Наука акмеология существует с 1928 года. Она изучает закономерности и феномены развития зрелого человека в процессе личностно-профессионального роста. Основные принципы этой науки заложил академик В.М.Бехтерев, а название предложил проф. Н.А.Рыбников. Термин "акмеология" происходит от греческого слова "акме", что означает "вершина", "пик", "высшая степень", "расцвет". Акме рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека и связана с его профессиональными, личностными и социальными достижениями.
Объектом исследования акмеологии являются: 1) человек как индивид, личность, субъект деятельности, который достигает своего наивысшего уровня развития; 2) малые и большие социальные группировки, совокупные субъекты, что достигают своей высшей степени развития - акме; 3) народы, культуры, цивилизации, мировые группировки, человечество, достигающие акме.
В 1991 году термин "акмеология" был зарегистрирован в ГКНТ СССР. В 1995г. изданы первые пособия по акмеологии, в 1998 г.. подготовлены материалы для Минобразования России о введении новой специальности "Акмеология". В 1998 г. разработано проект положения и программу психолого-акмеологической службы для внедрения в образовательные учреждения России (лаборатории, кафедры, университеты, академии и т.д.). Открыто научную специальность - 19.00.13 ("Психология развития, акмеология»), по которой можно получить степени кандидата и доктора педагогических или психологических наук (с акмеологии).
Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности имеется в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (1992), кафедры акмеологии создано в ряде российских университетов. В 1995 году создано Санкт-Петербургскую акмеологическую академию. С 2001 года действует аспирантура по специальности "Акмеология" в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Развивается акмеология и в Украине. Психолого-акмеологическая служба создана в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. Исследуют и изучают акмеологию также в Управлении организации профобучения при Главгосслужбе Украины; в Севастопольском национальном университете ядерной энергии и промышленности; в Украинском центре культурных исследований при НПУ им. Драгоманова и др. В 2007 году создана Украинская академия акмеологических наук.
Проводится такая работа и в нашем университете - на теплоэнергетическом факультете. Здесь осуществляется акмеологическая диагностика (диагностика развития) студентов, то есть комплексный анализ их индивидуального состояния с учетом физиологических, психофизиологических; социально-психологических и других факторов с целью исследования динамики развития студента и разработки технологий достижения им высокого уровня профессионализма и самореализации. При этом рассматривается "Я-концепция студента" - система отношений студента к себе, окружающей среде, которая имеет сложный, динамичный, многокомпонентный, интегративный характер.
В процессе реализации предлагаемого подхода используется понятие "Профессиография" - технология изучения требований профессии к качествам студента: его психологических характеристик; социально-психологических показателей; природно-генетических способностей; приобретенных навыков; деловых качеств; профессиональных знаний и умений; состояния здоровья и тому подобное. Все это обобщается в виде профессиограмм.
В 2005 году автором организована новая дисциплина в рамках акмеологии - кибернетическая акмеология (см: vant.ho.com.ua). Сейчас она используется для компьютерного исследования качества обучения и трудоустройства студентов.
Задача киберакмеологии заключается в исследовании, реализации и моделировании потенциально ресурсных (внутренних) способностей человека, его генотипа на компьютере средствами современных информационных технологий с помощью киберакмеологичной информационной системы. С помощью этой системы осуществляется: компьютерная диагностика и тестирование студентов (здоровье, интеллект, профориентация) проектирование и внедрение информационных систем по проблемам здоровья, интеллекта, качества обучения, профориентации и тому подобное; лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы (глазные, дистанционные) консультирование и подготовка к защите курсовых, дипломных работ по вопросам современных информационных технологий; распространение информационных материалов с соответствующей тематики.
Апробация предложенного подхода в настоящее время осуществляется на кафедре АПЕПС теплоэнергетического факультета НТУУ "КПИ".
В.М.Антонов, руководитель Центра «Проблемы киберакмеологии»