1960-1970: Совмещение учебы и трудового воспитания студентов

На основе проведенных исследований в течение 1966-1971 годов получено 432 авторских свидетельства, 20 патентов, опубликовано 372 учебники, учебные пособия и монографии, защищены 33 докторские и 499 кандидатских диссертаций. За этот период институт подготовил для народного хозяйства около 20 тыс. инженеров 58 специальностей [10, с. 191].

В то же время в вопросах внедрения завершенных работ имели место и существенные недостатки. Например, 1970 г. количество работ, подготовленных вузом к внедрению в народное хозяйство, составляла 356, но только 82 из них были внедрены [3, с. 15]. Как правило, не составлялись акты об экономической эффективности, что достигалась в результате выполнения разработок и рекомендаций, изложенных в дипломных проектах. Задержки с внедрением нового в производство часто становились причиной нехватки средств у заказчика, неподготовленностью производственной базы и тому подобное. Так, в 1970 г. сотрудники института получили 100 авторских свидетельств, а внедрено было лишь одно изобретение [3, с. 17].

Стремительное развитие науки й техники объективно обусловило повышение уровня научно-технических знаний работников промышленности. Коллектив института участвовал в разработке планов повышения общеобразовательного и технического уровня трудящихся. Для их реализации
широко использовали университеты технического прогресса, тематические лектории и вечера, посвященные новинкам науки и техники «Дни лектора», встречи за «круглым столом» и другие.

Характерной чертой учебного процесса было сочетание обучения и воспитания, для чего использовались все средства, формы и методы взаимодействия преподавателей и студентов как в учебное, так и внеурочное время. Пересматривались и совершенствовались учебные планы и программы, вводились новые курсы, особое внимание уделялось фундаментальной физико-математической подготовке, углубленному ознакомлению будущих инженеров с вопросами экономики и организации производства, состояли конкретные планы и графики учебного процесса, алгоритмы отдельных учебных курсов, увеличилось количество реальных курсовых и дипломных проектов, расширялся круг студентов, которые принимали участие в научно-исследовательской работе. 1970 г. таких студентов насчитывалось более 4 тыс, то есть почти З0% общего количества. Определенный объем исследований в институте выполняло студенческое конструкторское бюро [4, с. 94]. Большое внимание преподаватели уделяли адаптации студентов младших курсов, ориентировали их на осознание и творческое отношение к учебной, научно-исследовательской, общественно-полезной работе.

Трудовое воспитание студенческой молодежи осуществлялось как в процессе обучения, так и во внеучебное время (на сельхозработах, в студенческих строительных отрядах): Стоит отметить, что в ССО киевских политехников в то время сложились прочные традиции. 1966 г. многотысячный отряд студентов КПИ работал на восстановлении Ташкента, который пострадал от землетрясения, стройках Тюменской области, целине, в Салехарде, на сооружении дорог в Саянах, объектах Киевской области.

Значительное внимание уделялось также военно-патриотическому воспитанию студенческой молодежи. Активное участие в ней приняли ветераны Великой Отечественной войны, что работали тогда в институте. В январе 1966 г. группа ветеранов со страниц институтской многотиражки «За советского инженера» обратилась к студентам, преподавателям, сотрудникам КПИ с призывом: «Соорудим памятник боевым собратьям, увенчает память наших воспитанников и товарищей по труду, которые не вернулись с войны ». Это нашло отклик у студентов не только КПИ, но и Киевского художественного института, которые согласились работать над проектом памятника, открытие которого состоялось 5 ноября 1967 г. Этот монумент - дань уважения потомкам человеческого героизма и бессмертия. Его авторы: Е. П. Вересов и скульпторы А. Г. Суровцев и Г. Н. Морозова.

