Деятельность любой, а тем более - большой - личности измеряется временем. Как одна минута мелькнуло чуть более двух десятилетий с тех пор, когда премьер-министром, а затем - Президентом Украины был Леонид Данилович Кучма. Много это или мало, чтобы оценить вклад личности в историю развития независимой Украины, а следовательно - в историю Европы и мира? Каждый из нас имеет свой ответ.
По приглашению Президента Украины Леонида Кучмы я имел честь работать министром образования Украины в течение его первого президентского срока, с 1994 по 1999 годы. Приходилось часто общаться с Леонидом Даниловичем на уровне правительственных заседаний, которые он довольно часто проводил лично, в поездках в составе президентских делегаций, посещая регионы или "открывая" для Украины другие государства, и во время его персональных приглашений к себе в президентскую администрацию с целью обсуждения содержания реформ доверенной мне отрасли.
На расстоянии лет у меня лично выкристаллизовывается период президентства Леонида Кучмы как наиболее успешный и продуктивный за все время ее независимости. В те годы Украина стремительно выстраивала свою идентичность, формировала институты молодого государства, уверенно утверждалась в мире как новый, полноправный член международного сообщества. Президент Украины Леонид Кучма предстал перед миром как мудрый государственный деятель глобального масштаба, подписав в 1994 году Будапештский меморандум об отказе Украины от ядерного оружия, досрочно закрыв в 2000 году Чернобыльскую АЭС как угрозу для Европы и человечества новой ядерной катастрофы, лично урегулировав конфликт между Украиной и Россией в 2003 году по поводу спорных вопросов на острове Тузла, обеспечив принятие конституции Украины в 1996 году и осуществив конституционную реформу в 2004 году, которая завершила переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Эти и другие шаги лидера государства определили в глазах международного сообщества уникальные устремления Украины к построению независимой, мирной и успешной страны.
Время Леонида Даниловича Кучмы как главы правительства, а тем более - как Президента Украины, было непростым. Первые шаги по развитию украинского независимого государства, сделанные его предшественником, первым Президентом Украины Леонидом Макаровичем Кравчуком, требовали продолжения. Внешние (международные) и внутренние советники предлагали десятки вариантов, моделей, конструкций. Решение же принадлежало принимать именно ему - Президенту Кучме. Это и обусловливало тот стиль жизни, общения и управления, вошедший в историю как "стиль Леонида Кучмы" - жесткий, справедливый и ответственный. Этот стиль имел свои плюсы и минусы, однако, видимо, был единственно возможным, который позволял понять проблему, мобилизовать ресурсы, усилить ответственность каждого, касательного к делу. Фактически мобилизации подлежала вся страна. И только такой способ государственного управления мог обеспечить выход из кризиса, который охватил Украину практически сразу же с провозглашением государственной независимости.
Во времена Президента Леонида Кучмы никто не делил Украину на две разные части. Жители Ужгорода и Севастополя, Львова и Донецка и не подозревали, что они разные. Все граждане Украины того времени считали, что главным объединяющим фактором для них является их большая и мирная страна, а культурные различия населения различных регионов воспринимались прежде всего как интересные и привлекательные разнообразия, а не как поводы для противостояний и конфликтов.
Особый подход Президент Украины Леонид Кучма применил к вопросу языка, как одного из наиболее чувствительных для молодого государства. Получив страну в бушующем состоянии со многими гражданскими спорами, одним из которых был "языковый спор", Леонид Данилович лично быстро перешел к употреблению украинского языка. Он предложил всем гуманитарным институтам страны "мягко", не через принуждение, а через поощрение к нему и его привлекательность, внедрять украинский язык как государственный и как одну из идентификационных признаков украинской нации.
Менее двух лет проведения этой политики было достаточно, чтобы успокоить население страны и достичь консенсуса в части применения украинского языка и языков национальных меньшинств. Консенсус был зафиксирован в десятой статье Конституции Украины в 1996 году. Ею устанавливалось, что государственным языком Украины является украинский, которому обеспечивалось всестороннее развитие и функционирование во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины, а русскому языку и другим языкам национальных меньшинств было гарантировано свободное развитие, использование и защита.
В том же 1996 году Министерство образования Украины утвердило новую концепцию гуманитарного образования, важными составляющими которой стали введение нового поколения украиноязычных учебников и обязательный экзамен по украинскому языку при поступлении во все учебные заведения Украины. Эти шаги были с пониманием восприняты обществом и не вызывали никаких споров и возмущений.
