Томас Фридман, журналист газеты «Нью-Йорк Таймс», посетил Индию для изучения на месте феномена нового поколения индийских программистов-информатиков. Молодой программист, продемонстрировав путем использования Интернета возможность основания маленьких конкурентоспособных фирм повсюду в мире, сказал ему: «Поверхность сейчас плоская». Книга «Плоский мир», которая была написана от этого жизненного опыта, принесла Томасу Фридману Пулитцеровскую премию и стала всемирно известным произведением.
Эта книга не рассказывает, как нам кажется на первый взгляд, о более или менее вероятном будущем, а о настоящем, которое многие из нас не ощущают. Те, которые избрали для французского телеканала «ТВ 5 Le monde» девиз «Центр есть повсюду», отметили эту идею. Не случайно, поскольку транснациональные массмедиа являются в равной степени репрезентативным элементом глобализации и информационного общества, Интернет является средством для новых контактов, которые пренебрегают географией, но доступен тем, которые имеют возможность и умение использовать его.
Хочу поделиться с вами собственным индийским опытом. В 1997 году, по дороге домой с саммита франкофонии, который состоялся в Ханое, я остановился в Нью-Дели. Президент Индии, мудрый и высокообразованный пожилой человек, рассказал мне об акции для популяризации спутникового телевидения, которую в Индии провела одна американская компания. С помощью вертолетов они добрались до изолированных населенных пунктов в джунглях, жители которых не знали, что за окружающими горами существует что-то другое в мире, кроме животных, против которых они научились бороться и вместе выживать. Вертолет, телевизор и прибывшие считались ими божественными проявлениями. Фактически это была единственно возможная трактовка относительно разницы тысячелетий цивилизации. Таким образом, так называемая плоская современность имеет глубокие разрывы. Индийская притча о тех 5 слепых, которые прикасаясь к разным частям тела слона (ног, хобота, бивней, живота и хвоста), рассказывали о различных существах, является адекватным отражением этой реальности, которая шокировала меня во многих моих поездках по разным уголкам мира, где я побывал зачастую как геолог и исследователь.
Вот почему я считаю, что долгий путь к глобальной солидарности, которая является высшей формой свободы, должен начаться с середины каждой нации, местного сообщества или даже семьи, где можем найти много конфликтов, которые мы характеризуем как конфликты между Севером и Югом, Западом и Востоком. Уязвимость человека к природным катастрофам, как цунами или ураган Катрина, что драматично повлияли на начало третьего тысячелетия, не была слишком разной в Юго-Восточной Азии и США, как могло показаться на основе стереотипных представлений об этих странах. Международная солидарность была впечатляющей, во-первых как человеческое чувство, а согласие США получить международную помощь придала Америке более человеческое лицо и не повредила ее имидж.
Подход к глобализации, как эгалитарной силе в негативном смысле, в котором она обсуждается сегодня, не является продуктивным. Технологический империализм, утверждение потребительской культуры или английского языка в противовес культурному разнообразию и национальной идентичности несомненно является реальностью. Но столь же реальна и перспектива равенства шансов, которая открывается особенно сегодня молодому поколению, которое в Румынии будет первым пользователем профессиональной мобильности на рынке труда после интеграции Румынии в Европейский Союз.
Глобализация открыла рынок без границ и в области образования. Необходимо, однако, перейти немедленно к учредительным реформам и учредительного переопределению в области образования. Если мобильность является кроной дерева, а корни - сетью внутренних и транснациональных учреждений, ствол дерева должен состоять из новой стратегической организации системы знаний, которая бы валорификувала критическую массу фундаментальных понятий. Глобализация предложила инфраструктуру связи, в которой пространство и время потеряли свое значение. Двойная роль образования и труда должна функционировать на основе двух концепций: образование в течение всей жизни и многопредметность. Многопредметность еще не освободилась от тирании дисциплин и кастового духа исследовательских институтов. Решением могло бы быть такое предложение для молодого поколения, которое позволило бы ему выбирать не между названиями предметов, а между профессиями, предлагая горизонт профессии, где предметы заменяются форматом, что позволяет самостоятельно выбрать личный маршрут, который бы создал индивидуальную биографию. В таком формате преподаватели должны стать скорее опекунами или примерами, чем простыми носителями знаний. Необходимо создать в системе образования и исследовательской отрасли новые игровые поля и новых игроков. Менеджеры должны администрировать взаимодействие. Организационные сферы должны меняться в контексте, в котором битва за таланты и администрирование их эволюции становится наукой. Вызовы технологического развития оказывают давление на человеческий ресурс.
Мир без границ в системе образования требует, как я отмечал, переосмысление роли учреждений. Необходимо подготовить выпускников с глобальной компетентностью, которые были способны действовать в зависимости от религиозных, технологических, культурных и экологических особенностей. Мы не должны забывать, что в основе глобализации стоят проблемы. Глобальные проблемы требовали глобальных ответов. «Global versus local» не является определением в географическом смысле, а способом мышления и средством воздействия, приспособленным к некоторым локальным проблемам с глобальными последствиями. Глобализация не может считаться только западной выработкой. Современная технология является действительно западным достоянием в результате сосредоточения научного производства на Западе и определенных древних когнитивных разрывов. Глобализация является ответом на глобальные проблемы, которые заставляют западную технологию принимать во внимание местные особенности и работать на глобальные решения. Для того чтобы построить новую концепцию всемирной глобализации, мы должны быть способными принять во внимание ethos глобализации и оценивать глобализацию не с технологической точки зрения, а с ее антропологических аспектов. Из-за разнообразия, которая ее характеризует, и через ангажованный потенциал, Европа хорошо позиционирована для того, чтобы ответить этому вызову нашей эпохи.
Feb 29 2008 || Автор: доктор Эмиль Константинеску