Доцент кафедры машин и аппаратов химических и нефтеперерабатывающих производств (МАХНВ) Игорь Олегович Микулёнок, больше известный среди студентов как заместитель проректора по научно-педагогической работе (учебно-воспитательное направление), по итогам 2005/2006 учебного года был признан лучшим изобретателем нашего университета.
В сентябре Ученый совет НТУУ «КПИ» присвоил ему почетное звание «Заслуженный изобретатель КПИ». С ним встретился наш корреспондент.
- Расскажите немного о своих изобретениях.
- На сегодня есть авторские свидетельства СССР и патенты Украины и России почти на три сотни изобретений и полезных моделей, более трех десятков из них внедрены в производство (в основном в ОАО «Большевик», г. Киев).
Больше всего изобретений в области химического и общего машиностроения, процессов и оборудования переработки полимеров и материалов на их основе. Но «поле» моей изобретательской деятельности не ограничивается рамками моей специальности. Имею изобретения во всех разделах международной патентной классификации.
В разделе А это медицинская банка, хирургическая пила, устройство для гемосорбции, кастрюля;
В - разнообразные болты, гайки, шпильки, колесо;
С - способы очистки сточных вод, устройства для культивирования микроорганизмов;
D - устройства для обработки тканей и производства бумаги;
Е - листовой материал, армирующий элемент;
F - металлорежущие резцы, кондиционер;
G - устройство для испытания изделий на герметичность;
Н - устройство для маркировки кабелей.
- Вы сказали, что одно из изобретений - колесо. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
- Колеса тяжелых автомобилей, таких, которые перевозят десятки, а то и сотни тонн груза, изготавливают из цельной резины. Во время движения колесо нагревается, что ускоряет старение резины и уменьшает срок службы колеса. Я предложил конструкцию, в которой с помощью устройства, на основе тепловой трубы, теплота от шины эффективно отводится к ступице колеса. Такой же принцип - теплоотвода с помощью тепловых труб применил в другом изобретении - хирургической пиле.
- С чего началось Ваше изобретательство?
- Первое изобретение сделал во время работы над дипломом в середине 80-х годов прошлого столетия.
- А что было дальше?
- А дальше была работа в СКБ Киевского ВО «Большевик». Хотя после окончания КПИ в 1986 году был оставлен на кафедре, с 1986 по 1991гг. фактически работал на заводе. Кафедра выполняла работу по разработке оборудования для переработки полимеров. Заказчиком был завод «Большевик», и эти шесть лет я почти все рабочее время находился на заводе, благодаря чему приобрел бесценный опыт.
Когда выдающийся металлург, выпускник КПИ академик Иван Павлович Бардин говорил, что «правильное воспитание инженера в начале его деятельности имеет не меньшее значение, чем воспитание в втузах. Инженер, что вышел из института, должен получить «термическую обработку» в заводской обстановке ». И я с этим полностью согласен, потому что почувствовал это на себе.
Работа инженера на заводе требует от него постоянного самосовершенствования, ведь рабочие видят его насквозь (как, кстати, и студенты в университете видят насквозь любого преподавателя): нет ничего хуже, когда молодой специалист, «раздувая щеки», пытается выглядеть опытным специалистом . Никогда не надо стесняться того, что ты чего-то не знаешь и вынужден обратиться за помощью, например, слесаря, токаря или аппаратчика.
Когда имеешь дело с производством, с рабочими на производстве, то, или ты знаешь и умеешь что-то сделать, и завоевываешь авторитет, или - не умеешь и при этом не хочешь ничему научиться, и тебя презирают. И тогда никакие дипломы и звания не помогут. Мне приятно, что и сейчас те рабочие, с которыми я когда-то работал, относятся ко мне с уважением.
Опыт работы на производстве для изобретателя - бесценная школа.
А перед заводом была учеба в КПИ и фундаментальная подготовка, которую получил на кафедре профессора Ю.Ю.Лукача. Хочу обратить внимание на уникальность этой подготовки. Если, скажем, студенты ХТФ изучают определенные процессы, а студенты ММИ - оборудование, то выпускники нашего инженерно-химического факультета (бывшего факультета химического машиностроения) должны знать оборудование и процессы, которые в нем происходят. То есть людьми энциклопедических знаний.
