В условиях интеграции украинской высшей школы в международное образовательное пространство интересным является обращение к истории нашего университета, который был создан в 1898 году как высшее учебное заведение нового типа с учетом опыта ведущих политехникумов Европы.
В 1912 году обучение в Киевском политехническом институте Александра II велось по предметной системе. Продолжительность подготовки специалистов на одном из четырех отделений - химическом, могла колебаться по личному выбору и в соответствии с результатами учебной работы студента в диапазоне от 4 до 7 лет.
Годовой баланс времени студента в условиях максимально интенсивной учебной работы планировался следующим образом: с 52 недель 12 недель отводилось на каникулы, а 40 - на учебную работу, что при шестидневной рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне составляло 1920 астрономических часов.
При этом 720 часов выделялось на самостоятельную работу преимущественно над лекционным материалом, а с 1200 часов, что оставались, на учебную работу в институте (лекции и выполнение практических работ) планировалось только 975-1050 часов - то есть студент должен был иметь резерв времени примерно в 9% от годового фонда.
Интересен существенный рост удельного веса практических работ от 50% на первом году до 85,7% на четвертом году обучения.
Нормировался и объем материала, который должен усвоить студент. Считалось, что 1 час лекции соответствует 5-7 страницам текста, каждая из которых содержит 2500 символов. При интенсивной учебной работе студент за час, отводимый на изучение лекционного материала (лекции и самостоятельная работа), в среднем должен усвоить 2 страницы.
Диаграмма иллюстрирует распределение нагрузки студентов в течении обучения.