You are here

Политика академической честности: опыт университетов США


Фото. Мельниченко Анатолій Анатолійович

На Конференции трудового коллектива НТУУ "КПИ", которая состоялась 9 апреля, кроме Коллективного договора, было также утвержден Кодекс чести университета. О том, какую роль играют подобные документы в зарубежных вузах и почему его принятие важно для нас, рассказал в своем интервью ученый секретарь НТУУ "КПИ", декан факультета социологии и права Анатолий Мельниченко.

- Уважаемый Анатолий Анатольевич, по приглашению Посольства США вы с делегацией представителей украинских вузов посетили недавно ряд американских университетов. Какой была цель этой поездки?

- Действительно, в феврале этого года я в составе делегации восьми украинских университетов посетил Соединенные Штаты Америки. Программа визита предусматривала посещение не только университетов, но и ряда правительственных учреждений. Целью поездки было изучение опыта американских образовательных учреждений в вопросах политики академической честности. Для нас это понятие является сравнительно новым, а в американских вузах оно уже давно вошло в практику их деятельности. Мы изучали, как реализуется политика академической честности как в рамках подготовки студентов, так и в области научных исследований. Это предусматривалось программой.

- Кто выступил инициатором такого приглашения - украинская или американская сторона? И почему именно это важно для США?

- Конечно, финансирование и, в известной степени, инициатива организовать такую поездку поступили со стороны Госдепартамента и Посольства США в Украине. Но приобщено было и Министерство образования и науки Украины: перед поездкой прошли консультации с его сотрудниками. Они проявили заинтересованность этой поездкой с точки зрения дальнейшего использования наших знаний в работе Национального агентства качества образования, которое должно быть создано в соответствии с положениями нового Закона Украины "О высшем образовании".

- Каким образом избирались вузы для включения их представителей в состав делегации? Что было главным критерием?

- Этот отбор осуществлялся на конкурсной основе. Если говорить о членах делегации, то, конечно, учитывался возраст кандидата на включение в ее состав. Также нужно было иметь определенный опыт как исследовательской, так и преподавательской работы, а также участие в администрировании отдельных процессов, с которыми корректировалась программа поездки. Университеты же отбирались, думаю, по территориальному принципу, поэтому были университеты из Западной Украины, Восточной Украины и, конечно, из Центральной Украины. То есть, это были киевские университеты, в том числе и наш, был Ивано-Франковский университет имени Василия Стефаника, были Тернопольский педагогический университет, Сумской государственный университет, Одесский национальный университет имени Мечникова. В состав делегации входил даже представитель Луганского университета имени Владимира Даля, который сейчас, в связи с известными событиями, временно работает в другом университете.

- Вернемся к академической честности. Что имеется в виду под этим понятием? Что это такое?

- Я уже говорил, что для нас это понятие является довольно новым. Академическая честность - это определенная совокупность правил поведения человека в академической среде. Она предусматривает, в первую очередь, моральную, и только во вторую - правовую составляющие регулирования этого поведения во время выполнения учебных или исследовательских задач. Но иногда это понятие расширяют в общую систему поведения в академической среде. Практика различных университетов позволяет это понятие толковать по-разному, и очень часто вопрос академической честности сводят только к отдельным проявлениям. В основном это касается известного нам плагиата. В общем академическая честность - более широкое понятие. К нему обычно относят, во-первых, плагиат; во-вторых, мошенничество, обман (на английском - cheating), то есть, скажем, использование запрещенных технических средств, например, микронаушников. Это - привлечение подставных лиц для сдачи экзаменов (бывает и такое даже в Соединенных Штатах). Это - подделка подписей в зачетных книжках или еще в каких-то документах. А кроме того, это и фальсификация и фабрикация результатов научных исследований или фактов, используемых в учебном процессе, и тому подобное. К этой сфере относится также так называемый rewriting, то есть переписывание своими словами чужих идей и результатов.

Следует заметить, что в различных университетах США отношение к rewriting-в разное. Ведь с одной стороны, человек совершил определенную работу, не списывал текст и, следовательно, ничего формально не нарушила. С другой, если это касается научных исследований, то переписав чужие идеи, исследователь не вносит ничего своего - то есть, научной новизны в его работе нет, а значит, и научной работой это считать нельзя.

Кроме того, дописки в состав авторов статьи или монографии лиц, которые не принимали участия в исследовании и получении определенных результатов, - это также является элементом круга вопросов, входящих в сферу академической честности, или, в данном случае, - академической нечестности.

