19 ноября - день рождения М.В. Ломоносова - человека, которого по праву называют основоположником науки и высшей школы России, одним из создателей современного русского языка и поэзии. "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейших страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералога, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка ", - писал о него Александр Пушкин.

Жизненный путь Ломоносова, его роль в развитии науки и культуры, исследуется в сотнях книг и тысячах статей, очень многие из которых есть в Интернете. Поэтому было бы лишним на страницах газеты рассказывать в том, что при желании каждый может легко найти сам. Но нельзя обойти того, о чем часто забывают те, кто, прославляет гения, но должны помнить студенты и преподаватели: все достижения Ломоносова имеют основой те знания и умения, которые он усвоил во время учебы. О том, что, где и как изучал Михаил Ломоносов - наш рассказ.

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова в селе Мишанискому Архангельской губернии, которое находилось на большом острове посреди Северной Двины напротив города Холмогорка в 140 километрах от Белого моря. С 10-летнего возраста Михаил вместе с отцом совершал многомесячные выходы в море за сотни километров от дома. Впечатления от этих путешествий, безусловно, способствовали развитию парня. Важным залогом всех достижений Ломоносова, как ученого и просветителя, была приобретена с детства привычка к ежедневной напряженной работе. В зрелом возрасте он напишет: "Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотной водой, которая, кроме смрада и презренных гадин, ничего не производит".

Отец Михаила был неграмотный, и грамоте его учил сосед - крестьянин Иван Шубнов (его сын - Федот Иванович Шубин - при поддержке М.В.Ломоносова станет знаменитым скульптором и в 1792 г.. создаст его известный мраморный скульптурный портрет), а также дьяк Семен Сабельников. Михаил учился очень успешно - через два года стал читать в церкви "Псалтырь" и "Жития святых" и считался лучшим чтецом в деревне. В 1722 г. в доме сына холмогорского священника Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел светские книги - "Грамматику" Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. После смерти Х.Дудина летом 1724 г. его потомки подарили эти книги Михаилу, и они составили основу его начального образования.

Стремясь знаний, Ломоносов в декабре 1730 г. с рыбным обозом отправился в Москву, взяв с собой "Грамматику" и "Арифметику". В начале января 1731 г. он поступил в "Математико-навигацкую" школу, что находилась в Сухаревой башне, а 15 января, выдав себя за сына дворянина, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре (так называемые Спасские школы).

В академии было четыре низших класса ("фара", "инфима", "грамматика", "синтаксима"), два средних ("пиитика" и "риторика") и два высших ("философия" и "богословие"). На каждый из трех первых классов отводилось четыре или шесть месяцев, классы "синтаксима" и "пиитика" продолжались год, курсы "риторика" и "философия" изучались по два года, "богословие" - четыре года. Из класса в класс ученики переходили после сдачи соответствующих экзаменов. Обучение в академии продолжалось целый год. В летние месяцы разрешалось брать два раза в месяц "рекреации" - дни отдыха.

Классы "фара", "инфима" и "грамматика" Ломоносов прошел за год. В первом изучал латынь, во втором - латынь и славянский язык, в третьем - латинскую и славянскую грамматику, географию, историю, математику и катехизис. В январе 1732 г. Ломоносов перешел в "синтаксиму", где изучал синтаксис латыни, закончил изучение арифметики, географии, истории, и короткого катехизиса. Через полгода он перешел в "поэтику", где изучали латинскую и русскую поэзию, теорию поэзии за "Поэтикой" Аристотеля и написанным на латыни "Ключом поэтики ..." Федора Кветницкого, который и преподавал в этом классе. Ученики также упражнялись в поэзии. В свободное время Михаил Ломоносов читал древние летописи, духовные и светские книги в библиотеке Заиконоспасского монастыря. С июля 1733 г. по июль 1735 г. Михаил учился в классе "риторики", где преподавали на латыни. Ученики изучали "Риторику" Аристотеля, произведения Цицерона, других античных авторов, делали стихотворные упражнения и писали произведения на латыни и славянском языках, а также участвовали в диспутах и учились произносить приветственные речи.

Осенью 1734 г. Ломоносова по его просьбе направили в Киево-Могилянскую академию, где он изучал древние рукописи, "Поэтику" Феофана Прокоповича, ознакомился с художественными шедеврами Софии Киевской, Михайловского Златоверхого собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры. Это очень повлияло на Ломоносова. Например, созданный им в 1754 г. мозаичный портрет Петра I очень близок по манере исполнения к мозаикам Михайловского Златоверхого собора.

