Ежегодно в конце апреля многие жители нашей планеты, особенно Украины, Беларуси и России, вспоминают те страшные весенние дни 1986 года, когда огромные территории с уникальным растительным и животным миром вдруг стали почти безжизненными. И одним из первых среди них стал современный, очень красивый и уютный город Припять, расположенный в трех километрах от Чернобыльской атомной электростанции когда-то имени Ленина: город, в котором на каждого жителя приходился пышный розовый куст, что переродился сегодня на обычный шиповник, неправдоподобно кроваво-красные ягоды которого зловеще контрастируют на фоне серых красок и вечного спутника сегодняшнего города Припять - всюду растущих мхов.
После того как руководство некогда великой страны поняло реальные последствия аварии на четвертом блоке станции, почти пятьдесят тысяч жителей Припяти в течении всего трех часов были эвакуированы из города. Колонна с 1200 автобусов, что двигалась в сторону Киева, растянулась на 15 километров. Люди брали с собой только необходимое, оставляя в закрытых квартирах все: мебель, бытовую технику, одежду, книги, домашних любимцев - кошек, собак, хомячков, канареек ... Уезжая, они не догадывались, что многие из них смогут вернуться сюда только через два десятка лет - когда разрешат посещать город, и то только в составе экскурсионной группы ...
Неоднократно бывая в Припяти, каждый раз чувствую, что как будто с помощью машины времени возвращаюсь в восьмидесятые годы прошлого века: огромная надпись на торцевой стене многоэтажки «Партия Ленина - сила народная, нас к торжеству коммунизма ведёт», проспекты Ленина и Энтузиастов, улицы Курчатова и Спортивная, ярко-желтая телефонная будка, в центральном универсаме - автомат по продаже разливного подсолнечного масла по 50 копеек за треть литра, неизменные для парка отдыха карусели и колесо обозрения ... И в то же время - пустые проемы окон, деревья, что растут не только непосредственно с асфальта, но даже на крышах и в помещениях зданий, и при этом - зловещая тишина.
Сегодня в десятикилометровой зоне вокруг станции никто не живет, однако на стенах домов мертвого города то тут, то там замечаешь неизвестно кем нарисованы фигуры людей, в основном в виде безликих теней, как напоминание о прежних жителях Припяти.
Сидящая на шаре девочка с волосами, что развиваются на ветру, улыбается в сторону сорванца, который показывает кому-то язык. А вот мальчишка, выдувает огромные мыльные пузыри. Неподалеку - счастливое лицо девочки, фигуры футболистов и беззаботных любителей дискотеки. На стене в подъезде жилого дома - силуэт девочки с озорными бантиками, что тянется к кнопке навсегда недвижимого лифта, а на стенках оголовков лифтовых шахт, которые возвышаются над крышами домов, - динамическая и одновременно безмолвная фигура мальчика, играющего с игрушечным автомобилем, и полные безутешным горем женские лица, которые смотрят в сторону разрушенного энергоблока ... Немногочисленные, навсегда молодые и беззаботные жители мертвого города, города-призрака, в котором остановилось время и царит радиация.
... С детства знакомые многим из нас фразы «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их - это наша задача», «Человек - царь природы» и многие другие время от времени заставляют нас задуматься: насколько они соответствуют действительности? Вспоминая последствия страшных катастроф и аварий на Чернобыльской АЭС, Саяно-Шушенской ГЭС и других рукотворных объектах, нередко задумываешься над тем, насколько хрупок окружающий мир, в котором мы только гости ...
Игорь Микулёнок. Фото автора