120-летие Александра Довженко, которое Украина отметила 10 сентября, пришлось на очень тяжелые для нее времена. Впервые за семь последних десятилетий часть ее территорий вновь охвачена войной. Украина снова в огне! Наверное поэтому, несмотря на прошлогоднее Постановление Верховной Рады о праздновании этой даты на государственном уровне, торжества прошли не слишком громко и не повсеместно. Однако сегодняшние реалии освещают новые грани значительной части его творческого наследия, как кинематографического, так и литературно-дневникового.

Отношение большинства наших соотечественников к Довженку является несколько парадоксальным: несмотря на то, что его имя известно каждому - любой скажет, что он - великий кинорежиссер, фильмы видел мало кто даже сегодня, когда их время от времени транслирует телевидение, а некоторые можно скачать в Интернете. Мало кто знает, что он был еще и интересным художником .. Немногие читали и его литературные произведения, кроме разве что программной, хотя и действительно волшебной "Зачарованной Десны". А его дневниковые записи, полные размышлений и наблюдений, которые с течением времени не только не потеряли, но и приобрели новую актуальность, известные в основном лишь специалистам и по-настоящему преданным украинской литературе читателям.

Какая жалость. Ведь главной и важнейшей темой его творчества, его смыслом и вдохновителем была Украина. Ее прошлое и будущее, ее судьба, ее народ.

Он прожил сложную, полную противоречий жизнь. Хотя снаружи она могла кому-то показаться чрезвычайно успешной: ведь был вхож к самому Вождю, имел ордена и лауреатские звания, заседал в высоких президиумах ... Впрочем, его подлинное бытие было, возможно, трагичнее за наиболее драматические его произведения. Романтик, насильно оторванный от родной земли, неоднократно оболганный компартийными бонзами, завистливыми коллегами и тем самым Сталиным, которого он много лет едва ли не обожал и считал наивысшим и самим справедливым арбитром; оплеванный придворными критиками; облепленный сплетниками и "стукачами", он задыхался в своей номенклатурной роскоши и мечтал просто работать в Украине. Его постоянно угнетала трагическое несоответствие воспитанных его воображением коммунистических идеалов печальным, а иногда и страшным реалиям окружающего мира. Многочисленные свидетельства о том моральном аде, в котором он существовал, - в его буквально кровью сердца написанных дневниках. Недаром же в полном объеме они стали доступными читателю лишь после 2009 года, когда истек срок запрета на обнародование, определенный для будущих исследователей его женой Юлией Солнцевой.

Пересказывать официальную биографию Довженка, наверное, не нужно - она широко растиражирована в учебной литературе, в исследовательских работах и, конечно, в Интернете. Однако стоит все же напомнить, что самые высокие его кинематографические достижения были связаны именно с киевским периодом жизни.

Именно в Киеве, на кинофабрике ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправление), которая впоследствии стала Киевской киностудией его имени, с которой он начал сотрудничать в 1928 году, созданы две из трех самых удачных и самых известных его картин - "Арсенал" и "Земля" (третья - " Звенигора ", была создана тоже в Украине, на Одесской киностудии).

Собственно "Арсенал" Довженко снимал еще как режиссер Одесской киностудии, командированный в Киев. Ведь посвящено его было событиям Январского восстания против Центральной Рады в Киеве в 1918 году. Сам Довженко в "Автобиографии", написанной в 1939 году на русском языке в Москве, вспоминал: "Я поставил себе цель показать классовую борьбу на Украине в период Гражданской войны ... Задача была, таким образом, сугубо политическая, сугубо партийная ....

... Я оперировал еще не типами, а классовыми категориями ".

"Классовые категории", на самом деле, были во многом схематизированы, особенно те, что изображали обобщенного "врага" - деятелей и воинов УНР. Тем не менее, если отойти от чисто идеологического содержания, которым он хотел наполнить свое произведение, даже теперь, или, возможно, именно сейчас нельзя не признать что гений, создавший эту ленту, оказался выше политического заказа и даже за собственные романтические убеждения. Поэтому создал настоящий шедевр экспрессионистского кино. Это, кстати, сразу заметили внимательные зрители, особенно за рубежом, особенно те, которые далеко не так доброжелательно относились к советской власти, как Довженко. Поэтому на Западе она сразу получила наивысшую оценку как критики, так и прессы. В то же время, что в подобных случаях происходило очень редко, тепло восприняли фильм и в СССР. Впрочем, по правде говоря, в самой Украине, прежде всего в среде украинской интеллигенции, раны которой от событий Гражданской войны и ее последствий для украинской идеи не только не зажили, а бередились властью вновь и вновь, к фильму отнеслись неоднозначно, и осознание этого долго мозолило и донимало Александра Петровича.

