8 февраля исполнилось 180 лет со дня рождения всемирно известного русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, памятник которому установлен перед четвертым ( «химическим») корпусом КПИ, а барельеф - на фасаде первого (главного) корпуса. Под барельефом слова: «Такой общей совокупности знаний, которую я видел у студентов первого выпуска Киевской Политехники, не встретишь в известных мне университетах и технологических институтах». Эти слова взяты из письма, что Д.И.Менделеев - председатель первой экзаменационной комиссии - прислал в 1903 г. председателю правительства России С.Ю.Витте. Высокая оценка, которую ученый дал первому выпуску КПИ, - предмет гордости всех киевских политехников. Но еще большей должна быть эта гордость, если представить в полной мере величие того, кто дал такую оценку.
Д.И.Менделеев был, пожалуй, наиболее признанным в мире российским ученым - он имел более ста почетных званий, в частности был почетным членом почти всех российских и зарубежных академий наук и университетов. Дмитрий Иванович был избран доктором Кембриджского, Оксфордского, Эдинбургского, Геттингенского, Принстонского университетов, членом Лондонского, Эдинбургского, Дублинского Королевских обществ, Ирландской королевской академии, Чешской академии наук, словесности и искусств, Краковской, Бельгийской академии наук, литературы и изящных искусств. Он был член-корреспондентом Парижской, Прусской, Венгерской, Болонской, Сербской академий наук; почетным членом Московского, Киевского, Казанского, Харьковского, Новороссийского, Санкт-Петербургского, Томского и многих других университетов. Стоит добавить, что его знаменитый труд «Основы химии» за двадцать лет издавался в России восемь раз, а за рубежом его переводы выходили на английском (трижды), немецком и французском языках.
Д.И.Менделеева называют одним из последних ученых-энциклопедистов.
Известный химик Л.О.Чугаев так охарактеризовал творчество Дмитрия Ивановича:
«Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, в геологии, в различных отраслях химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др.) и других дисциплинах, которые граничат с химией и физикой, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным деятелем, но который видел и понимал задачи и будущее России лучше, чем представители официальной власти ...
Все разнообразные части или направления его духовного творчества при внимательном анализе оказываются не изолированными друг от друга и не случайными; чувствуется, что они связаны какими-то незримыми нитями, составляя одно органическое целое.
Он умел быть философом в химии, физике и других областях естествознания, к которым ему приходилось прикасаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии. Он умел внести свет науки в задачи чисто практического характера и приблизить к жизни теорию, находя для нее возможность использования и различных применений».
Некоторое представление о широте научных интересов Д.И.Менделеева дает перечень тем, которым посвящены отдельные тома собрания его сочинений.
Из более чем 500 книг, брошюр, статей Д.И.Менделеева треть - в области химии, причем они охватывают все ее разделы - теоретические основы химии, неорганическую, органическую, физическую химию, все области химической технологии тех времен - от металлургии и энергетики до агрохимии, химии хлебопечения, сыроварения, виноделия и т. д. Вторая треть произведений Менделеева охватывает физику, математику, геологию, геофизику, метеорологию, океанографию, гидродинамику, аэродинамику, метрологию, агрономию. Последняя треть произведений касается различных проблем общественной жизни - экономики, социологии, проблем образования, права, философии.
Итак, в трудах Менделеева представлено много наук и дисциплин во всех их аспектах - от фундаментальных теоретических и философских основ к технологии и влияния на экономику и общественную жизнь.
«В научном изучении предметов, - писал Менделеев в своих «Основах химии» - две основные или конечные цели: предвидение и польза ... Торжество научных предсказаний должно было бы иметь очень малое для людей значение, если бы оно не вело к прямой общей пользе». Соответственно, он не только продолжал различные научные исследования, но и прилагал немало усилий для того, чтобы научные знания приносили людям пользу.
Еще в начале 60-х годов Дмитрий Иванович начал издание систематического цикла книг по различным отраслям промышленной технологии. При его участии в качестве переводчика, автора, редактора в течении 1862-1869 гг. вышли: «Производство муки, хлеба и крахмала» (1862 г.), «Сахарное производство» (1862 г.), «Производство спирта и алколометрия» (1862 г.), «Стеклянное производство» (1864 г.), «Кожевенное производство» (1865 г.), «Масляное производство» (1867 г.), «Обработка животных продуктов» (1868 г.), «Бумажное производство» (1869 г.). Это была настоящая энциклопедия технических и технологических знаний.
Позже - по поручению правительства России - Менделеев изучал естественные, экономические и технические возможности развития промышленности в различных регионах. Он писал о развитии химической, нефтяной, металлургической, каменноугольной промышленности, о сельском хозяйстве, железнодорожном, речном и морском транспорте. Многие работы посвятил проблемам комплексного развития производительных сил целых экономических районов - Донбасса, Кавказа, Урала, Сибири и др. Он издал «Основы фабрично-заводской промышленности» (1897 г.), «Учение о промышленности» (1900 г.), «Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г.» (1892 г.). В последней книге, кстати, Менделеев обосновывал необходимость введения ввозной пошлины для создания благоприятных условий развития отечественной промышленности.