На расстоянии времени важно оценить вклад Леонида Кучмы сначала как премьер-министра, а позже - Президента Украины в развитие экономики независимой Украины. Получив страну, в которой предыдущая, централизованная экономика уже не работала, а законы и правила новой, рыночной экономики еще не существовали, Леонид Кучма столкнулся с катастрофической экономической ситуацией. Инфляция национальной валюты достигала сотни процентов, мощная промышленность была парализована, задолженность по заработной плате работников бюджетной сферы и государственного сектора промышленности достигала 10-12 месяцев и более. Страна была охвачена перманентными забастовками шахтеров, педагогов, ученых. Для выживания представители интеллигенции и других слоев населения были вынуждены прибегать к торговле на рынках, челночной коммерции в Польше, Турции и других странах. Апатия населения страны достигла апогея.
При таких условиях сначала в ручном режиме, через декреты Премьера Кучмы, а потом системными мерами, через формирование новой нормативной и законодательной базы, шаг за шагом Президент Леонид Кучма начал выводить страну из пропасти. Заработали гиганты украинской промышленности "Мотор Сич", "Турбоатом", "Краматорский машиностроительный завод", "Южмаш" и другие, было достроено и открыто энергоблоки Запорожской и Хмельницкой АЭС, строились новые самолеты "Антонов", выводились в космос украинские ракеты, с американскими , российскими, норвежскими партнерами было основано Международный консорциум морского старта "Си Лонч", осуществлено много других прорывных шагов.
Как следствие, уже в 2000-2004 годах экономика Украины стала быстро восстанавливаться и достигла лучших показателей за всю историю независимости государства. Прирост ВВП достиг 10-12% в год, государственный долг не превышал 12% от ВВП (сейчас более 80%), сальдо внешнеторгового баланса было устойчиво положительным.
Свою стабильность, предсказуемость и стремление развивать добрососедские отношения Украина времен Леонида Кучмы показала, заключив Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Российской Федерацией, Хартию об особом партнерстве с НАТО и ряд других международных договоров и соглашений. Авторитет Украины подтверждался и ее возрастающей ролью в деятельности международных и региональных организаций. И хотя развитие независимой Украины разворачивалось не безоблачно, общий ход дел давал основания для утверждения социального оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, веры в то, что выбранный Украиной путь, которым она входит в XXI век, является единственно правильным.
В то же время вокруг Украины разворачивались острые противоречия. Видеть Украину самостоятельным, независимым и успешным государством хотели далеко не все. Внешние и внутренние оппоненты развернули масштабные акции "Украина без Кучмы", которые во многом притормозили развитие государства, практически свели на нет прогрессивные инновации. Выдержать подобные нападения может только сильная и уверенная в своей правоте личность. Леонид Данилович был именно таким. Он имел твердый характер, был убежденным в правильности начатого дела, истинным патриотом Украины и, даже по окончании срока пребывания в должности Президента, остался в большой политике.
Перед наукой и образованием независимой Украины Президент Леонид Кучма поставил задачу создания независимой национальной системы воспроизводства человеческого капитала и гуманитарной сферы общества в контексте первоочередных задач украинского государства. Работы в этой области было достаточно. Причем большинство задач приходилось решать с "белого листа".
Как известно, в первые годы развития независимой Украины отношение к науке и образования со стороны политиков и бизнесменов новой волны было упрощенным, а в некоторых аспектах просто пренебрежительным. Они сосредоточились на первичном накоплении капиталов, перераспределяя гигантские активы, созданные предыдущими поколениями прежде всего за счет передовой науки и образования бывшего СССР. Ученые и педагоги чувствовали себя "людьми второго сорта". Определенная их часть оставляла университеты и научно-исследовательские институты, выезжая за границу, часть, для выживания, погрузилась в "челночную коммерцию" и другой мелкий бизнес. И хотя благодаря усилиям ведущих ученых и педагогов, прежде всего активной позиции Президента НАН Украины Бориса Евгеньевича Патона, основная инфраструктура науки в Украине была сохранена, однако развитие науки и образования и государственно созидательные процессы шли, так сказать, параллельными курсами.
Президент Украины Леонид Кучма эту ситуацию понимал как никто другой. Будучи в свое время руководителем одного из крупнейших в мире ракетостроительного комплекса, деятельность которого основана исключительно на науке, передовом образовании и высоких технологиях, он пытался переломить отношение к этим сферам, вернуть им статус ведущих производительных сил общественного развития.
По инициативе Леонида Кучмы и с его участием в стране был проведен ряд научных конференций по инновационному развитию, сделаны существенные сдвиги в части реформирования Национальной академии наук, остановки оттока из Украины талантливой научной молодежи и известных ученых, начата деятельность научно-технических парков. Через создание системы Научных советов при Президенте Украины, Кабинете Министров Украины, министерствах и ведомствах состоялось привлечение известных ученых к государственно созидательного процесса. Этим Президент Леонид Кучма вошел в историю независимой Украины как президент-интеллектуал, который поставил человеческий капитал нации на службу народа и государства.
