16 марта в Государственном политехническом музее НТУУ "КПИ" состоялся вечер памяти главного архитектора КПИ на протяжении почти трех десятилетий, лауреата Государственной премии СССР по архитектуре, лауреата Премии Совета Министров СССР, заслуженного работника культуры Украины Владимира Лиховодова. В программе вечера - открытие выставки из цикла "Знаменитые имена КПИ", посвященной В.И.Лиховодову, и презентация его последней книги "О чудесах небесных и чудаках поднебесных".
Предлагаем вниманию читателей "КП" воспоминания об этой незаурядной личности его дочери и соавтора нескольких книг Елены Лиховодовой.
Прошло чуть больше года с тех пор, как ушел в мир иной Владимир Иванович Лиховодов. Тот день стал вселенской катастрофой не только для меня лично, моей мамы Людмилы Максимовны и всей нашей семьи, но, уверена, и для всех тех, кто знал, любил и продолжает любить его. Ведь встретив Владимира Ивановича, невозможно было не попасть под влияние его волшебной личности. Мудрый, ярко талантливый, очень умный, благородный и одновременно скромный, он покорял сердца своей доброжелательностью, безграничной любовью к своей профессии, к людям и к жизни. Всепобеждающее чувство юмора Владимира Лиховодова было почти легендарным. Общаясь с людьми, которые знали Владимира Ивановича, я вижу в их глазах боль, но после первых слов сочувствия всегда слышу воспоминания о его оптимизме и теплом юморе, о его остроумных шутках и хорошем отношении ко всем, с кем ему приходилось общаться и работать.
Родился В.И.Лиховодов в г. Макеевка, в художественно образованной и музыкальной семье инженера Ивана Архиповича Лиховодова и Елены Ивановны Похитоновой. Его мать была представительницей именитого рода Похитоновых, который происходит от запорожских казаков, и который при Екатерине II получил дворянское достоинство.
Один из предков Владимира Ивановича - известный художник Иван Павлович Похитонов (1850-1923). Его очень высоко ценил П.Н. Третьяков. Друзьями И.П. Похитонова были Репин, И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, который называл его "волшебником" в искусстве. Выходец из Херсонской губернии, И.П. Похитонов, хотя и не получил систематического художественного образования, прославился во Франции своими изысканными пейзажными миниатюрами. Его филигранно выписанные панно украшали покои российской императрицы Марии Федоровны. Проведя большую часть своей творческой жизни в Бельгии, где поблизости Льежа он и похоронен, Иван Похитонов был признан бельгийцами своим национальным художником. В Бельгии создан его музей, а одна из улиц города Жюпиле носит его имя.
О другом предке В.И. Лиховодова, народовольца Николая Даниловича Похитонова, писала в своих воспоминаниях о узниках Шлиссельбургской крепости Вера Фигнер. Дворянин, штабс-капитан, сын генерал-майора, участника осады Плевны, он был осужден за революционную деятельность и подготовку покушения на царя Александра II к смертной казни, которую заменили пожизненным заключением в Шлиссельбургской крепости.
А еще среди предков Владимира Ивановича - офицеры деникинской армии и командиры дивизии Котовского, дипломаты, артисты оперы и балета.
Родственником В.И. Лиховодова был Даниил Ильич Похитонов, народный артист РСФСР, хормейстер и дирижер Мариинского театра в С.-Петербурге, руководитель постановок опер с участием Федора Шаляпина, автор книги "Из прошлого русской оперы".
В годы Великой Отечественной войны семье В.И. Лиховодова пришлось в полной мере почувствовать страдания. Рискуя жизнью, его семья прятала раненых в своем доме. Мальчиком, передавая открытки для советских военнопленных, Владимир Иванович был выстрелом полицейского тяжело ранен в ногу. От пережитого шока до того прямые волосы на голове навсегда закрутились в те характерные кудри, которые помнят все, кто его знал.
После войны В. И. Лиховодов, который с самого детства отличался тягой к творчеству, решил стать архитектором. Сдав вступительные экзамены на отлично, он поступил в Киевский инженерно-строительный институт. Во время обучения отличался не только своим талантом, но был общепризнанным лидером и душой студенческих компаний.
После окончания института Владимира Ивановича как чрезвычайно перспективного и талантливого молодого специалиста пригласили работать в Москву, но по семейным обстоятельствам он остался в Киеве. Здесь и получил развитие его архитектурный дар.
Значительную часть своей жизни В.И.Лиховодов посвятил разработке крупномасштабных комплексных строительных объектов в проектном институте КиевЗНИИЭП. Он проектировал научную библиотеку и драматический театр в г. Грозный, деловые центры и другие объекты. Однако центральной проблематикой его творчества стало создание крупномасштабных архитектурных ансамблей высших учебных заведений в Украине и в ближнем зарубежье, например, Кишиневского политехнического института. За проект и строительство сооружений Львовского политехнического института В.И.Лиховодов и его творческий коллектив были удостоены Премии Совета Министров СССР (1978), а за создание архитектурного комплекса зданий Киевского политехнического института В.И. Лиховодов и его талантливая команда стали лауреатами Государственной премии УССР по архитектуре (1988).