Большое внимание Дмитрий Иванович уделял и совершенствованию образования - среднего и высшего, писал статьи по этим проблемам, разрабатывал проекты училища наставников и институтов. Есть у него и ряд философских произведений, в которых рассматриваются вопросы методологии науки, теории познания, роли науки и индустрии в жизни общества и др.
А еще в жизни Д. И. Менделеева были эпизоды, которые могут составить сюжеты для приключенческих рассказов. Самие яркие, пожалуй, - полет на воздушном шаре 7 августа 1887г. с целью наблюдения солнечного затмения (поднялся на высоту 3800 м и пролетел 100 км), и разоблачение медиумов, которые утверждали, что общаются с духами умерших. Последнее было непростым делом - в те времена даже некоторые известные ученые (В.Крукс, Дж.Уоллес, О.М.Бутлеров, М.П.Вагнер) верили в реальность «медиумических явлений». Комиссия под председательством Менделеева провела экспериментальные исследования и пришла к твердому выводу: «спиритическое учение является суеверием». Работа комиссии получила широкую огласку в обществе и, безусловно, способствовала утверждению авторитета науки. А еще в начале 1890-х гг. Д.И.Менделеев взялся за разработку бездымного пороха и в сжатые сроки разработал рецептуру и технологию нового типа пороха (пироколодийного), который получил высокую оценку военных.
... Д.И.Менделеев внезапно умер 2 февраля 1907 г. от воспаления легких. Его смерть всколыхнула всю страну. Уже в декабре того же года в честь его памяти в Санкт-Петербурге состоялся Первый Менделеевский съезд по общей и прикладной химии (1907 г.), который собрал 1008 участников. Председателем съезда было избрано академик М.М.Бекетова; «Товарищами головы» (заместителями) - известных ученых Ф.М. Флавицкого, Жуковского, П.М.Лебедева, П.И.Вальдена, И.О.Каблукова, С.М.Реформатского, Д.М.Прянишникова, Сванте Аррениуса (Стокгольм), секретарями - Л.О.Чугаева и М.С.Курнакова. Состоялось четыре общих заседания съезда. Доклады, кроме того, заслушивались на отделениях химии, физики, агрохимии, биологии, гигиены. Менделеевские съезды проходят и сейчас - в 2011 г. состоялся девятнадцатый съезд. Ежегодно в Санкт-Петербурге проходят Менделеевские чтения. Имя Менделеева носят города, поселки, кратер на Луне, астероид, Российское химическое общество, учебные заведения, самый известный из которых - Российский химико-технологический университет. В его честь назван элемент №101 - менделевий, полученный впервые в 1955 г. в Радиационной лаборатории Калифорнийского университета.
Но, пожалуй, главное, что идеи, мысли великого ученого уже более столетия привлекают внимание. Время от времени переиздаются произведения Д. И. Менделеева, вышло более ста книг, посвященных как деятельности Менделеева, так и его научным и философским взглядам. Постоянно появляются новые статьи, посвященные различным сторонам его деятельности, где открывается что-то новое и актуальное. Кстати, в Научно-технической библиотеке нашего университета есть и собрание сочинений Менделеева, и различные его книги и брошюры, изданные при его жизни, и книги о нем. Великий ученый продолжает жить - в бронзе, в книгах, в памяти потомков.
Д.И. Менделеев о науке, промышленности, образовании и научном мировоззрении. Из предисловия к 8-му изданию учебника "Основы химии", 1906г.
"... Главным предметом произведения являются философские начала нашей науки, касающиеся основных или первичных качественных и количественных сведений о химических элементах ...
Химия, как и любая наука, является одновременно и средство, и цель. Она является средством для достижения тех или иных практических, в общем понимании этого слова, стремлений. Так, при ее содействии облегчается овладение веществом в различных его видах, она дает новые возможности пользоваться силами природы ... В этом смысле химия близка к делам заводчика и мастера, роль ее служебная, она является средством для достижения блага. К этому присоединяется, однако, другое: в химии, как и в каждой науке, есть ряд стремлений высших, что не ограничиваются временными и частичными целями .., и знакомство с ней в этом смысле ... выражается прежде всего определенным мировоззрением на предмет ее исследований .. .
Здание науки требует не только материала, но и плана, сооружается трудом, необходимым как для заготовки материала, так и для кладки его для выработки самого плана, для гармоничного сочетания частей, для определения путей, где можно добыть самый правильный материал. Узнать, понять и охватить гармонию научного здания с его недостроенными частями - значит получить такое удовольствие, которое дают только высшая красота и правда.
