В этом году Севастополь будет отмечать 330-летие со дня своего официального основания. Его прошлое отмечено многими героическими и трагическими событиями, память о которых его жители будут хранить вечно. Эта память воплощена и в символах города, главным из которых является, безусловно, памятник затопленным кораблям в Южной бухте. Он стал своеобразной эмблемой Севастополя. Недаром его изображение присутствует даже на современном гербе и флаге города. Любой севастополец скажет, что тот, кто не видел этого монумента, не был в Севастополе.

Скала с колонной, на вершине которой расправил могучие крылья орел, стала настолько привычной, что кажется, она сама выросла из морских волн в нескольких метрах от набережной Приморского бульвара. Впрочем, у монумента кораблям, которые были принесены в жертву, чтобы заслонить Севастополь от атак вражеской эскадры во время Крымской войны 1853-1856 гг., есть авторы. Одним из них был архитектор и известный художник-акварелист Валентин Августович Фельдман, который более десяти лет преподавал в Киевском политехническом институте.

Он родился 4 марта 1864 года неподалеку Санкт-Петербурга в семье уездного агронома. С детства любил рисовать, поэтому в 1882 году поступил в Академию художеств - на архитектурное отделение. Акварельной живописи, техникой которого должен обладать архитектор, учился у Нила Гоголинского и Людвига (Луиджи) Премацци. Учился успешно: за проекты и рисунки получил поощрительную, две серебряные и одну золотую медали. После окончания академии 1888 г. со званием классного художника I-й степени некоторое время работал помощником у известного архитектора профессора Александра Померанцева. Это была именно та работа, где вчерашний студент мог получить бесценных знаний и опыта: Померанцев тогда победил в открытом конкурсе Московской городской думы и работал над масштабным проектом Верхних торговых рядов на Красной площади, более известных поколениям жителей бывшего СССР под названием ГУМ (Главный универсальный магазин). Однако не оставлял Валентин Фельдман в те годы и живописи, даже 1890 году стал членом Общества русских акварелистов.

В 1891 году он переехал в Севастополь. Уже первая самостоятельная работа молодого архитектора принесла ему признание севастопольцев. Это был проект Покровского собора на Большой Морской улице. Проект был утвержден в 1895 году, но из-за финансовых затруднений огромный шестипрестольный шатровый храм строился до 1905 года. Однако после завершения стал украшением и главным православным храмом Севастополя.

Фельдман Валентин Августович. Памятник затопленным кораблям, 1905 г. В 1893 году по проекту Валентина Фельдмана в Свято-Георгиевском Балаклавском монастыре, там, где находился когда-то старинный пещерный храм, была построена церковь Рождества Христова. Он также сделал проект одноярусного резного иконостаса этого храма. А в 1894 году в Топловском монастыре началось строительство спроектированного Фельдманом Свято-Троицкого собора (правда, его так и не достроили окончательно, а в 1929 году он был вообще разрушен). В 1900 году он разработал проект и принял участие в строительстве дворца главного командира Черноморского флота и портов (после революции в нем находился филиал Дома Красной Армии и Флота; во время Великой Отечественной войны он был разрушен).

Кроме того, Фельдман был автором нескольких частных домов и усадеб в Крыму. Самой известной из таких усадеб, безусловно, стала Максимова дача в Севастополе - целый комплекс сооружений с парком, прудами, гротами, фонтанами, часовней и даже небольшим винодельческим заводом. Этот архитектурный ансамбль Валентин Августович создал по заказу богатого купца и известного мецената, впоследствии - городского головы Севастополя Алексея Максимова. Однако вершиной архитектурного творчества Фельдмана стали, все же, сооружения на увековечение памяти героев Крымской войны 1854-1855 гг. - Дом Панорамы "Оборона Севастополя" и памятник затопленным кораблям. Конечно, над проектами обоих сооружений Валентин Фельдман работал не один: технические вопросы решал военный инженер Оскар Фридрих Энберг, орла с лавровым венцом в клюве на колонне памятника затопленным кораблям сделал скульптор Амандус Адамсон. Впрочем, из архивных материалов известно, что окончательное решение по композиции и расположения памятника принадлежит именно Фельдману.

