22 января 2011 года прошло 450 лет со дня рождения Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) - выдающегося английского политика и философа - основоположника английского материализма и экспериментального естествознания. Из философии Бэкона начинается освобождение научной мысли от церковной догматики и схоластической псевдонауки, начинается история философии Нового времени и ... технических наук.

На торжественном открытии Киевского политехнического института 31 августа 1898 года В.Л. Кирпичев сказал: "В классической древности и в средние века не было прикладных наук. Реальные знания того времени сводились к семи свободным искусствам (тривиум - грамматика, риторика, диалектика, и квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка - В.М.) . Все другие искусства считались не свободными, и ими занимались рабы.

Важное значение техники, необходимость заниматься ею, подчеркивание достоинства этих занятий, реабилитация этого дела, освобождение его от уничижительного названия "рабское искусство", именно установление понятия о прикладных науках и их целях - все это принадлежит знаменитому Бэкону Веруламскому. Назначение наук, по его словам, заключается в том, чтобы служить удобствам человеческого рода, одаривать людей новыми средствами и силами, уменьшать неудобства и трудности нашей жизни. Цель наук - благополучие человеческого рода. Основой бэконовской доктрины служат два понятия - полезность и прогресс - и до сих пор они остались девизом технических наук: они имеют в виду полезность, и они непрерывно прогрессируют и совершенствуются ".

Фрэнсис Бэкон жил в эпоху всеобщего научного и культурного подъема, начавшегося в странах Европы в XVI веке. Его современниками были М. Сервантес (1547-1616), Дж. Бруно (1548-1600), Г. Галилей (1564-1642), В. Шекспир (1564-1616), И. Кеплер (1571-1630).

Отец Ф. Бэкона более 20 лет был лордом-хранителем большой королевской печати при королеве Елизавете. Современники считали его вторым человеком при дворе после лорда-казначея. Мать Фрэнсиса Анна была дочерью А.Кука, наставника короля Эдуарда VI в молодости, получила блестящее для своего времени образование. В семье царила атмосфера интереса к политике и науке. Отец дал детям первые уроки в области политики, права, ораторского искусства. Мать учила детей древнегреческого, латыни, французского. Уже в детстве Фрэнсис обнаружил исключительную одаренность - в 12 лет поступил в Тринити-колледж Кембриджа, и за три года прошел весь курс "свободных наук" того времени. С целью подготовки Ф. Бэкона к политической карьере отец отправил его в 1576 г. до Франции в свите английского посла. Это было через четыре года после Варфоломеевской ночи. Под впечатлением печального опыта Франции в Ф.Бекона появилась мысль о религиозных войны как о большом горе и необходимости веротерпимости. В связи с внезапной смертью отца Ф. Бэкон покинул Францию в 1579 г., учился в юридической школе Грейз-Инн, в 1582 г. стал адвокатом и быстро приобрел популярность юридической практикой и трактатами в области права.

В 1584 г. Бэкона впервые избрали в палату общин британского парламента. Здесь он выступал за благоустройство мер и весов, на защиту веротерпимости, реформы права и завоевал значительный авторитет.

В 1603 г. умерла Елизавета I, королем Англии стал Яков I, при котором началось политическое возвышение Ф. Бэкона. В 1603 году он получил рыцарское достоинство, в 1607 г. стал генеральным солиситором (представитель короля в судах), в 1613 г. - генеральным атторнеем (высшая должность в сфере юстиции). В 1617 г. Ф. Бэкон стал лордом-хранителем большой королевской печати, в 1618 г. он - лорд-канцлер Англии. В 1618 г. получил титул барона Веруламского, в 1620 г. - виконта Сент-Олбанского. В 1621 г. Бэкона обвинили в получении взяток, приговорили к штрафу в 40000 фунтов стерлингов, заключению в Тауэр на срок "по усмотрению короля" и запретили занимать любые государственные или общественные должности. Надо сказать, что в тюрьме Бэкон пробыл три дня, король освободил его от штрафа, а три года спустя дарил полное прощение, однако к политической деятельности не допустил. Отойдя от политики, Ф. Бэкон занимается написанием философских и исторических трудов. Умер 9 апреля 1626 г., простудившись во время проведения опытов по консервированию мяса с помощью снега.

В 1597 г. Ф. Бэкон впервые издал "Опыты, или наставления нравственные и политические", представляющие собой эссе на этические и социально-политические темы. В этих произведениях было положено начало формулировке противоположного схоластике практического философского учения, которое не подчиняется ни одному авторитету, ни одному абстрактном учению, а основывается на размышлениях о пережитых событиях и частично на трудах античных авторов.

В 1612 г. выходит второе издание "Опытов", значительно дополненное. Эта работа приобрела огромную популярность. В 1618 г. вышел перевод на итальянском языке, в 1619 г. - на французском. В 1625 г. Бэкон снова издал "Опыты" - одновременно на английском и латыни. Здесь количество "опытов" доведена до 58. Это произведение разошлось по всему миру, было издано даже на санскрите. Написанное превосходным языком, это произведение и сегодня может дарить удовольствие тем, кто любит читать умные книги.

В 1609 г. Бэкон публикует трактат "О мудрости древних", где аллегорически истолковывая древнегреческие мифы, представляет свое понимание важных философских проблем. Этот труд неоднократно переиздавался в Англии, Италии, Франции.

