Февраль - месяц необычный. Действительно, это самый короткий месяц года, к тому же, еще и с непостоянным количеством дней. Помню, как в детстве мы сочувствовали однокласснику, день рождения которого приходился на 29 февраля, и праздновать его можно было только раз в четыре года.
Таким "легкомысленным" февраль стал в Древнем Риме еще в первом веке до нашей эры. И остался им навсегда.
А началось все с того, что архаичный календарь, по которому жил Рим издревле, перестал устраивать граждан Вечного города и его колоний. Год в таком календаре насчитывал 355 дней и, в связи с тем, что длина эта была значительно короче действительной длины года, праздники и даты различных обрядовых действий постепенно сдвигались с зимы на весну, с весны на лето, с лета на осень. Для предотвращения этого в календарный год иногда вводили дополнительные дни и месяцы, но системы в этих вставках не было - все решалось верховными жрецами-понтификами.
В I веке до н.э. Гай Юлий Цезарь провел реформу календаря. За самыми последними в то время данными александрийского астронома Созигена была уточнена длина года - 365 суток 6 часов. Это сейчас даже в школьных учебниках пишут, что истинная длина года составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, и это никого не удивляет. А по тем временам измерения, которые провел Созиген, были огромным научным достижением. Правда, шестичасовой довесок все же создавал определенные неудобства при отсчете начала года, но выход был найден: три года подряд считать длину года равной 365 суткам, а в четвертый - 366, потому что за четыре года из приложений набегала именно сутки.
Все нечетные месяцы в новом календаре (январь, март, май и т.д.) имели по 29 дней, а четные - по 30, кроме февраля, три года было по 29 дней, а четвертый - 30.
Дополнительные дни и удлиненные года получили название "високосных". Происхождение его связано со специфическим способом отсчета дней в месяце, который практиковался в Риме. Дни римляне считали не в привычном нам прямом порядке - от первого числа, а в обратном - с начала следующего месяца - календ. То есть, например, 31 марта было вторым днем от апрельских календ, 30 - третьим и так далее. Согласно цезаревой реформе дополнительный день включался после шестого дня мартовских календ и назывался "вторым шестым", по латыни - "бис сектус", откуда и пошло немного искаженное "высокос".
В 44 году за военные заслуги и упорядочение календаря римский сенат решил увековечить Гая Юлия Цезаря в названии месяца, в котором он родился. И стал "юлиусом" пятый месяц года "квинтилис" (до реформы год считали с марта, и пятым был месяц, который украинским называется июль).
Новый календарь прижился в Риме не сразу. Понтифики назначали високосные годы не за три, а за два года. Через некоторое время это привело к новой путанице, которую исправил император Октавиан Август в 9 году до н.э. По его распоряжению 16 лет (по современному летоисчислению с 9 года до н.э. до 8 года н.э.) високосные годы не вводились, и с 4 года н.э. юлианский календарь "заработал" как следует.
А Октавиан Август тоже потребовал от сената увековечения в названии месяца. И стал "секстилис" - месяц, в котором Октавиан получил самые большие свои военные победы, "августом". Но император не мог стерпеть, что "его" месяц на день короче месяца его предшественника. И уже собственным указом он добавляет до августа-(серпня по украинском) еще один - тридцать первый день! Конечно, если где-то прибавляется, в другом месте - вычитается. Убыло от и так короткого - февраля.
Хорошо, хоть название, которое носил месяц с дедов-прадедов, осталось - "фебруарис", от "фебруари" - очищать. Так его называли потому, что когда-то, в преддверии весны, в этом месяце римляне проходили обряд очищения - примирение людей с богами. И до сих пор во многих европейских языках этот месяц так и называется - "фебруари", "февраль" ...
Ну а украинское название, кажется, в комментариях не нуждается - "лютый", и этим все сказано. Так же как у белорусов - "лютый", или у поляков - "люти". Поэтому, хоть и недалеко до весны, и месяц небольшой, а все же недаром в украинская поговорка говорит: "лютий додає до весни охоти, але ти взувай ще добрі чоботи… ...".