Несмотря на огромную загруженность работой над все новыми архитектурными объектами, Валентин Фельдман занимался и общественной деятельностью: именно он способствовал возобновлению деятельности начальной школы рисования Акима Карнеева (Корнеева) - первого художественного учебного заведения в Севастополе. А еще он был замечательным фотографом: ему принадлежит авторство многих фотографий, по которым мы можем составить представление о том, как строилась и выглядела усадьба Максимова в начале ХХ века.

В 1905 году Валентин Фельдман оставил Крым и переехал в Харьков, где получил должность преподавателя в Харьковском технологическом институте. Одновременно вместе с архитекторами Яковом Гевирц и Михаилом Пискуновым принял участие в строительстве Харьковской хоральной синагоги. А 1910 году вновь сменил место жительства и уже окончательно осел в Киеве.

Однако полностью посвятить себя живописи, как он планировал изначально, не удалось, поэтому он начинает преподавать рисунок - сначала в строительно-техническом училище и на курсах общества распространения технических знаний, а с 1912 года (по другим данным, с 1910 года) - в Киевском политехническом институте.

Рисунок и акварель тогда были обязательными предметами программы подготовки гражданских инженеров (инженерный отдел (факультет), на котором кстати, была даже архитектурная специализация) и инженеров-механиков. Заметим, что количество часов на практические занятия по этим предметам предусматривалось довольно значительное - от 2 до 4 часов в неделю на первом и втором годах обучения, для будущих архитекторов - и дальше. Впрочем, в КПИ Фельдман некоторое время читал еще и курс архитектурного проектирования. В начале 20-х годов он стал руководителем созданного на факультете класса рисования и акварели. Несмотря на трудные годы, обучение там, судя по тому, как был этот класс оборудован, было поставлено серьезно. Как писал сам Фельдман, "... Коммунотдел подарил мраморную фигуру Венеры; Медицинский институт сделал подарок - большую анатомическую фигуру, часть бронзовых фигур приобретено на собственные средства учительского персонала и студенчества, остальные сложных гипсы для профессионального рисования взяты из общего класса рисования. Программа акварели состоит из упражнений с натуры, теории колорита и обработки красками очередных архитектурных проектов ". Это описание, кстати, дает еще и представление о том, каким образом комплектовалась университетская учебная база в первые послереволюционные годы.

С 1922 года Валентин Фельдман преподавал еще и в Архитектурном институте, а после его объединения в 1924 году с Институтом пластических искусств и образования на их базе Киевского художественного института, перешел туда на постоянную работу. Читал теорию тени и перспективы. Заметим, что его коллегами по преподаванию на факультете были в те годы такие выдающиеся художники и зодчие, как Владимир Татлин, Фотий Красицкий, Александр Вербицкий, Василий Кричевский, Павел Алешин, Валериан Рыков и другие.

Довольно частые изменения в жизни и сложные годы исторических катаклизмов не могли заставить Валентина Фельдмана забыть о любимой живописи. Он писал изысканные акварели и много выставлялся, участвовал в работе художественных объединений (Общества художников им. А.И. Куинджи, Общества художников-киевлян, в 1916 году стал одним из основателей Киевского общества художников), и работал над теоретическими вопросами искусства . Его перу принадлежат популярные в свое время среди художников и архитекторов книги "Свет и чистота красок в живописи", "Теория теней и освещения на ортогональных проекциях", "Заметки по вопросам акварельной живописи" и другие.

Умер Валентин Августович 26 июля 1928 года. После него осталось более 800 акварелей и рисунков. Сейчас его произведения хранятся в художественных музеях Киева, Харькова, Санкт-Петербурга, Одессы, Севастополя, Пензы, Краснодара, много их рассеяно по частным коллекциям. Иногда они появляются на художественных аукционах. В 1940 и 1965 годах в Киеве прошли мемориальные выставки его работ.

Д.Стефанович

Фельдман Валентин ІвановичФельдман Валентин Іванович. Крим, 1926 р. Фельдман Валентин Іванович.  Пам'ятник затопленим кораблям, 1905 р.