Около 1603 г. в «Введении к толкованию природы" Бекон писал, что давно пришел к мысли о том, что правильный метод исследования природы может дать ключ к ее тайнам и к господству над вещами. Задумав реформу наук, Бэкон в 1605 г. публикует работу "О прогрессе учености", где утверждает, что решил звонить в колокол, чтобы собрать умы. Эта работа, значительно переработана и расширена, стала позднее первой частью его главного труда «Великое восстановление наук».

В 1620 г. Ф. Бэкон публикует "Новый Органон", вторую часть этой работы. Здесь он подал "Предисловие" ко всему "Великому восстановлению наук", которое содержало план всей работы с краткой характеристикой идей, которые будут заложены в каждой из шести ее частей.

Первая часть работы - обзор существующих наук. Вторая - трактат о новом индуктивном методе научного исследования, который служит средством дальнейшего развития наук ("Новый Органон"). Третья часть - "Естественная история" - охватывает явления мира, то есть разнообразный опыт, который должен лечь в основу теории. В четвертой части Бэкон намеревался дать примеры исследований согласно новым методам. Пятая часть должна содержать теории, выработанные старым умозрительным методом, которые применяются только временно - до их проверки и замены новыми - на основе фактов и истинного метода. Наконец, шестая часть должна состоять из научных знаний, выработанных на основе опыта, проверенного строго научным методом.

В "Новом Органоне" Бекон констатирует противоречие между состоянием науки (теории) и техники (практики). Первая выражает захватывающие общие положения, но полна противоречий в деталях, и прогресса в ней не видно. В ремеслах (технике) наблюдается обратное: они с каждым днем растут и совершенствуются. Бэкон критикует средневековую схоластическую логику, называет ее пустым занятием. Наука должна открывать и изобретать новое, а логика должна стать логикой изобретений, открытий. Аристотелевская логика, изложенная в "Органоне", для этого непригодна. Поэтому Бэкон и написал "Новый Органон", который, по мнению автора, должен был заменить аристотелевский "Органон".

Средневековые схоласты все внимание обращали на формальную правильность силлогизмов и оставляли в стороне главное - проверку выводов силлогизма с жизнью. Если Аристотель боролся против софизмов - ложных выводов, полученных путем рассуждений, то Бэкон провозгласил необходимость борьбы с "идолами" (призраками), которые искажают действительность и препятствуют познанию истины. Таких идолов, по Бэкону, четыре: идолы рода, пещеры, рынка и театра.

В основе "идолов рода», которые присущи всем людям, лежит стремление человека рассматривать природу по аналогии с самим собой (в частности, искать цели в природе). "Идолы пещеры" обусловлены зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. "Идолы рынка или площади" порождены некритическим отношением к распространенным мнениям и неправильным употреблением слов. "Идолы театра" основываются на слепой вере в авторитеты и традиционные догматические системы.

Но мало избавиться от идолов. Это только начало. Надо дать для ума человека орудие - метод познания, который приводит к истине. Таким методом, по Бэкону, является индукция, которая учит тому, как постепенно от фактов сходить к общим положениям. Индукция должна опираться на наблюдения и эксперимент. С помощью индукции Бэкон думал найти субстанциональные формы вещей, то есть последнюю причину свойств вещей.

Бэкон считал чувство основой знания. Но не больше. Он критиковал эмпириков, которые похожи на муравья - только собирают факты, встречающиеся на их пути. Догматики или рационалисты похожи на паука - влекут паутину мыслей из своего ума. Истинный же ученый берет пример с пчелы - добывает нектар из садовых и полевых цветов и превращает его в мед благодаря собственным способностям.

Бэкон разделял все науки в соответствии с тремя способностями, которые он приписывал человеческому разуму. Память лежит в основе истории, воображению соответствует поэзия, разум является источником философии, которую он делил на учение о боге, о природе и о человеке. Науке о природе Бэкон придавал важнейшее значение. Он разделял ее на теоретическую (что исследует причины) и практическую (что дает результаты). Теоретическая наука включает физику, изучает действующие и материальные причины, и метафизику, имеет своим предметом формальные и целевые причины (фактически никакой роли в его учении не играют). Математику Бэкон считал вспомогательной наукой по отношению к физике.

Бэкон призывал философию служить созданию "орудий руки", которые подчиняют человеку природу, и "орудий ума", которые организуют и направляют человеческое познание. Он провозглашает знание силой, способной построить на прочных основаниях могущество человека, расширить границы его власти над природой.

Бэкон признавал возможность истинного знания как точного изображения бытия. Он высмеивал скептиков, "обращают бессилие своей науки в клевету против природы", но считал необходимым сомнение, что расшатывает ложные учения и предрассудки.

Философия Бэкона оказала огромное влияние на дальнейшее развитие науки и философии, способствовала становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Локка и его последователей. Логический метод Бэкона стал основой развития индуктивной логики, особенно в Дж.С.Милля. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы стал стимулом для естествознания XVI в. и сыграл важную роль в создании организаций ученых (например, Лондонского королевского общества). Классификация наук Бэкона была использована французскими просветителями-энциклопедистами.

Важное значение идеи Бэкона имели и для педагогики. Он выдвинул принцип, согласно которому цель образования - не накопление возможно большего количества знаний, а умение пользоваться методами их добычи. В теории педагогики идеи Бэкона повлияли на Декарта, Спинозу, Гоббса, Коменского, Руссо, Гельвеция, Дидро.

В "Новой Атлантиде" Бекон описал идеальный университет, сердцевиной учебной работы которого являются научные исследования и открытия.

В.Миколаенко