Празднование Нового года в нашем сознании прочно связано с зимой, морозом и снегом. Но этот праздник не всегда приходилось на 1 января. Давно в странах Европы так же, как и в Украине, Новый год отмечали или весной, когда начинался новый земледельческий цикл, или осенью, когда он завершался. Позднее же, в христианскую эпоху, его объединяли с Рождеством или Пасхой.

Традиция встречать Новый год именно 1 января - древнеримская. В нашей стране она стала утверждаться после того, как 1699 Петр I издал соответствующий указ. С тех пор на смену национальным народным традициям начали приходить европейские. Но от царского указа до момента, когда елка стала привычным явлением для начала рождественских, а затем новогодних празднований, прошло полтора века.

Интересно, что в Европе вместо елки сначала использовали ступенчатую деревянную пирамиду, на полках которой раскладывали так называемые "дары волхвов". Украшения и подарки развешивали также на ветвях лиственных деревьев (например, вишни).

Идея украсить именно елку принадлежит, по преданию, Мартину Лютеру. Однажды вечером, накануне Рождества, его особенно поразила красота окружающей природы: чистый звездное небо, снег сверкает и поскрипывает под ногами, а на ветвях заснеженных елей - как отблеск звезд. И он решил порадовать семью - принес домой маленькую елку и украсил ее свечами. Кроме свечей, елки наряжали "съедобными" украшениями: румяными яблоками, золотыми и серебряными орехами, конфетами и медовым печеньем. Для детей развешивали игрушки, но не в качестве украшения, а как подарки.

Елки с игрушками и свечами веселили людей в нашей стране до конца 1917-го, а затем были запрещены как "пережиток буржуазного прошлого". Вернулась елка (конечно, не как рождественская, а как новогодняя) после того, как газета "Правда" 28 декабря 1935 напечатала статью советского партийного деятеля П. Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Вскоре на новогоднем празднике в Кремле появилась первая "государственная" елка, а рядом с ней Дед Мороз и Снегурочка.

Образ новогоднего Деда Мороза появился из двух персонажей древнеславянского фольклора: грозного и строгого Мороза, который мог уничтожить урожай (так к нему относились с уважением и страхом), и Деда - уважаемого предка, покровителя рода. Но странным образом из этих двух вполне серьезных фигур возник совсем другой образ - добродушный дедушка с огромным мешком подарков, некий "заведующий" елочкой. Его "внука" Снегурочка тоже была персонажем старинных сказок (было даже несколько историй о ледяную девочку, которая растаяла весной). Образ Снегурочки приобрел популярность после того, как композитор Н. Римский-Корсаков написал оперу по мотивам пьесы А. Н. Островского, а окончательно закрепился в традиции празднования Нового года только после "реабилитации" елки в 1930-х годах.

Вспоминая празднования Нового года, я обратил внимание на архивные фотографии музея КПИ. Конечно, современным студентам мало известно, что этот праздник традиционно проводилось в бывшем спортзале, расположенном на втором этаже главного корпуса, где после проведенных реставрационных работ находится зал Ученого совета.

Многое изменилось за это время, дети, которые изображены на фотографии, уже взрослые, и сам бывший спортзал оставил после себя только память. Но навсегда в памяти остались эти детские события далекого 1956 году и это Новогодний праздник в КПИ.

Автор: Олег Ольховенко, инженер ДПМ