В 1929 году Александр Довженко, который уже окончательно переехал в Киев, начал подготовку к съемкам нового фильма. Летом газета "Кино" сообщила читателей, что режиссер со своей группой "выехал в с. Ярески Полтавской округа", а уже 6 февраля 1930 г. состоялась приемка окончательно смонтированной ленты правлением ВУФКУ. В решении, принятом комиссией правления 26 февраля, было записано:

"... Признать, что фильм "Земля" автора и режиссера т. Довженка как по форме, так и содержанию имеет ценный вклад в общие достижения не только украинской, но и советской кинематографии в целом, так и кинематографии мировой ..."

Сам Довженко позже сюжет фильма и его основную идею сформулировал очень лаконично: "Земля, на этой земле дом, в этом доме жизнь людей". Но синтез романтической приподнятости, экспрессионизма и реализма дал невиданный в мировом киноискусстве эффект.

Сначала официальная критика приветствовала фильм очень тепло. Но вскоре в газете "Известия" вышел огромный стихотворный фельетон придворного кремлевского поэта и публициста Демьяна Бедного под названием "Философы", в котором фильм был просто разгромлен.

Для Довженка это было страшным ударом. "Я был так потрясен этим фельетоном, мне было так стыдно ходить по улицам Москвы, что я буквально поседел и постарел за несколько дней, это была подлинная психическая травма", - писал он в 1939 году в уже цитированной автобиографии.

Публикация в "Известиях" стала спусковым крючком: на режиссера хлынул шквал критики. Его обвиняли в пантеизме, натурализме и биологизме, в защите кулаков, печали по прошлому, в искажении истинного смысла классовой борьбы в деревне.

Через две недели после начала проката фильм был снят с экранов.

Впрочем, это не помешало триумфальному шествию "Земли" по экранам мира. Премьера в Берлине имела огромный успех - после нее вышло несколько десятков восторженных рецензий. Итальянские кинокритики назвали Довженка "Гомером кино", аплодисментами заканчивались показы в Праге и Лондоне. Картина начала жить собственной жизнью. Только в СССР ее надолго положили на полку

И только значительно позже, в 1958 году, когда на итоговом фестивале Всемирной выставки в Брюсселе "Земля" была признана одним из двенадцати лучших фильмов "всех времен и народов", она вернулась и на отечественные экраны.

Следует заметить, что значительный вклад в успех всех трех лучших лент Александра Довженка сделал выдающийся украинский кинооператор и фотохудожник Даниил Демуцкий. На этом стоит остановиться отдельно, потому что уроки мастерства Даниил Порфирьевич получил у преподавателя КПИ Николая Петрова - известного фотохудожника, признанного знатока существующих и разработчика фотографических процессов и технологий, благодаря которому институт более двух десятилетий занимал лидирующие позиции в развитии фотодела в Украине. И недаром при съемках некоторых поэтических сцен этого фильма Демуцкий использовал объектив типа "монокль", то есть однолинзовую систему, которая дает возможность достигать особой живописности изображения благодаря немного расплывчатой прорисовке деталей, которую в отечественном искусстве первым стал использовать именно Николай Петров.

В Киеве Довженко снял еще два игровых фильма - "Иван" и, в конце тридцатых годов, "Щорс". Кроме того, как художественный руководитель студии он много занимался организационными вопросами ее становления и пытался направить деятельность ее творческих работников на создание в полном смысле национального кино. А еще насадил на пустыре у студийных павильонов замечательный яблоневый сад, который до сих пор киевляне называют "довженковским". Он расположен неподалеку от нашего университетского кампуса, вдоль проспекта Победы и каждую весну радует и волнует людей буйным и нежным своим цветом ...

... А потом была война, работа военным корреспондентом, съемки документально-хроникальных фильмов, сокрушительный разгром киноповести "Украина в огне", остановка печати новелл и рассказов, работа в Москве с запретом возвращаться в Украину, постановка фильма "Мичурин" и даже Сталинская премия за него, преподавательская деятельность во ВГИКе и начало работы над "Поэмой о море" - фильмом, готовясь к постановке которого, он наконец добился разрешения на натурные съемки в Украине, и который стал последним в его жизни ...

Сегодня смотреть лучшие фильмы Довженка непросто. Это вовсе не "попкорновое" кино. Но в отличие от потока кинопродукции, просмотр которой не оставляет после себя никаких следов, это настоящее искусство. Оно опирается на архетипы украинства, а затем апеллирует к большинству из нас. Поэтому и не оставляет равнодушным внимательного зрителя, ведь заставляет думать и сопереживать. Или, скорее, сопереживать и думать ...

О. ДовженкоПам'ятник О. Довженку біля будинку-музею на його батьківщині у с. СосницяАфіша до фільму Земля, 1929 р.Під час зйомок фільму Земля, с. Яреськи, 1929 р.

Дмитро Стефанович