Если отнести сайты преподавателей к широкой категории "Личные сайты", которые в основном являются наиболее простыми "статическими" сайтами, то их целевая функция - показать себя Интернет-сообществу - в основном для поиска спонсоров, работы, заказов и другого сугубо индивидуального.

Можно рассматривать сайты преподавателей, как информацию об их личных качествах, учебном и научном потенциале. Такая информация имеет право на существование, потому что, как показывает анализ обращений в гостевую книгу НТУУ "КПИ", для родителей абитуриентов является очень важным учебный и научный потенциал кафедры, которая будет осуществлять подготовку их ребенка, а это без анализа преподавательского состава фактически невозможно сделать. Поэтому все веб-сайты кафедр имеют перечень преподавателей, описание их учебной и научной деятельности, их фото, опубликованные печатные работы, электронные учебные пособия и прочее. Беда только в одном - в большинстве случаев эта информация устарела, поскольку преподаватель не несет личной ответственности за нее.

Сайты преподавателей целесообразно рассматривать как составляющую их профессиональной деятельности. Как показывает анализ представленных в Интернете сайтов преподавателей, в основном там есть разделы, знакомые преподавателям (программы, конспекты, методические указания по выполнению лабораторных, практических и других работ), а у сайтов с активными компонентами дополнительно - ответы преподавателя на вопросы по курсу, форумы по дисциплине, консультации в онлайн и офлайн режимах. А это уже имеет много общего со средствами дистанционного обучения, инструментальные системы для создания которых достаточно широко распространены и доступны.

Сайты преподавателей могут разрабатываться и устанавливаться в Интернете разными путями. Рассмотрим некоторые из них.

1. Использование инструментария специализированных сайтов.

Создаются специальные порталы, одной из задач которых является предоставление инструментальных средств разработки и информационного наполнения сайтов преподавателей. Методы построения таких систем могут быть разными. Одним из вариантов является наличие в инструментальных средствах многих шаблонов (подобных тем, которые есть в системе создания презентаций Power Point), что упрощает работу разработчика сайта. В шаблонах, разработанных дизайнерами, учтено художественное оформление и общий стиль портала. Подобный портал есть в Украине и построен на CMS HOOPS по адресу http://almamater.com.ua. Этот портал имеет свободный доступ для создания сайтов преподавателей, и там есть сайты преподавателей нашего университета. Использование подобных порталов снимает проблему хостинга (размещения), что дает возможность создавать сайты преподавателей как сайты-визитки, но одновременно порождает ряд проблем.

Во-первых, возникают проблемы при желании изменить хостинг. Во-вторых, если родители абитуриента хотят получить информацию о преподавателях кафедры, то ее придется искать по всему Интернету. В-третьих, на порталах, где можно бесплатно разместить сайты, есть много рекламы и другой лишней информации. Наконец, возможность использования этих сайтов для активной работы со студентами определяется возможностями, которые предоставляет портал.

2. Размещение на сайтах (порталах) организаций.

Мощные промышленные организации и порталы средств дистанционного обучения предоставляют своим преподавателям возможность создавать личные сайты. Задача таких сайтов очевидна - предоставить учащимся, больше информации о преподавателях, повысить интенсивность связи ученик-преподаватель и таким образом улучшить качество обучения.

Сейчас в Интернете доступно много бесплатных программных средств (CMS), которые позволяют достаточно просто создавать порталы с предоставлением пользователям возможности создавать свои веб-страницы. Разработки таких порталов проводятся и в НТУУ "КПИ". На рис.1 представлены скриншоты одной из таких разработок на базе движка портала Lifetype. Этот сайт появился благодаря усилиям студента 5-го куса, группы ДА-41 кафедры СП ИПСА Николая Перколаба. Преподавателям предоставляются логины и пароли и обеспечивается возможность создавать и заполнять свою веб-страницу в Интернете (в любом месте, где есть Интернет). При этом под созданием понимается выбор внешнего оформления (если преподаватель этим не хочет заниматься) и установление разделов сайта. Заполнение выполняется с помощью простого редактора, научиться работать с которым за полчаса может и гуманитарий.

3. Сайты преподавателей, встраиваемые в системы дистанционного обучения.

Еще одним путем разработки веб-сайтов преподавателей является использование возможностей инструментальных средств создания курсов для дистанционного обучения. Так, используя MOODLE, можно создавать сайты преподавателей как определенных подразделений, так и преподавателей дисциплин по определенным направлениям. При этом используются возможности MOODLE ввода информации и делается простое редактирование форм, предоставляемых в MOODLE. Скриншот на рис.2 показывает сайты преподавателей кафедры СП ИПСА (режим редактирования) и фрагмент раздела "Воспитательная работа" одного из преподавателей.

Средства MOODLE позволяют достаточно просто решить задачу ограниченного внешнего доступа к веб-страницам преподавателей, включить информацию с сайта преподавателя в учебный процесс.

4. Личная разработка и установка сайта (сам создал и сам установил).

Это путь, который использовался для любых сайтов в Интернете. При этом надо иметь более глубокие знания в области Интернет-технологий. Сегодня только те, кто изучил HTML, будут делать с его помощью свой личный сайт. Затем разработчику придется искать хостинг, и, если он бесплатный, то возникнут другие новые проблемы. Дальнейшее развитие этого сайта тоже понятно - введение активных компонентов, использование баз данных, а затем поиск бесплатных CMS, их усвоение и перенос, а точнее переработка, своего сайта. Лично разработанных сайтов в Интернете достаточно много и они часто отличаются неплохим графическим оформлением. Несколько примеров таких сайтов предоставлено на рис.3.

Доступ к сайтам преподавателей

Обычно личные веб-сайты - это сайты свободного доступа. Но когда речь идет о сайтах преподавателей, вопрос доступа должен решаться на уровне кафедр. Ведь во всем мире учебные и рабочие учебные программы дисциплин являются продуктом для служебного пользования, открытый доступ есть только к аннотациям соответствующих программ. Ограничить доступ как к сайту, так и к его разделам при использовании современных методов построения сайтов достаточно просто. Во-первых, посетитель должен зарегистрироваться с подтверждением по электронной почте, во-вторых, при переходе к каждому разделу (дисциплине) должен ввести кодовое слово, которое преподаватель может просто изменить. В своей практике я даю кодовое слово каждой группе, которая изучает дисциплину.

Еще об одном использовании сайтов преподавателей. Как разработчик навигационного портала НТУУ "КПИ" по адресу: http://kpi.ua/portal и средств веб-аналитики (сегодня веб-анализ часто называют Webometrics) могу сказать, что нет особых трудностей организации автоматизированного поиска информации о том, кто и какие дисциплины преподает, какие методические пособия издал и прочее. Пока является проблемным вопрос о достоверности и полноте этой информации. По моим прогнозам, лет через 2-3 некоторые параметры для определения рейтинга преподавателей будут автоматически подсчитываться по информации на сайтах преподавателей. Это может быть отнесено к публикациям. На скриншоте фрагмента сайта преподавателя (рис.4) приведена запись, сделанная по требованию Webometrics, то есть с предоставлением аннотации и полнотекстовой публикации (для тезисов это может быть презентация доклада).

Многие сайты преподавателей разбросаны в Интернете по разным адресам, но все они имеют схожие разделы, связанные с профессиональной деятельностью преподавателя. Ожидать, что все преподаватели будут создавать свои сайты трудно, но для тех, кто желает их делать, высшее учебное заведение должно предоставить возможности. Для нашего университета это целесообразно делать на уровне институтов и факультетов. Путем реализации может быть использование бесплатных движков, таких как DRUPAL, Joomla, E107, Lifetype и других. Консультативную помощь могут оказывать подразделения, использующие эти движки. В частности, по DRUPAL и Joomla можно консультироваться в НТО КПИ-Телеком.

О.П.Цурин, доцент