Важным толчком развития науки и образования в Украине стал мартовский (1996 г.) Указ Президента Украины "О Совете по вопросам науки и научно-технической политики". Его целью было содействие формированию государственной политики развития науки, определение приоритетных научно-технических направлений, выработка стратегии технологического развития, совершенствование структуры управления наукой и системы подготовки и аттестации научных кадров. Совет имел высокий статус, он работала непосредственно при Президенте Украины и решал практически все основные вопросы науки и научно-технической политики, развития техники и технологий.
Именно в этот период были приняты Указы Президента Украины "О государственной поддержке научных учреждений, работавших над новейшими научно-техническими разработками", "О Дне науки", "О развитии социологической науки в Украине", а вслед за ними - Закон Украины "О научной и научно-технической деятельности" и "О научно-технической информации" и др.
Знаковым, особенно для развития гуманитарных наук, стал Указ Президента Украины "О развитии социологической науки в Украине", изданный с целью создания благоприятных условий для общественного развития страны, повышения роли общественных наук в осуществлении социально-экономических и политических реформ, укреплении демократических основ общества и обеспечении предсказуемости общественных процессов.
Такое же заботливое отношение проявлял Президент Украины Леонид Кучма и к образованию. Приведение образования в соответствие к условиям развития независимого государства, к изменениям, которые происходят в мире, Леонид Данилович Кучма рассматривал как одно из приоритетных задач создания государства. Во-первых, потому что переход общества к свободным рыночным отношениям запросил новых высококвалифицированных специалистов в области экономики, менеджмента, маркетинга, банковского дела, бухгалтерского учета и аудита, права и т.д., которых ранее в Украине не готовили вообще или подготовка которых основывалась на совершенно других принципах. Во-вторых, интеграция Украины в мировое сообщество требовала новых навыков и компетенций в области международного права, внешнеэкономической деятельности, совершенного владения иностранными языками. В-третьих, новые средства накопления, хранения и передачи информации требовали свободного владения персональным компьютером, умение работать в глобальной электронной сети Интернет.
С целью ускорения реформ в области образования, приведение этой сферы в соответствие с требованиями времени и изменений, которые произошли в государстве и в мире, Президент Леонид Кучма издал ряд указов, в частности, "О Министерстве образования и науки Украины", "О дополнительных мерах по развитию образования в Украине", "О мерах по улучшению функционирования и развития общего среднего образования", "О программе работы с одаренной молодежью на 2001-2005 годы", "Об основных направлениях реформирования высшего образования в Украине", "О мерах по реформированию системы подготовки кадров и трудоустройства выпускников высших учебных заведений" и др.
Значительное внимание Президент Украины Леонид Кучма уделял подбору и расстановке руководящих кадров. Известное выражение, что "кадры решают все", было для него практическим принципом. Леонид Данилович внимательно рассматривал дела каждого претендента на ту или иную должность, советовался с ближайшим окружением, взвешивал все возможные "за" и "против". Непосредственно это касалось и формирования руководства такой человекоемной отрасли общественного производства, как образование.
Реформирование образования и науки Президент Л.Д.Кучма держал под личным контролем. Он часто встречался со студентами высших учебных заведений, посещал общеобразовательные школы, участвовал в работе многочисленных Коллегий Министерства образования Украины, проводил конструктивные беседы с ректорами университетов, педагогами, родителями.
Нельзя сказать, что все, что намечалось, было выполнено. Жизнь вносила свои изменения, обусловливала новые противоречия. И все же во времена Президента Леонида Кучмы состоялась новое независимое государство Украина. Образование и наука, как одно из его системообразующих звеньев, развивалось, двигалось в будущее, воспроизводя и взращивая интеллектуальный потенциал нации. Общими усилиями ученых, педагогов, практических работников национальная система воспроизводства человеческого капитала Украины в новых рыночных условиях в основном была создана. Ее ключевыми составляющими стали новейшая нормативно-правовая база образования и науки; концепция гуманитарного образования независимой Украины, эффективная система лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений; усовершенствованная сеть учебных заведений и научных учреждений; адаптирована к новым потребностям экономики и общества Украины структура подготовки кадров.
Киевские политехники благодарны президенту Украины Леониду Кучме за присвоение КПИ в 1995 году статус национального, за установление в 2003 году преподавателям университета двойных окладов, за постоянную поддержку президентским фондом Леонида Кучмы молодых изобретателей - победителей фестиваля "Sikorsky Challenge", за чуткое и мудрое руководство Наблюдательным советом КПИ.