Наверное, все слышали, что во время учебы Ломоносов жил "на три копейки в день". Но материальные лишения были не такими тяжелыми, как моральные страдания. Много лет он писал: "Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!".

В июле 1735 г. Михаил Ломоносов перешел в первый высший класс "философия", где изучали курсы логики, физики и метафизики. Преподавание основывалось на трудах Аристотеля.

Выпускники Славяно-греко-латинской академии становились священниками, учителями, чиновниками. Неизвестно как сложилась бы судьба Михаила Ломоносова, если бы в конце 1735 г. его среди 12-ти учеников академии не направили бы на учебу в Петербургскую академии наук и искусств.

Созданная по инициативе Петра I в 1726 г., эта первое, в современном понимании, научное учреждение России, сначала состояло исключительно из иностранцев. Было предусмотрено, что академики должны готовить профессоров из российских подданных, для чего при академии открыли гимназию и университет. Но преемники Петра на престоле очень мало занимались наукой, и еще меньше - академией. Первый набор (с 12 студентов) до академического университета состоялся в 1732 г., а второй - в 1735-м - главным образом благодаря настойчивости вновь назначенного президента академии барона Иоганна-Альбрехта Корфа, который добился сенатского указа о направлении из Славяно-греко-латинской академии лучших учеников для обучения при академии наук.

1 января 1736 г. Ломоносов вместе с 11-ю учениками прибыл в Санкт-Петербург, был зачислен студентом при Академии наук и пятого января начал изучать математику в адъюнкта В.Е.Адодурова и физику у профессора экспериментальной физики Г.В .Крафта. В конце января Ломоносов приобрел книгу В.К.Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и внимательно ее изучал. Экземпляр этой книги с многочисленными правками, вставками и замечаниями, сделанными его рукой, хранится ныне в архиве Российской академии наук.

В конце 1735 г. в Академии возникла необходимость направить в экспедицию, которая занималась изучением Сибири, профессора, который знал бы химию и рудокопное дело. Но таких специалистов в академии не было, а иностранцев, пожелавших бы ехать за тысячи верст, не нашлось. Тогда президент Академии наук Корф обратился в Кабинет Министров с предложением направить на обучение в Германию к "ученому горного физика" Генкелю нескольких способных молодых людей. Предложение одобрили и направили на учебу 17-летнего "сына советника Берг-коллегии" Густава Райзера, 16-летнего "поповича из Суздаля" Дмитрия Виноградова и 25-летнего "крестьянского сына" Михаила Ломоносова. Директор Берг-коллегии определил, какие науки они должны изучить. Перед отъездом будущие студенты получили соответствующую инструкцию, в которой, в частности, подчеркивалась необходимость раз в полгода направлять в Академию письменные отчеты о своей учебе.

В начале ноября 1736 г. трое россиян прибыли в Марбург, начали изучать основы арифметики и геометрии, а также немецкий язык. Шестого ноября они были причислены к Марбургскогму университету, а с января 1737 г. начали слушать курс лекций по теоретической химии профессора Ю.Г.Дуйзинга и по механике у профессора Христиана Вольфа - знаменитого немецкого ученого-энциклопедиста. В мае Ломоносов начал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Четвертого сентября он написал на немецком языке (впервые) письмо президенту академии Корфу, в котором выразил благодарность за разрешение учиться наукам в иностранных академиях.

14 марта 1738 г. Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером составил и направил в Петербург рапорт о занятиях с июня 1737 г. по март 1738 г. с сообщением о том, что за это время они "у господина регирунгсрата Вольфа прошли курс механики, гидростатики, аерометрии и гидравлики, а у господина доктора Дуйзинга курс теоретической химии ", а теперь слушают в Вольфа лекции догматической физики и логики, а также занимаются французском языком и упражняются в рисовании.

Следует сказать, что российские студенты, попав в среду, скажем так, очень раскованных немецких студентов, старались не отставать от них, и довольно быстро потратили деньги, полученные для жизни в год (по 300 рублей) и влезли в долги. Ломоносов также много денег тратил на книги. 19 марта 1738 г. Х.Вольф в письме главе канцелярии Петербургской академии наук И.Д.Шумахеру просил того напомнить российским студентам, чтобы были более экономными и не делали долгов.

