Михаил Васильевич Ломоносов. Путь в науку

19 ноября - день рождения М.В. Ломоносова - человека, которого по праву называют основоположником науки и высшей школы России, одним из создателей современного русского языка и поэзии. "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейших страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералога, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка ", - писал о него Александр Пушкин.

Жизненный путь Ломоносова, его роль в развитии науки и культуры, исследуется в сотнях книг и тысячах статей, очень многие из которых есть в Интернете. Поэтому было бы лишним на страницах газеты рассказывать в том, что при желании каждый может легко найти сам. Но нельзя обойти того, о чем часто забывают те, кто, прославляет гения, но должны помнить студенты и преподаватели: все достижения Ломоносова имеют основой те знания и умения, которые он усвоил во время учебы. О том, что, где и как изучал Михаил Ломоносов - наш рассказ.

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова в селе Мишанискому Архангельской губернии, которое находилось на большом острове посреди Северной Двины напротив города Холмогорка в 140 километрах от Белого моря. С 10-летнего возраста Михаил вместе с отцом совершал многомесячные выходы в море за сотни километров от дома. Впечатления от этих путешествий, безусловно, способствовали развитию парня. Важным залогом всех достижений Ломоносова, как ученого и просветителя, была приобретена с детства привычка к ежедневной напряженной работе. В зрелом возрасте он напишет: "Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотной водой, которая, кроме смрада и презренных гадин, ничего не производит".

Отец Михаила был неграмотный, и грамоте его учил сосед - крестьянин Иван Шубнов (его сын - Федот Иванович Шубин - при поддержке М.В.Ломоносова станет знаменитым скульптором и в 1792 г.. создаст его известный мраморный скульптурный портрет), а также дьяк Семен Сабельников. Михаил учился очень успешно - через два года стал читать в церкви "Псалтырь" и "Жития святых" и считался лучшим чтецом в деревне. В 1722 г. в доме сына холмогорского священника Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел светские книги - "Грамматику" Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. После смерти Х.Дудина летом 1724 г. его потомки подарили эти книги Михаилу, и они составили основу его начального образования.

Стремясь знаний, Ломоносов в декабре 1730 г. с рыбным обозом отправился в Москву, взяв с собой "Грамматику" и "Арифметику". В начале января 1731 г. он поступил в "Математико-навигацкую" школу, что находилась в Сухаревой башне, а 15 января, выдав себя за сына дворянина, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре (так называемые Спасские школы).

В академии было четыре низших класса ("фара", "инфима", "грамматика", "синтаксима"), два средних ("пиитика" и "риторика") и два высших ("философия" и "богословие"). На каждый из трех первых классов отводилось четыре или шесть месяцев, классы "синтаксима" и "пиитика" продолжались год, курсы "риторика" и "философия" изучались по два года, "богословие" - четыре года. Из класса в класс ученики переходили после сдачи соответствующих экзаменов. Обучение в академии продолжалось целый год. В летние месяцы разрешалось брать два раза в месяц "рекреации" - дни отдыха.

Классы "фара", "инфима" и "грамматика" Ломоносов прошел за год. В первом изучал латынь, во втором - латынь и славянский язык, в третьем - латинскую и славянскую грамматику, географию, историю, математику и катехизис. В январе 1732 г. Ломоносов перешел в "синтаксиму", где изучал синтаксис латыни, закончил изучение арифметики, географии, истории, и короткого катехизиса. Через полгода он перешел в "поэтику", где изучали латинскую и русскую поэзию, теорию поэзии за "Поэтикой" Аристотеля и написанным на латыни "Ключом поэтики ..." Федора Кветницкого, который и преподавал в этом классе. Ученики также упражнялись в поэзии. В свободное время Михаил Ломоносов читал древние летописи, духовные и светские книги в библиотеке Заиконоспасского монастыря. С июля 1733 г. по июль 1735 г. Михаил учился в классе "риторики", где преподавали на латыни. Ученики изучали "Риторику" Аристотеля, произведения Цицерона, других античных авторов, делали стихотворные упражнения и писали произведения на латыни и славянском языках, а также участвовали в диспутах и учились произносить приветственные речи.

Осенью 1734 г. Ломоносова по его просьбе направили в Киево-Могилянскую академию, где он изучал древние рукописи, "Поэтику" Феофана Прокоповича, ознакомился с художественными шедеврами Софии Киевской, Михайловского Златоверхого собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры. Это очень повлияло на Ломоносова. Например, созданный им в 1754 г. мозаичный портрет Петра I очень близок по манере исполнения к мозаикам Михайловского Златоверхого собора.

