Трифон Максимович Башта родился 14 февраля 1904 г. на Полтавщине в многодетной семье кузнеца. В 1914 г. семья переехала в г. Ашхабад. Восемнадцатилетним юношей - после окончания технического железнодорожного училища - начал работать помощником, а затем - машинистом поезда Среднеазиатской железной дороги.
В 1923 г. семья Т.М. Башни вернулась в Украину. После окончания рабфака в 1925-1930 гг. он учился на механическом факультете КПИ. В 1930-31 гг., учась в аспирантуре КПИ (кафедра металлорежущих станков), преподавал в Институте Промсвязи, был там заместителем директора по учебной работе. Впоследствии его направили в Москву: окончил Институт красной профессуры при ЦК ВКП (б) (1934 год.) и заочно механико-математический факультет Московского государственного университета (1932 г.).
С 1934 г. Т.М.Башта работал в Экспериментальном научно-исследовательском институте металлорежущих станков. Здесь он создал и возглавил бюро гидравлических передач - конструкторский и исследовательский центр, который первым в СССР начал проектировать и внедрять гидравлические передачи в конструкцию отечественных станков.
В 1935 г. Т.М. Башню выбирают Ученым секретарем технического отделения Академии Наук СССР. В 1935-1936 годах под руководством Т.М. Башни был создан первый отечественный завод по производству гидравлических приводов.
В 1938 г. Трифона Башню обвинили во вредительстве и арестовали. В тюрьме судьба свела его с А.М. Туполевым. Когда последнему поручили создать авиационное конструкторское бюро, одним из первых в него вошел Т.Башта. Он впервые в отечественной практике создал системы гидроприводов, обеспечивших выполнение силовых функций управления боевых машин.
В 1940 г. Т.М. Башню досрочно освободили. Во время войны он работает сначала инженером-коструктором фронтовых авиаремонтных мастерских, а затем становится начальником лаборатории Летно-исследовательского института авиационной промышленности.
В 1946 г. по предложению Т.М. Башни было создано опытно-конструкторское бюро и завод посадочных устройств и гидравлического оборудования самолетов №279. Трифон Максимович стал Главным конструктором и директором завода. Более полувека все летательные аппараты, самолеты, вертолеты, ракетная и космическая техника, включая всем известный "Буран", оснащались и оснащаются изделиями, сконструированными на основе изобретений и разработок Т.М.Башты.
С 1955 г. Трифон Башня жил в Киеве, работал в Институте инженеров гражданской авиации (сегодня - Национальный авиационный университет). Он - автор более 200 печатных работ, последнюю из которых издал в возрасте 79 лет. Под его руководством подготовили и защитили кандидатские диссертации около 120 человек, а докторские диссертации - 12 человек. Его ученики возглавили немало научных и конструкторских организаций бывшего Советского Союза и стран СНГ.
Умер Т.М. Башня 17 сентября 1987года. Похоронен в Киеве.
Инф. "КП"