В 2010 году отмечалась двухсотая годовщина со дня рождения великого польского композитора-романтика Фредерика Шопена. "О, Шопен!» - слышатся радостные возгласы. Хотя найдутся, вероятно, и те, кто не будет иметь понятия, кто это. Попробуем сейчас отвлечься от наших серых будней и вспомнить гениального композитора, открывший миру прекрасную душу польского народа и еще при жизни стал для соотечественников символом борьбы за освобождение угнетенной Родины. Творчество этого художника спустя почти сто лет после его смерти оставалось настолько живым и актуальным, что во время фашистской оккупации Польши немцы под страхом смерти запрещали исполнение его произведений. Вспомним человека, среди учеников и друзей которого было немало поляков и с Украины.

Родился Фредерик Шопен 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы в имении Желязова Воля в семье гувернера. Отец глубоко национального гения был французом. Редкая музыкальная одаренность Фредерика проявилась очень рано. Жадно вслушивался он в игру фортепиано и пение своей матери, не отходил от инструмента при музыкальных занятий сестры Людвики, которая впоследствии и стала его первым учителем. В пятилетнем возрасте Шопен уже уверенно исполнял небольшие пьесы. И если учесть, что "учительница" его была аж на три года старше, сама играла на среднем уровне, а "педагогический опыт" ее ограничивался занятиями с братом, то несложно понять, что маленький Шопен, по сути, начал играть самостоятельно. Родители отреагировали на исключительные способности сына и в шесть лет отдали мальчика учиться к опытному и знаменитому в Варшаве чешскому педагогу Войчеху Живному, который стал его единственным учителем игры на фортепиано.

Фредерик рано начинает писать музыку. В семь лет в поздравлении ко дню именин отца он пишет: "Мне было бы легче выразить чувства с помощью звуков". Слава о маленьком вундеркинде мгновенно разлетелась Варшавой, Польшей, а затем и миром. Но об этом дальше.

Первое публичное выступление Шопена состоялось в конце февраля 1818 года. С этого времени виртуоз часто играет в домах отца друзей, а также становится желанным гостем в салонах польских аристократов и во дворце великого князя Константина.

Из-за слабого здоровья начальное образование Шопен получает дома. Впоследствии вступает в Варшавский лицей, который заканчивает 1826 г. с похвальным листом. Далее продолжает обучение в Главной школе музыки в Ю.Ельснера, который впоследствии будет называть его "музыкальным гением".

Для дальнейшего развития и совершенствования таланта 1829 г. Шопен посещает Вену и Прагу, и с каждым последующим его выходом на сцену восхищения все больше, а овации все громче, что приятно удивляет композитора.

На концерте 1829 г. Фредерик встречает свою первую любовь, первый идеал, первую музу. Ею была певица Констанция Гладковская. Именно тогда Шопен сближается с молодыми прогрессивными литераторами, проводниками романтизма, среди которых были также выходцы из Украины: Маврикий Мохнацкий, Стефаний Витвицкий, Юзеф Богдан Залесский и другие.

2 ноября 1830 г. после блестящего прощального концерта в Национальном театре Шопен навсегда покидает Варшаву. Но несмотря на это, до конца жизни Шопен мыслями будет дома. И только там - на родной земле среди родных ему людей - он по-настоящему чувствует себя счастливым.

1815 г. на политической карте появилось Царство Польское, входившее в состав Российской империи, но имело права автономии. Со временем эти права все больше урезались, что сеяло недовольство и раздражение польского народа. Впоследствии в стране начинаются жестокие репрессии, тысячи людей отправляют в Сибирь на каторгу. В момент, когда положение в стране не из легких, Шопен больше всего волнуется за свой народ, но и помочь ничем не может. Нельзя не вспомнить о письме к Ю. Эльснеру, из которого ясно видно, каким патриотом был Фредерик: "Со дня, когда я узнал о событиях 29 ноября, и до сих пор я не испытывал ничего, кроме невероятной тревоги и печали, и напрасно Мальфатти уверяет, что каждый артист - космополит. Если это и так, то артист я еще в колыбели, а как поляк уже начал третий десяток ... "

26 февраля 1832 г. Шопен дает свой первый концерт в Париже и занимает почетное место на парижском Олимпе. Позже Ф. Лист писал: "Вспоминаем его первое выступление в зале Плейель, когда аплодисменты, что росли с удвоенной силой, казалось, никак не могли воссоздать наш энтузиазм ..."

Хотя этот концерт, как и предыдущие, принес композитору большую славу, давали себя знать и финансовые затруднения. Но уже через несколько месяцев он начинает педагогическую деятельность, что до конца его непродолжительной жизни была существенной составляющей его доходов. Кроме профессиональных пианистов, его учениками были представители многих аристократических семей. В своем письме другу детства Д.Дзевановскому Фредерик иронически отзывается о своих успехах в салонах парижской верхушки: "Артисты меня любят и уважают. Люди с большим именем посвящают мне свои произведения раньше меня; так Пиксис свои последние Вариации с военным оркестром посвятил мне. Студенты Консерватории, ученики Мошелеса, Герца, Калькбреннера - словом, настоящие артисты - берут у меня уроки, ставят мое имя рядом с именем Фильда - словом, если бы я был еще глупее, то считал бы, что достиг вершины своей карьеры ... "

Впоследствии шопеновские произведения начинают выдавать парижские нотные издательства. В Париже Шопен общается со многими польскими литераторами, среди которых был и знаменитый А. Мицкевич.

Относительно личной жизни художника, с этим сложнее. Многие женщины вызвали у Фредерика пылкие чувства. И только с одной - известной писательницей Жорж Санд - он связал свою жизнь. Однако и с ней не суждено художнику дожить. Последние годы жизни Шопен проводит один, без семьи. 17 октября 1849 года в этом мире становится меньше еще на одного Гения.

В конце февраля этого года в Варшаве проходил Третий международный симпозиум, посвященный 200-летию со дня рождения Фредерика Шопена. Там я с гордостью представила нашу страну. В своем докладе "Шопен. Взгляд Украины "я впервые на международном уровне рассказывала о поляках, рожденных в Украине, близких великого композитора, а также о многих польских музыкантах из Украины, которые внесли значительный вклад в изучение его творческого наследия.

Людмила Вольская