Наверное, все слышали, что во время учебы Ломоносов жил "на три копейки в день". Но материальные лишения были не такими тяжелыми, как моральные страдания. Много лет он писал: "Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!".

В июле 1735 г. Михаил Ломоносов перешел в первый высший класс "философия", где изучали курсы логики, физики и метафизики. Преподавание основывалось на трудах Аристотеля.

Выпускники Славяно-греко-латинской академии становились священниками, учителями, чиновниками. Неизвестно как сложилась бы судьба Михаила Ломоносова, если бы в конце 1735 г. его среди 12-ти учеников академии не направили бы на учебу в Петербургскую академии наук и искусств.

Созданная по инициативе Петра I в 1726 г., эта первое, в современном понимании, научное учреждение России, сначала состояло исключительно из иностранцев. Было предусмотрено, что академики должны готовить профессоров из российских подданных, для чего при академии открыли гимназию и университет. Но преемники Петра на престоле очень мало занимались наукой, и еще меньше - академией. Первый набор (с 12 студентов) до академического университета состоялся в 1732 г., а второй - в 1735-м - главным образом благодаря настойчивости вновь назначенного президента академии барона Иоганна-Альбрехта Корфа, который добился сенатского указа о направлении из Славяно-греко-латинской академии лучших учеников для обучения при академии наук.

1 января 1736 г. Ломоносов вместе с 11-ю учениками прибыл в Санкт-Петербург, был зачислен студентом при Академии наук и пятого января начал изучать математику в адъюнкта В.Е.Адодурова и физику у профессора экспериментальной физики Г.В .Крафта. В конце января Ломоносов приобрел книгу В.К.Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и внимательно ее изучал. Экземпляр этой книги с многочисленными правками, вставками и замечаниями, сделанными его рукой, хранится ныне в архиве Российской академии наук.

В конце 1735 г. в Академии возникла необходимость направить в экспедицию, которая занималась изучением Сибири, профессора, который знал бы химию и рудокопное дело. Но таких специалистов в академии не было, а иностранцев, пожелавших бы ехать за тысячи верст, не нашлось. Тогда президент Академии наук Корф обратился в Кабинет Министров с предложением направить на обучение в Германию к "ученому горного физика" Генкелю нескольких способных молодых людей. Предложение одобрили и направили на учебу 17-летнего "сына советника Берг-коллегии" Густава Райзера, 16-летнего "поповича из Суздаля" Дмитрия Виноградова и 25-летнего "крестьянского сына" Михаила Ломоносова. Директор Берг-коллегии определил, какие науки они должны изучить. Перед отъездом будущие студенты получили соответствующую инструкцию, в которой, в частности, подчеркивалась необходимость раз в полгода направлять в Академию письменные отчеты о своей учебе.

В начале ноября 1736 г. трое россиян прибыли в Марбург, начали изучать основы арифметики и геометрии, а также немецкий язык. Шестого ноября они были причислены к Марбургскогму университету, а с января 1737 г. начали слушать курс лекций по теоретической химии профессора Ю.Г.Дуйзинга и по механике у профессора Христиана Вольфа - знаменитого немецкого ученого-энциклопедиста. В мае Ломоносов начал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Четвертого сентября он написал на немецком языке (впервые) письмо президенту академии Корфу, в котором выразил благодарность за разрешение учиться наукам в иностранных академиях.

14 марта 1738 г. Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером составил и направил в Петербург рапорт о занятиях с июня 1737 г. по март 1738 г. с сообщением о том, что за это время они "у господина регирунгсрата Вольфа прошли курс механики, гидростатики, аерометрии и гидравлики, а у господина доктора Дуйзинга курс теоретической химии ", а теперь слушают в Вольфа лекции догматической физики и логики, а также занимаются французском языком и упражняются в рисовании.

Следует сказать, что российские студенты, попав в среду, скажем так, очень раскованных немецких студентов, старались не отставать от них, и довольно быстро потратили деньги, полученные для жизни в год (по 300 рублей) и влезли в долги. Ломоносов также много денег тратил на книги. 19 марта 1738 г. Х.Вольф в письме главе канцелярии Петербургской академии наук И.Д.Шумахеру просил того напомнить российским студентам, чтобы были более экономными и не делали долгов.