Еще одним важным аспектом этого является продажа и приобретение научных или учебных работ. Мы привыкли и не обращаем внимания на объявления о выполнении на заказ курсовых, дипломных работ - до докторских диссертаций. Использование услуг сторонних лиц при подготовке таких работ или просто их покупка, даже если такая работа не является плагиатом, - это также проявление академической нечестности. Ведь если человек просто купил работу, то независимо от того, это доктор наук, или кандидат, или магистр - его квалификация не соответствует тому, что записано в его дипломе.

Здесь, конечно, должна быть предусмотрена и ответственность тех лиц, которые выполняют такие работы. С одной стороны, это их бизнес. Скажем, в Соединенных Штатах, как нам неоднократно рассказывали работники местных университетов, эта проблема тоже существует. И некоторые предприимчивые люди на этом очень неплохо обогатились, потому что интеллектуальный труд там высоко оценивается. В то же время, с этой проблемой они также пытаются бороться.

И еще один аспект, о котором стоит упомянуть. Есть две стороны проблемы академической честности. Первая - это плагиат как правонарушение. Это, по сути, нарушение авторского права. За это предусмотрена ответственность юридическая, правовая, потому что кто-то присваивает чужую собственность - чье-то произведение, результаты исследований, или что-то другое.

Но чаще, когда мы говорим об академической честности, мы говорим не о юридических последствиях такого присвоения, а о морально-этических, то есть об осуждении человека, что прибег к таким действиям, об осуждении подобного поведения как такового, которое академическое сообщество признает позорным. Итак, вторая составляющая - морально-этическая. К ней апеллируют больше, чем к нарушению прав интеллектуальной собственности или авторских прав. Хотя, безусловно, это вещи взаимосвязанные. И обычно университеты в США принимают кодексы чести, основанные на нравственных, а не правовых принципах.

- А как вы в этом плане оцениваете американских студентов?

- Там много процедур являются довольно формализованными, и даже институционализированными, поэтому студенты в США действуют в пределах установленных правил. В отдельных университетах студенты перед выполнением каждого учебного задания пишут, что они обязуются самостоятельно его выполнять, не используя при этом никаких технических средств и не привлекая на помощь других людей. Есть у них кодексы чести и другие документы, подписывая которые, студенты соглашаются с соответствующими правилами. Но это касается правовой стороны вопроса. Нормы же академической честности, как я уже говорил, больше апеллируют к морально-этической составляющей, то есть к внутренним мотивам, которые побуждают человека вести себя в приемлемый способ.

Учитывая, что это уже стало элементом академической культуры, я бы высоко оценил американских студентов с точки зрения академической честности. Хотя ни университеты Соединенных Штатов, ни европейские университеты этих проблем полностью не лишены.

- Что можно сказать о системе наказаний нарушителей правил академической честности?

- Есть разные подходы. И здесь университетская автономия очень хорошо реализуется. То есть, каждый американский университет имеет собственную систему санкций и наказаний. Если взять в целом, то есть несколько видов таких наказаний. Если, скажем, преподаватель заметил, что студент обнаружил какие-то элементы нечестности, то он может провести беседу со студентом, напомнив ему о недопустимости таких действий.

Это может быть и жалоба в специальные отделы и комиссии - подобных нашему учебно-воспитательному отделу департамента по учебно-воспитательной работе КПИ. Там есть люди, которые ведут базу студентов. Они напротив фамилии студента делают отметку, что этот человек уже был замечен в нарушении принципов академической честности. Это, конечно, не столько наказание, сколько мероприятие профилактического воздействия.

Следующим по шкале наказаний может быть жалоба к такому же отделу, где создается временная или постоянная комиссия, что рассматривает работу - реферат, курсовую или любую другую - и доказывает наличие или отсутствие в ней нарушений. Если такие нарушения есть, то к студенту могут применяться различные санкции вплоть до отчисления из университета.

Но может быть просто выставлена неудовлетворительная оценка за данную дисциплину, и студент должен будет взять повторный курс с нее. У нас, скажем, нет практики, что человек сам выбирает курс и может пройти его повторно в следующем году. В Украине, если человек не сдал экзаменов по какому-то курсу, он должен быть отчисленным. А в США можно выбрать какую-то дисциплину, и если вы не смогли сдать экзамены, можете пройти ее снова. Но к тому времени эта дисциплина будет вам не засчитана, несмотря на то, что за нее уплачены средства (причем разные курсы имеют разную стоимость).

Кроме того, может быть приостановление обучения. Это, так сказать, условное отчисление - студента не отчисляют из университета, а дают возможность полгода подумать над своим поведением вне университетского сообщества. Если человек хочет продолжить обучение, он может спокойно восстановиться.