Интересно и содержательно проводили свой досуг студенты, преподаватели и сотрудники КПИ: в кружках художественной самодеятельности, в таких признанных коллективах, как заслуженная народная хоровая капелла, вокальная студия, танцевальный коллектив, эстрадный оркестр, эстрадный театр любителей, капелла бандуристов, унисон скрипачей и многие другие , объединивших сотни политехников и способствовавших раскрытию талантов, формированию эстетической культуры. В институте были все условия для развития спорта: стадионы, спортивные залы, теннисные корты, площадки для спортивных игр. Спортсмены КПИ успешно выступали на международных, всесоюзных, республиканских, городских и межвузовских соревнованиях. 1967 г. коллектив института восьмой раз стал победителем Всесоюзного смотра спортивных клубов вузов. В состав сборной команды Украины, которая принимала участие в IV Спартакиаде народов СССР, входило около 80 спортсменов КПИ. Во время Спартакиады Минвуза УССР 1967 г. команды институтских легкоатлетов, баскетболистов завоевали первенство. Администрация вуза всегда заботилась о здоровье и содержательном отдыхе всех студентов и сотрудников. Силами коллектива было завершено сооружение спортивно-оздоровительного лагеря «Сосновый» на берегу Днепра и спортивного лагеря «Маяк» на побережье Черного моря, где студенты укрепляли свое здоровье, занимались 28 видами спорта, повышая спортивное мастерство и приумножая славные спортивные традиции. В марте 1968 г. в помещении общежития № 9 был создан и принял первую группу отдыхающих студенческий профилакторий. Продолжалось строительство новых учебных корпусов, общежитий и баз отдыха. Среди институтских новостроек этого периода - лабораторный корпус, общежития на улицах Нежинской и Выборгской, аудиторный корпус. 1966 г. началась разработка проекта единого генерального плана реконструкции, застройки, энергоснабжения и перспективного развития института. Проводилась работа по привлечению к строительству средств других министерств и ведомств. В частности, планировалось строительство корпусов с частичным участием Министерств угольной промышленности, радиопромышленности, энергетики и электрификации.

В конце 60-х годов институт перешел к 5,5-летнему сроку обучения, что объяснялось необходимостью основательного усвоения теоретических и прежде всего физико-математических дисциплин молодыми специалистами, а также углубления практической подготовки к будущей самостоятельной деятельности. 1967 г. в стенах КПИ овладевали инженерные специальности более 330 юношей и девушек из 34 стран мира. 1968 г. к обучению приступило более 100 человек (8 из них - аспиранты и стажеры) из Вьетнама, Болгарии, Германии, Польши, стран Африки и Латинской Америки.

1968 г. на всех формах обучения 12 факультетов КПИ насчитывалось 30600 студентов. В Чернигове и Виннице работали филиалы института, а в Житомире и Конотопе - общетехнические факультеты. На 110 кафедрах работало более 1500 преподавателей, обучение велось по 52 специальностям. Впервые готовили специалистов по химической кибернетике и кибернетике электронных систем.

В течении 1969 г. совершенствование структуры института продолжалось: были созданы новые кафедры - технической кибернетики (на факультете ФАЕПС), химической технологии керамики и стекла (ХТФ), инструментального производства (ММФ); введены новые специальности - автоматизация систем управления, прикладная математика. Тогда же с целью повышения уровня общеобразовательной подготовки молодежи со стажем практической работы и освобожденной из рядов Советской Армии было открыто подготовительное отделение с летним сроком обучения, куда приняли 100 человек: 75 - на дневную и 25 - на вечернюю форму обучения.

12 апреля 1968 г., в День космонавтики, на фасаде главного корпуса КПИ была торжественно открыта мемориальная доска в честь автора космических кораблей, бывшего студента вуза - С. П. Королева. 20 февраля 1970 г. там появилась еще одна мемориальная доска - памяти акад. АН Украины Патона, который более 25 лет возглавлял кафедру мостов, создал здесь более З0 их проектов, что отмечались новаторством, смелыми инженерными расчетами, творческим взлетом мысли.