Жорес Иванович Алферов - академик Российской академии наук, вице-президент РАН, председатель Санкт-Петербургского научного центра РАН, иностранный член НАН Украины и академий наук других стран, организатор и ректор Академического физико-технологического университета РАН, лауреат Нобелевской премии 2000, почетный доктор НТУУ «КПИ» - 2 декабря встретился со студентами, преподавателями и сотрудниками Киевской политехники.
Гость, в частности, поделился убеждением, что НАН Украины (в праздновании юбилея которой он принял участие) является научным центром мирового масштаба. А НТУУ «КПИ» он посещает довольно часто - «как свой».
Академик также рассказал о своем участии в ежегодном форуме лауреатов Нобелевских премий (проходит в Китае). Нынешнее обсуждение посвящалось информационным технологиям и инновационным проектам. По наблюдениям Жореса Ивановича, Китай легче, чем другие регионы, переживает мировой экономический кризис, потому что направление развития этой страны ориентировано на внедрение высоких технологий. В то время как Россия, преимущественно, ориентируется на экспорт полезных ископаемых, Украина - продукции металлургии. Такой подход нельзя назвать конструктивным, ведь XXI век требует развития альтернативных, возобновляемых источников энергии.
По мнению ученого, в ХХ в. в мире было воплощено в полной мере только два инновационных проекта, которые много лет определяли технологии и политическую ситуацию: создание атомной бомбы в США и термоядерного оружия в СССР. Именно эти проекты получили полную и всестороннюю поддержку правительств и использование всех имеющихся ресурсов. Но главная причина успешной реализации заключается в том, что над проектом работали прекрасно подготовленные специалисты, научные разработки которых выполнялись в родственных отраслях и базировались на фундаментальных исследованиях в этих областях. То есть, была блестяще решена кадровая проблема. Кадровую проблему советского атомного проекта решил академик А.Ф. Иоффе, который вместе с механиком С.П. Тимошенком создал советскую физическую школу.
И на сегодняшний день действует основной «физтеховской» принцип подготовки специалистов: непосредственная связь фундаментальных исследований и прикладной науки. Инженерная школа возникла на базе фундаментальных исследований. Известно, что все достижения в первооснове своей имеют научные исследования.
Затем гость ответил на многочисленные вопросы слушателей. О современной подготовке молодых специалистов. Во всем мире происходят изменения в сиcтемах школьной подготовки. Ведь школьная компонента - важная составляющая подготовки специалистов. Недаром американцы в свое время признали что космическую гонку в 60-х гг. прошлого века они проиграли СССР еще за школьной партой. Ученый считает, что учитель - живая личность -едва ли не самый важный элемент школьного образования. Ведь практически всем нам тот или иной предмет начинал нравиться именно через живую, динамичную и интересную его подачу учителем, который делился знаниями, воспитывал, «зажигал искру познания» и интереса.
Специализированное обучение также играет важную роль. Более 20 лет в Санкт-Петербурге действует физико-технический лицей, выпускники которого становятся студентами физико-технического факультета ФТИ им.А.Ф. Иоффе, магистерскую и аспирантскую подготовку лучшие из них проходят в С-Пб Центре РАН. Традиционно аспирантская работа посвящается научным исследованиям. Однако, по мнению ученого, нужно ввести и междисциплинарные учебные курсы. Это продлит срок обучения в аспирантуре, но расширит возможности молодых ученых.
В РФ с 3 млн студентов только 0,5 млн. овладевают техническими специальностями. Менеджмент - дань моде, считает он, управленцев стоит готовить не вообще, а конкретно для той или иной отрасли экономики. Также следует повысить роль и значение технических (политехнических) высших учебных заведений.
Исследования на коллайдере. По мнению Жореса Ивановича, на этом уникальном оборудовании можно получить данные о том, что могло происходить в нашей Вселенной в первые минуты его эволюции. То есть либо получить подтверждение теории Большого взрыва, или получить другие данные.
В заключение гость пожелал политехникам благополучия и успехов на пути образования и науки.