Есть, конечно, и меры чисто профилактического характера. Это может быть распространение информации о вине на Интернет-сайте университета, в университетской прессе - это уже апелляция к совести человека.

Если подобное повторяется снова, то университеты, конечно, с этим не согласны и рецидивы таких вещей приводят к отчислению студента.

Что касается исследователей, то, конечно, среди них проявлений нечестности меньше. Но, если такое случается, то это может закончиться даже увольнением с работы или отстранением от исследовательского проекта.

- Насколько подходящим является такой опыт для наших вузов, и, в частности, для нашего КПИ?

- Этот опыт является вполне пригодным для украинских университетов. Я бы даже сказал, что, наверное, есть все основания его ввести. Хотя в Украине есть много вещей, которых нет даже в США. Например, у нас существует полная база диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук в украинском институте научно-технической и экономической информации (УкрИНТЭИ) и в Национальной научной библиотеке имени Вернадского начиная, если я не ошибаюсь, с 1994 года. Это огромный централизованный перечень всех диссертационных работ. В Соединенных Штатах централизованной базы диссертационных работ на соискание степени PhD, то есть доктора философии, нет. В них каждый университет имеет свои собственные базы, но общей у них нет. Это объясняется тем, что у нас присуждения научных степеней осуществляется централизованно. Их присуждает специализированный научный совет, а окончательное решение принимает аттестационная коллегия и Министерство образования и науки, а раньше это был ВАК - Высшая аттестационная комиссия. Поэтому у нас тот, кто защитился, подает в УкрИНТЕИ электронный носитель с текстом диссертации, а министерство - в библиотеку имени Вернадского. То есть, проверить эти работы на плагиат очень легко.

С другой стороны, если мы апеллируем к морали, должны признать, что нравственность для украинского общества не чужда. Более того, известно, что украинцы, в основном, отличаются высокой нравственностью. Поэтому принятие определенных правил жизни и определения, что является достойным и что является недостойным для студента, преподавателя или исследователя, - это вещи, которые у нас могут прижиться.

Хотя, например, в США считается недостойным списывание. А у нас уже на ментальном уровне списывание или подготовка шпаргалок - норма. Есть даже преподаватели, которые прямо говорят студентам: готовьте шпаргалки, потому что так вы хотя бы ознакомитесь с учебным материалом. Для американского студента такие вещи непонятны. А у нас непонятным было бы, если кто-то не дал бы списать своему коллеге.

Но, в общем, есть другие аспекты, которые касаются и плагиата, и фальсификаций, опыт борьбы с которыми мы можем очень хорошо использовать в себя.

- Насколько это важно именно для нашего университета?

- Для нашего университета это важно. Дело в том, что, по правде говоря, даже в КПИ были определенные случаи нарушения определенных норм академической честности. И Ученый совет принял решение, что люди, которые их нарушают, в первую очередь это, конечно, касается плагиата, не могут учиться или работать в КПИ. 1 сентября 2014 г. мы первыми в Украине, во исполнение нового закона об образовании приняли решение о размещении всех диссертационных работ кандидатов и докторов наук на странице службы ученого секретаря http://rada.kpi.ua/ на Интернет-портале университета. Теперь все, кто выходит на защиту, выкладывают в Интернете полный текст своих работ. Это в КПИ уже реализовано.

Если говорить о студенческих работах, то мы хорошо понимаем, что сейчас очень много различных соблазнов. Они вызваны стремительным развитием информационно-цифровых технологий. Есть огромные базы курсовых, дипломных работ. Поэтому студент часто, возможно без злого умысла, а в целях экономии своего времени заимствует что-то из Интернета. И иногда не совсем ответственный преподаватель готов это принять. Здесь вопрос диалектический. Преподаватель должен понимать свою ответственность за то, что он засчитал то что неправильно сделано, а студент - что, если он не выполняет определенные учебные задачи, специалиста из него не получится.

Поэтому для КПИ это важно, хотя КПИ - это отдельная, я бы сказал, субкультура, это отдельный дух. Конечно, на нас никто не похож, и мы этим гордимся. Но КПИ является частью общества, для которого, к сожалению, падение морали характерно, и оно определенным образом затрагивает и наше сообщество. Поэтому я убежден, что вопросами академической честности мы должны заниматься. И именно эти вопросы теперь регулирует Кодекс чести университета, что делегаты Конференции трудового коллектива приняли 9 апреля.

"КП"совместно с TV.KPI.UA

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій