Как говорится, взяться за перо меня побудили только что обнародованные в СМИ (например, газете "Сегодня" от 18.08.09) данные по количеству заявлений и конкурсов на разные факультеты и специальности, что можно, в частности, овладевать в нашем родном университете с ключевым, как мне всегда казалось, словом "технический" в его названии. Однако оказалось, что профильные, или точнее - инженерные, специальности далеко проигрывают по популярности и желательности гуманитарным - менеджменту (1882 заявления), экономике предприятия (1789), маркетингу (1678), международной экономике (1676), филологии (1213). Эти впечатляющие и, к сожалению, характерные для любого технического вуза нашей страны, когда число желающих заниматься гуманитарными профессиями в разы превышает число тех, кто хочет посвятить свою жизнь конкретному делу, хотя нормальным было бы противоположное соотношение. Поэтому возникает резонный вопрос: разве может иметь будущее государство, молодежь которой хочет быть только политиками, финансистами, юристами или международными служащими? Удивляет и то, что такое наблюдается не в классических университетах, а в технических, в частности в КПИ, основное назначение которых готовить инженеров.
В кинопроизводстве есть понятие "проходящая натура", когда при натурных съемках в результате изменения времени года необходимый для того или иного фильма природный пейзаж постепенно исчезает, заменяясь следующим: зимний - весенним, весенний - летним и т.д., что подталкивает к ускорению процесса съемок, чтобы не терять год. Так и мне кажется, что по определенным причинам инженерная работа становится у нас неким "исчезающим видом" деятельности, что также требует определенного реагирования.
Для меня лично очевидно, что любой не предвзятый и образованный человек, а тем более народные депутаты или чиновники, должны глубоко осознавать, что не только в условиях нынешнего мирового экономического и финансового кризиса, но и в нормальном состоянии роль инженерного образования и инженерного мышления является определяющей для улучшения ситуации или устойчивого развития. Инженерно-техническая и технологическая подготовка - необходимая составляющая инновационного подхода к любому промышленному производству, которое в наше время может опираться только на знания. Именно такой подход становится главным вектором движения современной экономики, которая благодаря своему направлению на высокие технологии уже даже получила название экономики знаний, может существовать и развиваться только в так называемом обществе знаний. Нисколько не принижая важность многих других профессий, все же уверен, что только те страны, чей инженерный корпус окажется наиболее грамотным и работоспособным, смогут без веских потерь пройти тяжелый кризисный период, выбравшись из него даже более сильными и настроенными на дальнейшее улучшение. Это, в свою очередь, означает, что требования к качеству образования инженеров, программ их обучения будут только расти.
Учитывая эти обстоятельства, недавно в Санкт-Петербурге (Россия) прошел Форум инженерного образования, на котором около 150 представителей различных стран обсуждали вопросы международных и национальных систем образования в области инженерных специальностей. Среди прочего Форум отметил, что современная подготовка инженеров еще в значительной мере опирается на советскую систему, благодаря гармоничному сочетанию двух основных компонент - образовательной и научной - убедительно доказала свою высокую конкурентоспособность. Однако времена изменились, и теперь необходимым и востребованным становится сближение различных систем инженерного образования, их международное признание и аккредитация. В частности, как и в прошлом, не может считаться инженерное образование полным, если оно не опирается на глубокие фундаментальные знания или не содержит проведения научных исследований. Именно такое естественное сочетание обоих составляющих всегда отличало подготовку инженеров различных направлений в нашем славном КПИ.
В то же время, общество знаний предъявляет еще один вызов для высших учебных заведений технического направления - инновации и предпринимательство. Но предпринимательство не в области различных посреднических или вспомогательных фирм типа "купи-продай", а именно в области производства, что основанное на развитии новых технологий или прямо их использует. Выяснилось, что различные университеты внедряют свои формы инновационного образования. Здесь и создание технопарков или бизнес-инкубаторов, и малые предприятия, организованные учебными кафедрами или их выпускниками для коммерциализации результатов собственных научно-исследовательских или опытно-конструкторских разработок и т.д.
Новые задачи требуют и нового понимания значения инновационного развития властными структурами - города, области, страны. Актуальным стало значительное увеличение госзаказа в области технических и инженерных наук, а главное - существенное увеличение стипендий именно на соответствующих факультетах. Например, в США и некоторых других странах эту проблему решают именно из-за существенного увеличения стипендий студентам естественных и технических специальностей по сравнению с гуманитарными. У нас же, если посмотреть на стремление молодежи, то, на мой взгляд, возник явный перекос в сторону гуманитарных специальностей, где она, наоборот, сознательно чувствует явные по сравнению с инженерными, преимущества для своей дальнейшей жизни и карьеры, когда, не секрет, первостепенную роль играет оплата труда. При этом отмечено, что явление формирования интересов начинает наблюдаться еще в средней школе, где заметное ослабление внимания к физико-математическим (и вообще - естественным) предметам очень негативно отражается и на высшем техническом образовании, для которого, кроме упомянутого, все еще не совсем определенным и понятным остается статус бакалавра.