Киевский политехнический институт стал любимым детищем Владимира Ивановича. С этим учебным заведением связано почти три последних десятилетия его жизни. Он преданно служил КПИ, верно воплощая в нем архитектурные традиции И.С.Китнера и Кобелева. Владимир Лиховодов поэтапно и системно продолжал развивать и совершенствовать архитектурный вид КПИ, синтезируя его историзм и современность, что способствовало признанию КПИ одним из ведущих и самых красивых университетов в мире. История НТУУ "КПИ" отражена в исторических летописях В.И. Лиховодова, А.Л. Любомудрова и А.В. Лиховодовой "КПИ - от первого шага до первого выпуска", "КПИ сквозь годы", "КПИ. Первый век".
Через всю жизнь он пронес дружбу с Виктором Дмитриевичем Сидоренком, проректором НТУУ "КПИ", считая его своим наставником. Он любил своих друзей, коллег, высоко ценил их порядочность и талант.
Владимир Иванович был влюблен в симфоническую музыку, любил классическую оперу, особенно оперу О.П.Бородина "Князь Игорь". Многие арии из оперетт И. Кальмана и Й.Штрауса знал наизусть и с удовольствием их выполнял в кругу семьи и друзей.
Поздний период жизни В.И. Лиховодова был чрезвычайно сложным, полным драматизма, но, несмотря на это, очень светлым. В эти годы особенно проявилось его невероятное мужество. Ни словом, ни взглядом не выдавая мучений страшной и длительной борьбы со смертельной болезнью, Владимир Иванович при первом же улучшении самочувствия отправлялся на любимую работу в КПИ, где сразу погружался в водоворот проблем и дел родного института. Даже ближайшие сотрудники не подозревали, что за юмором, жизнерадостностью и активной деятельностью Владимира Ивановича скрывается невыносимаю боль.
Он хотел успеть еще очень много: оформить главный корпус КПИ монументальными досками, восстановить исторические гербы, довести до финальной стадии комплекс малой спортивной арены, а главное, подготовить макеты часовни Св. Марии Магдалины. И какой ценной была помощь и поддержка коллег - проректора М.В.Печеника, Лебедева, О.Шеляга, В.Бавиловского, ближайшего сподвижника С.Снежкина и многих других! А с каким рвением и настойчивостью Владимир Иванович работал над эскизами церкви! Реанимационная палата больницы, в которой мне разрешили с ним постоянно находиться, превратилась в творческую мастерскую. После тяжелых операционных будней вокруг Владимира Ивановича собирались удивленные врачи, и, как на художественном совете, выбирали вместе эскиз, который понравился больше всего. А он, превозмогая боль, рассказывал им анекдоты и смешные истории, внушая силы и оптимизм.
В последние годы жизни открылись новые грани таланта Владимира Лиховодова: он начал писать стихи. Поэзия стала страстью. Владимир Иванович писал быстро, словно кто-то диктовал ему поэтические строки. Сначала писал для себя, но его стиль становился все более совершенным. Он начал экспериментировать с различными жанрами: баллады, сказки, лирические, социальные, юмористические сюжеты. Поэтическим дебютом стал "Алтан", поэтическая баллада о любви, которая вселяет надежду и веру в добро и в всепобеждающее чувство любви.
Мне удалось убедить Владимира Ивановича создать авторские иллюстрации к его поэзии. Они вышли замечательно: индивидуальная графическая манера, точное попадание в образ, динамизм рисунка и композиции ...
После успешного "Алтана" Владимир Иванович продолжил работу над новым поэтическим сборником, в который вошли также его произведения последних шести лет. Владимир Иванович собственноручно выполнил для них иллюстрации, которые сами по себе имеют художественную ценность. Сборник получил название "О чудесах небесных и чудаках поднебесных". Это искренняя исповедь, рассказ о его отношении к людям, законов мироздания и к Богу. В книге много света, добра, веры и надежды. Последние редакционные правки мы вносили в нее уже в реанимации, но опубликованной он ее так и не увидел. Поэзия В.И.Лиховодова искренняя и правдивая, полна глубоких и драматических переживаний, которые, несмотря на их серьезность, автор выражает в свойственной ему юмористической и порой иронической форме. Вглядываясь в Вечность, что неумолимо приближалась, он не переставал шутить, и это лучше всяких слов свидетельствовало о его мужестве и внутренней силе.
В.И. Лиховодов относится к тем исключительным людям, которые не только оставляют после себя яркий и глубокий след в творениях, но и продолжают жить в душах и в сердцах людей, согревая их жизни. Я верю, что часовня Св. Марии Магдалины по макетам В.И.Лиховодова и С.М.Снежкина будет построена, и мечтаю, чтобы в ней был бы придел Св. Владимира. А еще очень надеюсь на то, что вместе мы сможем установить достойный надгробный памятник Владимиру Ивановичу Лиховодову, главному архитектору НТУУ "КПИ".
... После празднования 80-летнего юбилея, отец мне неловко сказал: "А знаешь, меня сегодня в институте назвали "вехой в истории "...
Елена Лиховодова, дочь