После этого Шумахер составил новую "инструкцию Марбургским студентам", в которой приказывал им составлять свои рапорты яснее, четче и подробнее, сообщать в академию обо всех прослушанных лекциях, пройденном материале, время от времени отправлять пробные диссертации; в отчете о хозяйственных делах перечислять все расходы, направлять список купленных книг; "учителей танцевания и фехтования" "больше не держать" и "не тратить деньги на одежду", "остерегаться делать долги, а довольствоваться теми тремястами рублями, которые им назначены на год".

В августе 1738 г. Ломоносов приобрел и изучал книги по теории стихосложения, ознакомился с поэтическими произведениями на латинском, немецком, французском и итальянском языках, переводил классических авторов. В октябре написал первую научную работу "О преобразовании твердого тела в жидкое ...", перевел с французского на русский язык оду.

Второго января 1739 г. Х.Вольф писал в Петербург, что лекции, которые он должен был читать российским студентам, уже закончились, что они занимаются самостоятельно и пишут свои диссертации. Еще он писал: "Лучше было бы, конечно, если бы их скорее отозвали отсюда, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и при том уже успели закончить то, что должны были здесь сделать".

В феврале Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Кристине Цильх. Похоже, именно ради нее он учился танцевать и фехтовать.

В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер поехали в Фрайберг к профессору Й.Ф.Генкелю, где изучали минералогию, металлургию, посещали рудники и металлургические заводы.

Перед отъездом Ломоносов получил от Дуйзинга свидетельство об успехах в изучении химии, где говорилось, что "очень достойный и одаренный юноша Михаил Ломоносов, студент философии ... с неутомимым прилежанием слушал лекции химии, читаемые мной в течение 1737 г., и, по моему убеждению, он получил из них немалую пользу ... ". В своем свидетельстве Х.Вольф писал: "Молодой человек с прекрасными способностями Михаил Ломоносов во время своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особой любовью пытался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же усердием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращении на родину, может принести пользу государству, чего от души и желаю ".

В конце 1739 г. Ломоносов направляет в Петербург в академию "Оду на взятие Хотина" и "Письмо о правилах российского стихотворства", из которых берет начало новая русская поэзия.

Очень богатым на события для Ломоносова был 1740 г. Он поссорился с Генкелем и ушел от него, пытался встретиться с российским посланником, чтобы вернуться домой, побывал в нескольких городах, посетил несколько рудников, был обманом завербован в прусские гренадеры, но бежал.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и 8 июня 1741 г. появился в канцелярию Академии наук доложить о своем прибытии. Получил от главы канцелярии Шумахера задание составить каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В августе Ломоносов подает в Академическое собрание "Рассуждение о Катоптрико-диоптрическом зажигательном инструменте" и "Физико-химические соображения о соответствии серебра и ртути ...", а до конца года пишет "Элементы математической химии". По результатам выполнения задач и обсуждения его диссертаций, в январе 1742 г. Ломоносов был назначен адъюнктом академии, то есть был официально признан ученым.

По материалам книги: Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. - М .; Л .: Изд-во АН СССР, 1961. Эта и многие другие книги о М.В.Ломоносове, а также Полное собрание его сочинений есть в НТБ НТУУ "КПИ" им. Г.И.Денисенка, где в зале № 2 открылась выставка книг к 300-летию со дня рождения ученого. Многие произведения М.В.Ломоносова и материалов о нем есть в электронной библиотеке "Ломоносов" (http://feb-web.ru/feb/lomonos/default.asp) и на портале "Михаил Васильевич Ломоносов" (http: // lomonosov300.ru/).

В.Миколаенко

Читайте книги Михаила Ломоносова!

Хотя со времен Ломоносова наука и литература ушли далеко вперед, его книги содержат настоящие жемчужины мудрости и поэзии. Некоторые образцы предлагаем вниманию читателей.

Утреннее размышление о Божием Величества (фрагмент)

Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

1743

Вечернее размышление о Божием Величества при случае великого северного сияния (фрагмент)

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

...Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

1743
Ода на день Восшествие на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 г. (фрагмент)

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах

не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

1747

* * *

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг
Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты

водит:
Один Коперник был, другой слыл
Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье

знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье
рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник
прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

1761
Афоризмы М.В.Ломоносовa

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

* * *

Кто малого не может, тому и большее невозможно.

* * *

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

* * *

Неусыпный труд все препятствия преодолевает.

* * *

Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку.

* * *

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

* * *

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.