Так, дефицит престижа инженера (а также ученого или педагога, о чем я уже имел возможность писать в "Киевском политехнике") в Украине, несомненно, существует. Именно на это указывают и приведенные выше цифры, и беседы с абитуриентами, которые хорошо понимают, с какими предсказуемыми трудностями связана ежедневная инженерная деятельность в течении активного периода их жизни. Но и не только: такое положение обусловлено и сложностью самого обучения технической специальности, которое невозможно без овладения ряда достаточно сложных фундаментальных дисциплин, и неадекватной зарплатой специалистов с высшим техническим образованием в условиях современной украинской действительности, хотя известно, что ответственность инженера, который принимает решение в время реального производства, намного выше, чем у остальных работников.
Однако органы страны пока не принимают во внимание, что относительно малая популярность инженерного труда не в последнюю очередь обусловлена их отношением к этой сфере человеческой деятельности, когда стипендии на инженерных факультетах не превышают размер стипендий на гуманитарных (особенно политологических и экономико-юридических) факультетах . Более того, мы пережили годы, когда заказ на инженеров сокращался, и уже чувствуется некоторая нехватка инженеров определенных направлений (прежде всего, если речь идет о грамотных, креативных специалистах, которые достаточно легко могут трудоустроиться за рубежом, где их знания достойно оплачиваются).
Нельзя обойти еще одну недавно возникшую - по сути общеевропейскую - демографическую проблему, решение которой займет не один год. Речь идет о сокращении рождаемости, которое гласит, что вместе с отмеченным выше относительным падением заинтересованности молодежи в инженерном образовании возникает абсолютное. То есть, образно говоря, исчерпывается источник, из которого можно брать талантливых, творчески мыслящих претендентов на поступление в вуз, что "интерферирует" с новой тестовой системой отбора. В частности, для вступления в технический ВУЗ необходимо подать сведения о результатах сдачи тестов по математике и физике, а желание это делать проявляет меньше четверти выпускников школ. Итак, круг отбора становится фактически таким, или инженером может стать любой, кто хотя бы минимально прошел тестирование, или надо согласиться с недобором и, таким образом, опять же дефицитом инженеров в стране.
Решение обозначенных проблем требует, по моему мнению, прямого вмешательства - законодательных и исполнительных - ветвей власти. Даже "простая" смена, которой в рамках Болонского процесса является переход на выпуск бакалавров и магистров, формально зачеркивает в дипломах профессию "инженер". Не знаменует ли это, что инженеров по образованию украинские вузы технического и технологического профиля больше не будут готовить, а инженеры действительно исчезнут как класс? Если такое, не дай Господь, произойдет, то мы потеряем старую, а КПИ - столетнюю традицию подготовки настоящих инженеров и должны сделать все от нас зависящее, чтобы бакалавры и магистры были тем или иным образом, но официально признаны техниками или инженерами.
С другой стороны, в некоторых странах стать дипломированным инженером, что даже выше за звание магистра, можно только после определенного срока практической работы на производстве, непосредственно доведя свою профпригодность. Такая схема напоминает что-то вроде ординатуры в медицине. А недавно мне стало известно, что, скажем, в Японии инженер - это очень уважаемый и высокооплачиваемая человек, который закончил университет по программе, аккредитованной не государством, а профессиональным, то есть инженерным, сообществом, проработал 4-7 лет по специальности, причем не менее 2-х лет в качестве инженера, и сдал еще 2 экзамена, которые, как оказывается, выдерживают примерно 20% желающих. Но если такое произошло, дипломированный специалист попадает в национальный реестр инженеров-профессионалов, который признан не только в Японии. Соответствующий инженер имеет международный статус и приглашается к выполнению наиболее важных проектов в разных странах. Думаю, при этом стоит вспомнить, что средняя заработная плата инженеров такого ранга значительно превышает ее даже для банковских служащих и юристов. Подобный порядок подготовки инженеров существует также в Германии (где, что мне особенно приятно подчеркнуть, самой высокой среди инженеров является зарплата инженеров-физиков), а также в некоторых других развитых странах.
В Украине система, которая сертифицировала бы инженерные кадры, то есть реестр инженеров, или фиксировала профессиональную инженерную деятельность через учебно-производственную подготовку и выдачу соответствующего документа, к сожалению, пока не создана. В наших восточных соседей ее организацией занимается "Ассоциация инженерного образования России", но что из этого получится, сейчас сказать трудно. Видимо, представители этой ассоциации обобщат мировой опыт и добавят что-то свое. Будет ли новая система способствовать улучшению инженерной подготовки, судить не берусь. Однако уверен, что у нас эта проблема не менее острая, и чтобы не потерять то, что мы накопили, надо также заботиться о сохранении традиций в выращивании инженеров высокой квалификации. Для этого заинтересованные специалисты должны определить, что такое инженер будущего, уровень и объем его компетенции, требования к качеству инженерного образования как со стороны образовательных органов, так и профессиональных, международных включительно, обществ.
Завершая, повторю: без высококлассных инженеров ни одна страна не имеет будущего. Думать об их подготовке, соответствующей современным требованиям, и хорошую, престижную работу надо начиная со школы, чтобы еще школьники узнавали о преимуществах, которые несет с собой получение специальности и звание инженера. Почему бы молодым выпускникам инженерных факультетов КПИ не возглавить подобную работу в нашей молодой, как и они, стране?
С деталями об упомянутом выше Форуме, другими сопровождающими его мероприятиями и принятыми документами можно ознакомиться на сайте: aeer.cctpu.edu.ru.
В. М. Локтев, зав. кафедры общей и теоретической физики НТУУ "КПИ", академик НАН Украины