, оценено преподавание только 1 581 НПР, или 56%. В-третьих, есть случаи оценки преподавателя одним студентом.

С учетом вышесказанного, в рейтинге НПР в 2014/15 учебном использовать мнение студентов по качеству преподавания было невозможно. Для обеспечения активного участия студентов в оценке преподавания необходимо улучшить работы "кампуса" и принять дополнительные административно-воспитательных мероприятий.

Рейтинг по научно-инновационной деятельности

Среднее значение рейтинга по научно-инновационной деятельности составляет 718,2 балла (в прошлом году - 676,3 балла), то есть возросло на 10,6% и четвертый год превышает базовое значение (450 баллов). Базового значения баллов по научно-инновационной деятельности достигли 44,7% НПР (в прошлом году - 41,4%). Более 1000 баллов по научно-инновационной деятельности имеют 464 научно-педагогических работника, или 16,5% (в прошлом году - 381). Лучшие показатели рейтинга по научно-инновационной деятельности НПР имеют до 5-13 тысяч баллов. За пять лет среднее значение рейтинга по научно-инновационной деятельности возросло почти вдвое (на 81,6%).

Таким образом, можно сделать вывод, что система рейтинга НПР действительно стимулирует научную деятельность преподавателей.

В то же время часть НПР имеют недостаточный рейтинг научно-инновационной деятельности. Меньше 100 баллов имеют 393 НПР (13,9%) (в прошлом году - 10,25%). Не имеют научно-инновационных достижений 145 НПР (5,15%), в прошлом году - 158 (5,53%), в том числе 14 (4,3%) профессоров (в прошлом году - соответственно 19 или 5,94 %); 41 (3,84%) доцент (56, или 5,17%); 34 (6,54%) старшие преподаватели (36, или 6,7%); 63 (8,31%) ассистенты и преподаватели (52, или 6,6%). На ФТИ и ФИВТ каждый пятый НПР не имеет научных достижений. На ФМФ и ИФФ - каждый седьмой-десятый НПР. Для научно-педагогического работника исследовательского университета это недопустимо.

Заведующим кафедр предложено предоставить в учебно-организационное управление информацию о мерах относительно НПР, рейтинговая составляющая научно-инновационной деятельности которых, деленная на часть ставки, составляет менее 100 баллов; принять меры по активизации научно-инновационной деятельности на кафедрах.

По среднему значению рейтинга НПР с научно-инновационной работы четыре года подряд сохраняют лидерство ИТС, ММИ и ФБТ. В первой десятке сохраняют позиции ПСФ, ИХФ, ИФФ, ФАКС и ФММ. Четыре года подряд в последний тройке находятся ФМФ, ФПМ и ФИВТ. Заметно повысили уровень научно-инновационной деятельности: ХТФ (+6 мест), а также ФАКС (3), ФБМИ (3), ИПСА (+2) и ТЭФ (2). Ухудшился рейтинг ФТИ (-4), ИЭЭ (-4), ЗФ (-4) и ФЕА (-3).

Два года подряд в первой десятке кафедр с максимальным рейтингом научно-инновационной деятельности находятся кафедры: приборов и систем управления летательными аппаратами (ФАКС), возобновляемых источников энергии (ФЕА), химического, полимерного i силикатного машиностроения (ИХФ), психологии и педагогики (ФСП) , приборостроения (ПСФ).

Аутсайдерами по этому показателю кафедры: общей i экспериментальной физики (ФМФ), общей и теоретической физики (ФМФ), дифференциальных уравнений (ФМФ), программного обеспечения компьютерных систем (ФПМ), автоматизированных систем обработки информации и управления (ФИВТ). Требует внимания пребывание второй год в последней десятке по научно-инновационной деятельностью пяти кафедр: общей и теоретической физики (ФМФ), общей и неорганической химии (ХТФ), математической физики (ФМФ), общей физики и физики твердого тела (ФМФ) и теоретической механики (факс).

Следует также сказать, что при обработке рейтинг-листов выявлен ряд ошибок или ложных записей: не определена должность (136 случаев); не определено название кафедры (3 случая); часть ставки не соответствует действительности; запись фамилии латиницей (5 случаев), указано возраст НПР "3" или "5" лет (6 случаев); не заносятся данные по учебной нагрузке; материалы дидактического обеспечения учебных занятий (например, презентации) вносятся отдельно как методические разработки; отмечается "разработка рабочих учебных планов, программ и рабочих программ" для существующих учебных дисциплин; наличие дублирующих записей выполненных работ; записываются рукописи, а не изданная учебная литература под соответствующим грифом, а также монографии, не рассмотренные и не принятые научно-техническим советом университета; не учитывается наличие соавторов при выполнении определенных работ или не согласуется распределение взноса между соавторами.

Ежегодное наличие этих недостатков свидетельствует о том, что ответственные за рейтингование НПР на кафедрах и заведующие кафедр не обеспечивают достоверность информации в рейтинг-листах, не пользуются возможностью доступа к рейтинг-листам НПР кафедры, а обсуждение рейтинг-листов НПР проводится формально.

В завершение заседания Методический совет принял решение, которым, в частности, рекомендовано заместителям директоров институтов / деканов факультетов по учебно-методической работе провести методические семинары с руководством кафедр с анализом итогов рейтингования НПР и принять соответствующие решения. Ученым советам институтов / факультетов предложено обобщить и предоставить методическому отделу предложения кафедр по совершенствованию систем рейтингования НПР и определения комплексного рейтинга подразделений. Директорам институтов, деканам факультетов, заведующим кафедр рекомендуется учитывать показатели рейтингования научно-педагогических работников при планировании кадрового обеспечения. Заместителям директоров институтов / деканов факультетов по воспитательной работе, заведующим выпускающих кафедр, кураторам учебных групп обеспечить надлежащую организацию участия студентов в оценке качества преподавания в 2015/2016 учебном году.

Инф. Методического совета НТУУ "КПИ"

Дата події