В прошлом году "Киевский политехнический" уже писал о юбилее выдающегося украинского художника Николая Пимоненко - 9 марта 2012 исполнилось 150 лет со дня его рождения. Тот материал появился неслучайно: одиннадцать последних лет своей жизни Николай Пимоненко преподавал рисунок в Киевском политехническом институте. Более того, вся его судьба, за исключением нескольких лет, которые он провел в Петербургской академии искусств, была неразрывно связана с Киевом. Здесь он родился, здесь начал учиться искусству в Рисовальной школе Николая Мурашка, здесь начал творческую жизнь, здесь много лет учил молодежь живописи, здесь родились его дети, здесь создал самые знаменитые свои картины. И именно здесь, в Киеве, в Национальном музее искусств Украины хранится самая большая коллекция произведений Пимоненка. Правда, большая ее часть обычно находится в фондах музея, поскольку в основной экспозиции катастрофически не хватает места для того, чтобы показать все сокровища украинского искусства. Но сейчас мы получили возможность увидеть воочию большинство работ Пимоненка - 20 декабря в музее открылась выставка, посвященная его юбилею.
Это крупнейшая за последние пятьдесят лет выставка произведений мастера. Как рассказала ее куратор Ольга Жбанкова, на ней представлены работы Николая Пимоненко не только из коллекции Национального музея искусств Украины, но и из художественных музеев Харькова, Львова, Донецка, Запорожья, Днепропетровска, Сум, Луганска, Симферополя, Алупки и из частных коллекций. Поэтому зрители получили возможность оценить масштабы творчества знаменитого украинского реалиста и полюбоваться его работами. А еще - заглянуть в его творческую мастерскую: в четырех больших залах музея кроме известных его картин, представлены и наброски и этюды к ним. Например, знаменитые "Святочные гадания" ("Гадание") экспонируются в нескольких вариантах, написанных в разные годы. Они позволяют проследить направления, в которых автор искал совершенного композиционного и колористического воплощения сюжета. Не менее интересным является сопоставление одной из, так сказать, самых импрессионистичных по мировосприятию картин Пимоненка "В тени", и этюда к ней, на которых изображено крестьянскую девушку, что, сидя под деревьями, вышивает полотенца.
Кстати, сцену шитья можно увидеть в нескольких произведениях художника - это часть быта женщины той поры - так на картинах и рисунках вышивают и простые крестьянки, и представительницы богатых слоев. На полотнах Пимоненка вообще много примет тогдашней жизни, поэтому современному зрителю они интересны еще и с этой точки зрения. Жатва и ярмарки, гадания и провода новобранцев, сватовство и поение лошадей, свадьбы и колядование - это те эпизоды, из которых и состояло повседневное существование обычного человека.
Впрочем, точное воспроизведение деталей не является главным, что притягивает к этим полотнам. Теплая приязнь, с которой относился к своим героиням и героям художник, передается и посетителям. Собранные вместе, эти произведения создают необычную для сегодняшнего дня атмосферу разлитой в пространстве любви - к украинской земле, к ее истории, к ее людям, к ее пейзажам. Давно уже подмечено: большинство картин Пимоненка - это жанровые сцены, события в которых происходят не на фоне, а просто в пейзаже, и на выставке каждый может в этом убедиться. Это романтический реализм, которого так не хватает нам сегодня.
Николай Пимоненко - В затинку Представлены в этих залах и менее известные широкой общественности грани творчества Пимоненка. Прежде всего, конечно, его портретное наследство. При том, что его портреты являются не менее интересными, чем общеизвестные жанровые произведения. Прежде всего, это просто-таки волшебные изображения жены и детей. Светлая нежность, с которой они писались, не угасла и через более чем сто лет, которые всплыли с того времени. А для преподавателей и студентов КПИ интересно будет увидеть портреты людей, которые немало сделали для основания нашего университета, - известных киевских купцов и меценатов Александра Терещенка и Лазаря Бродского.
Николай Пимоненко еще при жизни приобрел огромную популярность. Репродукции его произведений разлетались Российской империей тысячами листовок (они, к слову, также есть в экспозиции). Его творчество стало для наших соотечественников настолько своей, что в народном, или как зовут его искусствоведы, "наивном" искусстве появились его последователи - художники-самоучки, которые доступными им живописными средствами пытались повторить сюжеты Пимоненка и воссоздать их атмосферу. На выставке эти работы также экспонируются - их предоставил музей Ивана Гончара. А еще в последней ее зале можно увидеть народные костюмы, которые носили сто лет назад жители Малютянки - села под Киевом, в котором каждое лето работал Пимоненко и где сегодня музей художника.
Организаторы назвали выставку "Искусство как радость жизни" и это в полной мере соответствует сущности творчества Николая Пимоненка. Я бы только добавил к этому одно слово: "Искусство как любовь и радость жизни".
Национальный художественный музей Украины работает в среду, четверг и воскресенье с 10:00 до 17:00, в пятницу - с 12:00 до 19:00, в субботу с 11:00 до 18:00.