Можно ли и нужно ли учить говорить? Ведь все мы и так говорим, выступаем с монологами, молчим или пытаемся рассказать о себе всему миру. Однако есть наука риторика, которая может пролить свет на эти вроде привычные вещи и посмотреть на них с другой стороны. Ведь наши мысли и чувства передаются не только словами, но жестами, мимикой и даже молчанием. Все это изучается в курсе риторики, который 10 лет в нашем университете читает Марина Препотенская, доцент кафедры философии ФСП, кандидат философских наук, практикующий психолог и журналист.
- Марина Петровна, уже четвертый год подряд Вы преподаете свои курсы аспирантам университета. Ваши впечатления?
- Впечатления - самые лучшие. Когда я общаюсь с аспирантами, прежде всего мне импонирует их мотивированность в занятиях, умение схватить суть и взрослая смелость в самопрезентациях. Смотрю на них, слушаю и думаю: какая же у нас талантливая молодежь! Креативные, интеллигентные и достаточно профессиональные люди. Хочется, чтобы каждый из них нашел свое место в родном государстве, получил признание и реализовался. И я стараюсь помогать в этом.
- Как построен Ваш курс?
- Если коротко - это сочетание теории и практики по моей авторской программе. Мы изучаем историю риторики, ее связь с другими науками о человеке, риторические жанры. Затем отрабатываем конкретные коммуникативные дискурсы: монолог, диалог, полилог, спор и конфликт. Часть курса посвящена тренингу по актерскому мастерству - постановке голоса, актерским этюдам, искусству экспромта. Каждый участник имеет возможность выступить, заявить о себе. Последнее зачетное занятие - модель защиты кандидатской диссертации, где учтено логику работы, ее научное ноу-хау и умение диссертанта красноречиво отстаивать свои достижения.
- Как Вы создавали свою программу?
- Сложилось так - университетское образование, философская аспирантура, сценический опыт, песенное творчество, журналистика, многолетние научные разработки - все соединилось в моей авторской программе. И над всем - интерес к философии - царице наук.
Полностью разделяю афоризм: философия - это риторика снаружи, а риторика - философия внутри. Кстати, уже несколько лет у выпускников философских факультетов одна из специальностей по диплому называется «преподаватель риторики».
Имею счастливую возможность практически сочетать философию и риторику - каждую неделю в воскресенье с 20-00 веду авторскую программу прямого эфира «Контраверза» на радиостудии «Майдан» (72,08 FM).
- Возвращаясь к теме аспирантов, хочу спросить: какие Вы видите конкретные результаты своей деятельности?
- Некоторые результаты вижу. Слушатели раскрываются как личности, начинают звучать более ярко и убедительно. Надеюсь, что они получают не только конкретный коммуникативный инструментарий, но и определенный толчок для дальнейшего творчества и более квалифицированного общения с миром!
Теперь – слово аспирантам.
Михаил Потемкин (ФБТ): «Заниматься наукой - это очень хорошо. Однако кроме написания статей и подготовки диссертации, презентаций, необходимо уметь выступать перед аудиторией на совещаниях, заседаниях. Говорить так, чтобы тебя слушали и хотели слушать. Выступая, мы повышаем свой уровень и репутацию, а без искусства красиво, убедительно и достойно показать свои знания, этого не сделать. Поэтому риторика нужна и я ходил на занятия с удовольствием. Я видел, как выступают мои коллеги, и знаю, как выступал я. Ведь нас учили активному слушанию, анализу и самоанализу речи. Все это помогло мне улучшить самого себя, относиться к самому себе с большей симпатией и уверенностью ».
Алексей Богатов (ИФФ): «Это очень важно - чтобы ученый мог убедительно защитить собственную идею, донести ее до коллег и студентов. Я получил большой опыт этого на занятиях по риторике. И хотя полностью свой аудиторный шок еще не одолел, теперь чувствую себя гораздо спокойнее перед публикой, более свободно выражаю свои мысли ».
Татьяна Моисеенко (ФММ): «Курс риторики побудил меня вообще по-новому посмотреть на жизнь. Я смогла оценить саму себя со стороны, исправить логику, речь, стать более уверенной, еще более поверить в себя. Считаю, что информация и практикум, которые были на этом предмете, пригодятся при любой жизненной ситуации »
Чекалюк Виталий (ИПСА): «Считаю, что курс «Риторика»является очень важным для аспиранта. Ведь я заметил: если выполнять все упражнения, то значительно повышается уровень уверенности в себе, особенно в публичных выступлениях. Очень интересно было узнать о ведении споров. Приятно, что преподаватель не только дает теорию, но и сама является практиком - журналистом и ученым. Поэтому конкретные жизненные примеры звучат убедительно и актуально».
Дмитрий Милюков (MMI): «Я имел возможность не только потренироваться в выступлениях «на публику », но и развил практические навыки коммуникативности в общении с коллегами. «Почистил» язык, откорректировал жестикуляцию. Услышал много ценного о философии и психологии человека».
Юрий Стовбун (ИФФ): «Риторика позволила мне осознать важность грамотного и одновременно непосредственного представления себя на выступлениях перед публикой. Мы научились, как учитывать ряд факторов - от организации самого текста, аргументации - и к жестам, мимике и дикции. Считаю курс риторики необходимой составляющей подготовки современного ученого »
подготовила Т.ПЕТРОВА