После этого Шумахер составил новую "инструкцию Марбургским студентам", в которой приказывал им составлять свои рапорты яснее, четче и подробнее, сообщать в академию обо всех прослушанных лекциях, пройденном материале, время от времени отправлять пробные диссертации; в отчете о хозяйственных делах перечислять все расходы, направлять список купленных книг; "учителей танцевания и фехтования" "больше не держать" и "не тратить деньги на одежду", "остерегаться делать долги, а довольствоваться теми тремястами рублями, которые им назначены на год".

В августе 1738 г. Ломоносов приобрел и изучал книги по теории стихосложения, ознакомился с поэтическими произведениями на латинском, немецком, французском и итальянском языках, переводил классических авторов. В октябре написал первую научную работу "О преобразовании твердого тела в жидкое ...", перевел с французского на русский язык оду.

Второго января 1739 г. Х.Вольф писал в Петербург, что лекции, которые он должен был читать российским студентам, уже закончились, что они занимаются самостоятельно и пишут свои диссертации. Еще он писал: "Лучше было бы, конечно, если бы их скорее отозвали отсюда, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и при том уже успели закончить то, что должны были здесь сделать".

В феврале Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Кристине Цильх. Похоже, именно ради нее он учился танцевать и фехтовать.

В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер поехали в Фрайберг к профессору Й.Ф.Генкелю, где изучали минералогию, металлургию, посещали рудники и металлургические заводы.

Перед отъездом Ломоносов получил от Дуйзинга свидетельство об успехах в изучении химии, где говорилось, что "очень достойный и одаренный юноша Михаил Ломоносов, студент философии ... с неутомимым прилежанием слушал лекции химии, читаемые мной в течение 1737 г., и, по моему убеждению, он получил из них немалую пользу ... ". В своем свидетельстве Х.Вольф писал: "Молодой человек с прекрасными способностями Михаил Ломоносов во время своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особой любовью пытался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же усердием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращении на родину, может принести пользу государству, чего от души и желаю ".

В конце 1739 г. Ломоносов направляет в Петербург в академию "Оду на взятие Хотина" и "Письмо о правилах российского стихотворства", из которых берет начало новая русская поэзия.

Очень богатым на события для Ломоносова был 1740 г. Он поссорился с Генкелем и ушел от него, пытался встретиться с российским посланником, чтобы вернуться домой, побывал в нескольких городах, посетил несколько рудников, был обманом завербован в прусские гренадеры, но бежал.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и 8 июня 1741 г. появился в канцелярию Академии наук доложить о своем прибытии. Получил от главы канцелярии Шумахера задание составить каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В августе Ломоносов подает в Академическое собрание "Рассуждение о Катоптрико-диоптрическом зажигательном инструменте" и "Физико-химические соображения о соответствии серебра и ртути ...", а до конца года пишет "Элементы математической химии". По результатам выполнения задач и обсуждения его диссертаций, в январе 1742 г. Ломоносов был назначен адъюнктом академии, то есть был официально признан ученым.

По материалам книги: Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. - М .; Л .: Изд-во АН СССР, 1961. Эта и многие другие книги о М.В.Ломоносове, а также Полное собрание его сочинений есть в НТБ НТУУ "КПИ" им. Г.И.Денисенка, где в зале № 2 открылась выставка книг к 300-летию со дня рождения ученого. Многие произведения М.В.Ломоносова и материалов о нем есть в электронной библиотеке "Ломоносов" (http://feb-web.ru/feb/lomonos/default.asp) и на портале "Михаил Васильевич Ломоносов" (http: // lomonosov300.ru/).

В.Миколаенко

Читайте книги Михаила Ломоносова!

Хотя со времен Ломоносова наука и литература ушли далеко вперед, его книги содержат настоящие жемчужины мудрости и поэзии. Некоторые образцы предлагаем вниманию читателей.

Утреннее размышление о Божием Величества (фрагмент)

Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

1743

Вечернее размышление о Божием Величества при случае великого северного сияния (фрагмент)

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

...Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

1743
Ода на день Восшествие на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 г. (фрагмент)>

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах

не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

1747

* * *

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг
Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты

водит:
Один Коперник был, другой слыл
Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье

знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье
рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник
прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

1761
Афоризмы М.В.Ломоносовa

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

* * *

Кто малого не может, тому и большее невозможно.

* * *

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

* * *

Неусыпный труд все препятствия преодолевает.

* * *

Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку.

* * *

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

* * *

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.