В научной деятельности очень часто рабочий, архитектор и создатель сочетаются, но нередко, как и в жизни, они разные. Иногда план предшествует, но чаще следует за приготовлением и накоплением сырого материала, иногда ломают уже составленное, а материал идет в другое дело. В построенных же частях научного здания одинаково вольготно жить не только тем, кто творил, составлял подробности плана, готовил материал или вел кладку, но и всякому, кто захочет ознакомиться с планом - чтобы не попасть в подвалы и на чердаки, где свалено ненужный хлам.
Зная, как вольготно и радостно жить в научной области, невольно хочешь, чтобы у нее пошли многие, и это сказывается на изложении ...
... Посев научный взойдет для жатвы народной. Пытаясь узнать бесконечное, наука сама конца не имеет и будучи всемирной, неизбежно приобретает народный характер ... Потребность же подготовки и призыва к разработке настоящей науки на благо Родины - очевидная, острая и огромная ".
* * *
"Я ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку ни на йоту ... не служил, а только пытался ... дать плодотворное промышленно реальное дело своей стране, будучи убежденным, что политика, обустройство, образование и даже оборона страны сейчас без развития промышленности немыслимы ".
* * *
"Суть дела и вся история как образования, так и промышленности показывают, что они легче всего и согласованно развиваются вместе и одинаково под сенью государства и при его сознательных заботах. Говорю это с полным убеждением и усиливаю прямым утверждением: только там наука будет любезна народу и станет через него развиваться, где промышленное развитие пустило глубокие корни ".
* * *
"В стране с неразвитой или первоначальной правительственной машиной и промышленностью нет спроса на истинное образование, особенно высшее, и там, где царят вялость и формализм, самостоятельные специалисты с высшим образованием не находят деятельности в общественных и государственных сферах, а потому впадают или в метафизические абстракты и уродливые утопии, или просто в отчаяние и излишества, а в лучшем случае - в ненужную диалектику и декадентское пустословие. Истинно образованный человек, как я его понимаю в современном смысле, найдет себе место только тогда, когда в нем с его самостоятельными суждениями будут нуждаться или правительство, или промышленность, или, говоря вообще, образованное общество, иначе он лишний, и о нем написано "Горе от ума".
* * *
"Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед - не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвенный дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление".
* * *
"Не только основание, но и содержание высших учебных заведений и их организация должны составлять одну из первых забот правительства, которое заботится о полноте блага народного, о сохранении самобытности страны и о всех основных принципах ее существования ... Но из того, что правительство, которое заботится о будущем народа, должно открывать и создавать высшие учебные заведения, вовсе не следует то, чтобы оно должно руководить ими во всех их видах деятельности, так как в деле образования, как в религии и искусстве, нужны совершенно особые люди, ничем прямо не связанные с теми функциями, для которых назначается правительство, нужны профессора - специалисты, которые одни могут влиять на юношество .., то есть подводить их к самому алтарю знания и играть при нем ту роль, которую первосвященники играют в религии, а художники по отношению к искусству.
Это означает, что руководство и выполнение всего дела высшего образования должно быть доверено профессорам, предоставлено их научной и моральной ответственности, а все влияние правительства на весь ход высшего образования должно состоять поэтому только из двух частей. Первую и самую главную часть этого влияния необходимо видеть в составлении уставов или законов, которым предстоит следовать прежде всего самим профессорам, а через них и всем их слушателям. Вторая сторона правительственного влияния должна ограничиваться, по моему мнению, только утверждением тех профессоров, которым доверяется управление всем учебным заведением, и поощрением их деятельности в пользу юношества и истинного образования, то есть преимущественно дальнейший поиск истины, или их научных трудов. Не тот профессор должен получать высшее правительственное одобрение, который только соблюдает законы и только сообщает юношеству признанные истины, но тот, который, более того, личным примером дает образцы того, для чего назначаются высшие учебные заведения, то есть тот, который наиболее вносит в науку самостоятельного , нового ".
* * *
"... Поскольку в республике науки "свобода" мнений обеспечена в такой степени, что нет и попыток спрашивать у большинства ни тайно, ни явно, то говорить от имени науки может не только каждый, кто чего-нибудь обучался, любой писатель, писака и фельетонист, но и обычный проходимец, а потому заблудиться в "последних словах науки" чрезвычайно легко. ... Спокойная скромность утверждений обычно сопутствует истинно научное, а там, где хлестко и с судейскими приемами пытаются закрыть рот любому противоречию - истинной науки нет , хотя бывает иногда и художественная виртуозность и много ссылок на "последнее слово науки". Почитайте, как Коперник или Ньютон внедряли найденные ими истины - убедитесь. Наука истинная как бы говорит: "пожалуйста, не верьте на слово, и постарайтесь только проверить", поэтому, со своей стороны, не могу не выразить советы: за науку настоящую считайте только то, что утвердилось после сомнений и всякого рода испытаний (наблюдений и опытов, чисел и логики), а "последним словам науки" не очень-то доверяйте, не попытавшись, не дождавшись новых и новых проверок. Новое искания истины - это только и есть наука, но из этого вовсе не следует, что она сводится к "последним словам".