Тарас Шевченко - выдающийся украинский поэт, прозаик, драматург, художник, политический и общественный деятель. Он был человеком универсальных талантов и интересов. Вся его жизнь посвящена украинскому народу. Он мечтал о том времени, когда Украина станет независимой, когда в Украине будут уважаться язык, история, когда люди станут счастливыми.
Литературное наследие Шевченко - это 240 стихотворений, из них - более 20 поэм; драма "Назар Стодоля"; 20 повестей (до нас дошло 9); дневник; автобиографии; фрагменты двух незаконченных драм. Произведения Шевченко переведены примерно на 100 языках мира. Наследие Шевченко-художника: 210 акварелей, прежде всего пейзажей; 150 портретов, из которых 43 автопортреты; 27 офортов, из которых - 6 серий "Живописная Украина"; более 230 карандашных рисунков ландшафтов Украины; эскизы, этюды, наброски - на 360 страницах рукописей и альбомов.
Среди немногих прижизненных изданий Тараса Шевченко особое место занимает последняя его книга - "Букварь южнорусский" для обучения детей грамоте на украинском языке в воскресных школах, составленная из лучших образцов фольклора и частично из собственных произведений. "Букварь" вышел относительно большим тиражом (10 тыс. Экземпляров) на средства самого автора. Причем деньги от продажи этой книги часто шли на нужды воскресных и сельских школ. Этот факт свидетельствует о том, какое большое внимание Шевченко уделял проблемам образования. В то же время эта книга была самой дешевой среди подобных изданий и была доступной для широких слоев населения. Шевченко реализовывал ее по цене 3 копейки.
Со времени появления "Букваря" прошло уже 150 лет (1861). Тарас Шевченко задумывался создать серию учебников, которые давали бы ученикам народных и воскресных школ начала знаний. "Мысль есть за" Букварем "напечатать счет и цены и величины такой же, как и" Букварь ". По счетом - этнографию и географию в 5 копеек. А историю, только нашу, может, вбгаю в 10 копеек ", - делился планами Шевченко в письме к М. К. Чалого 4 января 1861 Смерть поэта помешала осуществлению этих планов.
Воскресные школы - это были бесплатные школы для взрослых в дореволюционной России, работавших в воскресенье и праздничные дни и предоставляли начальное образование. Открывались они прогрессивной общественностью в конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. Одна из первых воскресных школ основана в 1858 в Полтаве. 8 января 1860 по инициативе российского хирурга Н.И. Пирогова воскресная школа была открыта учителями Пирятинского уездного училища. В марте 1860 воскресную школу открыто учителями и гимназистами при Полтавской гимназии, а вслед за ней они начали открываться во многих городах и селах. В 1862 г.. По Украине их было более 110. Преподавание во многих из них производилось на украинском языке. Но в тот же 1862 царское правительство решило закрыть воскресные школы, а многих организаторов и преподавателей этих школ были арестованы.
Т. ШевченкоСправа внедрения Шевченко "Букваря" в народных школах натолкнулась на сопротивление со стороны школьной администрации и высшего духовенства, в частности черниговского епископа Филарета и киевского митрополита Арсения. Главным управлением цензуры "Букварь южнорусский" был отклонен как учебное пособие.
"Букварь южнорусский" имеет следующие разделы: азбука, склады, цифры, счет, текстовый материал, на котором учатся читать. Букварь содержал фольклорные произведения: поговорки и пословицы, народные думы, на которых Т.Г. Шевченко стремился формировать юные души будущих образованных соотечественников.
В качестве материала для чтения Шевченко подал отрывки из переведенных им на украинском языке "Давида псалмов" (12, 53, 93, 149), в которых говорится о братских взаимоотношениях между людьми и выражается вера в то, что угнетателей постигнет наказание "за дела их кровавые, лукавые ", полностью приводит в своем переводе псалом 132:
Чи є що краще, лучче в світі,
Як укупі жити,
З братом добрим добро певне
Познать, не ділити?..
Автор подает фольклорные тексты - пословицы, которые ориентировали на усвоение народных и христианских ценностей: Ложью весь мир пройдешь - и назад не вернешься; С сильным - не борись, а с богатым - не судись; Гости первого дня - золото; Второго - серебро, а третьего - медь, ни домой езжай!
Среди включенных в "Букваря" материалов было две думы: "Дума о Пирятинского поповича Алексея" и "Дума о Марусе поповну Богуславку".
Как только был напечатан "Букварь", Шевченко немедленно начал рассылать его в разные губернии Украины. По этому поводу в письме Ф.Л.Ткаченка он писал: "Посылаю тебе 10 моих" Букварей "на показ, а с конторы транспортов ты получишь их 1000, и не розвьязувавшы тюка, передай его, кто там у вас старший над Воскресная школа? Так ему и передай. Он пусть как знает продаст, а денежки положить в кассу воскресной школы. Вот что ... Дай один "Букварь" редактору "Губернских ведомостей" и попроси его, чтобы он напечатав, что такой-то и такой "Букварь" продается по три копейки в пользу воскресных школ ".
Итак, несмотря на то, что Шевченко не работал в системе образования и не имел произведений, в которых бы специально рассматривались педагогические проблемы, тем не менее есть основания говорить о его значительный интерес к вопросам образования, а также о том, что у него сложилась определенная система педагогических взглядов. Эти взгляды нашли частичное отражение в его поэтических произведениях, в значительной степени в произведениях прозы (повестях и Дневнике). Своеобразной их реализацией стало написание и издание "Букваря южнорусского".
Подготовила А.Ф.Нечипоренко, ст. преподаватель кафедры украинского языка, литературы и культуры