Основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников.

Японский стиль управления базируется на убеждении, а не на принуждении рабочих. Начальник не выделяет себя из массы подчиненных, его задача - не управлять работой, которую выполняют другие, а способствовать взаимодействию сотрудников, предоставлять им необходимую поддержку и помощь, формировать гармоничные межличностные отношения, так называемый "менталитет уравниловки". Этот феномен определяет ряд аспектов трудовой мотивации в Японии. Как известно, в Японии действует система "пожизненного найма". Она занимает особое место среди средств мотивации Японии. Постоянным кадрам фирма гарантирует занятость, непосредственное повышение квалификации, предоставляет дополнительные льготы.

На заработную плату японские фирмы тратят в среднем 85% всех средств, направленных на рабочую силу, что намного больше, чем в других странах. Месячный заработок дополняется премиями, что выплачиваются 2 раза в год, и состоит из тарифного заработка, предоставленного за установленное рабочее время и сверхурочных доплат. В свою очередь, тарифный заработок состоит из тарифной ставки и надбавок к ней. Во многих компаниях около 10-15% месячной зарплаты обычных работников составляют сверхурочные. Месячный заработок расходуется главным образом на текущие расходы, годовой - на приобретение товаров длительного использования и на собственные сбережения, а выходные пособия по своим размерам обеспечивают работникам нормальную жизнь на пенсии. В случае, когда работник остается один на "склоне лет", то фирма заботится о нем, и в случае его смерти берет на себя все расходы на похороны.

В японских компаниях действует соответствующий выбор выплат и услуг социального характера, который каждая фирма стремится предоставить своему персоналу. Это выходные пособия и пенсии, медицинские услуги, предоставление жилья и дотации на его приобретение и оплату, питание в течении рабочего дня, физкультурно-спортивные культурно-развлекательные мероприятия, личное страхование, обеспечение при производственном травматизме, так называемые натуральные выплаты (бесплатное обеспечение товарами, чаще происходит самой фирмой), содействие в получении образования членами семей работников фирмы, денежные не ценовые субсидии и другие услуги. Кроме того, стоит выделить такую.специфику формы деятельности японских фирм, которой они придают большое значение, как, например, приветствие рабочих с семейными праздниками и выражения сочувствия по поводу печальных событий в жизни.

Интересным фактом является то, что по мнению японцев, поскольку люди отличаются друг от друга своими природными данными, оценивать труд необходимо по их возможностям, а награждать примерно одинаково: "ведь каждый вкладывает в работу все то, на что он способен". Критериями оценки работы являются: отношение к труду, аккуратность, взаимодействие с коллегами, нацеленность на выполнение производственных задач.

Итак, основными составляющими мотивации труда в Японии являются: система пожизненного найма; неформальные межличностные отношения сотрудников; коллективизм в работе; ротация кадров; корпоративная философия; трудовая мораль. Все составляющие элементы действуют в комплексе, что усиливает общую трудовую активность человека, и является положительным опытом в мировой практике. Указанные факторы могли бы быть использованы и на украинских предприятиях, однако каждый из них требует специфической предварительной подготовки, как человека, так и внешней среды, в котором она работает.

Ерошова И.В. , Гр. УМ-41м

Продолжение читайте в присоединенном файле

Вложение Размер
uajc-info-09-02.pdf (331.39 КБ) 331.39 КБ