Далее, процессы, которыми мы занимаемся, - перегонка, сушка, экстракция, экструзия - применяются как в химической, так и в нефтехимической, нефтеперерабатывающей, пищевой, биотехнологической и других отраслях промышленности. Поэтому наши выпускники могут работать в самых различных областях и не только в промышленности.
Кстати, на момент получения диплома инженера-механика я уже имел опыт работы грузчиком, транспортировщиком, слесарем механосборочных работ, токарем, фрезеровщиком (правда, не выше третьего разряда).
- Таким образом, для себя я отмечаю две составляющие Вашего изобретательства: фундаментальная подготовка, полученная в КПИ, и опыт работы на производстве. .А какие еще Вы бы назвали составляющие успеха?
- Большим плюсом было то, что я начал заниматься изобретательством во времена СССР, так как в СССР была проверяющая система технических решений. Заявки на изобретение проходили очень жесткую экспертизу. И таким образом учился у экспертов. Сегодня в Украине внедрена как проверяющая (для изобретений), так и заявочная (для полезных моделей) системы, при которых патент можно получить почти на что угодно - надо только правильно с формальной точки зрения оформить заявку.
Конечно, большое значение имеет опыт составления формулы и описания изобретения. Сначала мне помогали старшие товарищи, а сам начал грамотно составлять заявки на изобретения после того, как подал их не один десяток.
Это искусство - хорошо составлять формулу изобретения, описание. Когда читаешь описания изобретений, то порой просто удивляешься, какие, мягко говоря, некачественные бывают описания. Наиболее яркий пример, мне попался, - патент на один из безалкогольных напитков, в котором написано, что для его производства используется артезианская вода с определенной глубины, скажем 190 м. Стоит кому-то применить воду, добытую с глубины 191 м (что отнюдь не ухудшит качество конечной продукции), и патент обходится.
- А теория решения изобретательских задач Вам помогает?
- Да, но я этим «не злоупотребляю». Чаще всего я просто вижу несовершенное изделие, недостатки какого-то инструмента, вижу, как его улучшить - и делаю изобретение. При этом стараюсь сделать изобретение как можно более простым. Но эта простота не означает, что ценность изобретения должна уменьшиться, наоборот: сложное изобрести очень просто, а вот простое - сложно. Еще Григорий Сковорода говорил: «Мы благодарны Всевышнему за то, что он создал мир таким, в котором все простое - истинное, а все сложное - фальшивое».
Работая на заводе, регулярно просматривал бюллетени открытий и изобретений, видел их недостатки - и делал изобретения, предлагая свои усовершенствования.
Сегодня, если есть желание, время и деньги, можно очень просто получить сотни патентов. Но кому эти патенты будут нужны?
- А Вы учились тонкостям оформления заявок сами, или еще и специально?
- Учился. В 1990 году окончил факультет методологии технического творчества Киевского института технического творчества и патентоведения Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и получил квалификацию методиста технического творчества ВОИР.
В середине 90-х годов работал ведущим специалистом (по совместительству) в одной из самых авторитетных фирм патентных поверенных Украины. В 1995г. закончил Харьковский государственный политехнический университет, получив второе высшее образование и диплом специалиста по специальности патентовед. Прошел стажировку во Всероссийском научно-исследовательском институте государственной патентной экспертизы Роспатента.
- А свой опыт передаете студентам?
- С конца 90-х годов на кафедре МАХНВ преподаю дисциплину «Основы интеллектуальной собственности» сначала для студентов, обучающихся по образовательно-квалификационному уровню магистр, а затем - и бакалавр. Подготовил учебное пособие «Основы интеллектуальной собственности» (в 2005 вышло третье издание) и методические указания по этой дисциплине.
Почти все мои дипломники получают патенты. У меня более 40 студентов-соавторов.
- Что бы Вы посоветовали студентам?
- Пусть это звучит банально, но советую настойчиво овладевать будущую специальность. Тем более, что для этого есть все условия: такой фундаментального и всестороннего образования, которое можно получить в Киевской политехнике, не получишь больше нигде. И при этом, за словами того же И.П. Бардина, стараться не только знать, но и понимать те или иные явления природы, самостоятельно разбираться в них, что по некоторым известным критериям позволит определять новые неизвестные факты. Надо добиваться в первую очередь не знания, а понимание предмета, ведь разница между знанием и пониманием существенная: знание достигаются памятью, а понимание - умом.
Nov 3, 2 006 || Автор: Общался В. Николаенко
КП: 2006, 31