В августе прошлого года газета "Киевский политехник" начала печатать материалы под рубрикой "Беречь честь КПИ". На страницах газеты уделялось внимание состоянию преподавания предметов, учитывая пожелания студентов и преподавателей. В частности, были приведены результаты студенческого интернет-форума "Научите нас языка" и статью проф. А.А. Андрюшу "Нужна химия инженеру-энергетику?".
Подобный вопрос волнует и меня, историка по специальности, доцента кафедры истории. В КПИ я работаю уже тридцатый год после окончания исторического факультета Университета им. Тараса Шевченка. За свою практику не припомню, чтобы на изучение истории Украины выделялось так мало времени, как сейчас. Поэтому хочу привлечь внимание тех, кто не равнодушен к своему прошлому, считают, что мы не безотцовщина, а древняя нация с героической историей.
В свое время А. П. Довженко в "Дневнике" записал: "Единая страна в мире, где не преподавалась в университетах история этой страны, где история считалась чем-то запретным, враждебным и контрреволюционным - это Украина. Второй такой страны на земном шаре нет ... ".
В начале 90-х годов в вузах Украины наконец было введено полноценный курс "Истории Украины", который предусматривал изучение дисциплины на первом курсе в течении двух семестров и сдачу экзамена. К сожалению, уже в первые годы независимости Украины наметилась тенденция к сокращению аудиторных часов (в частности, в 2006/2007 учебном году - 26 аудиторных часов). Если этот процесс не остановить, то Украина вскоре снова станет единственной страной в мире, где не излагается история.
Человек вступил в третье тысячелетие с глобальным гуманитарным взглядом, господством гуманитарных ценностей. Выступая на общем собрании НАН Украины в мае 2006г., академик Жулинский отметил: "Гуманитарный потенциал нации будет в XXI в. едва ли не главной производительной силой в выборе геоэкономической и геополитической модели будущего ... "
Я убежден, что без знания отечественной истории, которая является важным фактором воспитания национальной элиты, формирование национального гуманитарного пространства невозможно, ведь "история является равнодействующей всех духовных сил и способностей народа".
Я далек от того, чтобы вину за незнание истории возлагать только на преподавателей. Виноваты и ученики, и родители. Чего можно ждать от молодежи, которая не учится, а "ходит" в школу, уверенная, что аттестат зрелости получит. А если родители выбрали технический вуз, к примеру, КПИ, то с 6-7 класса уже ведется соответствующая профориентация на необходимость изучения математики, физики, иностранного языка. И очень мало родителей ориентируют детей на изучение отечественной истории.
Уровень исторических знаний студентов-первокурсников не соответствует тем высоким баллам, которые они имеют в аттестате. Большинство первокурсников, по данным входного тестирования, не усвоили школьную программу.
Исторические знания, умение работать самостоятельно с историческими источниками будущим инженерам, которых готовит КПИ, обеспечивает коллектив кафедры истории, но то количество аудиторных часов, предусмотренных программой (9 лекций и 4 семинара), недостаточно для того, чтобы восстановить и пополнить исторические знания. Проведенное анонимное анкетирование среди студентов-первокурсников после завершения изучения курса "Истории Украины" свидетельствует, что молодежь стремится исторических знаний. На вопрос "нужна ли история Украины будущему инженеру КПИ?" Почти все ответили положительно. К примеру, студенты гр. ТВ-61 ответили: "Безусловно нужна, а как можно быть полноценным гражданином государства, не зная ее истории", "История Украины очень нужна: она развивает мировоззрение студентов и воспитывает патриотов".
Некоторые пытаются сегодня объяснить тенденцию сокращения аудиторных часов Болонским процессом, переходом на кредитно-модульную систему обучения и введением рейтинговой системы оценки знаний студентов. Все это так, однако присоединение к Болонскому процессу не означает слепое копирование чужого опыта, а предполагает творческий подход к его применению.
Мне кажется, что выделение на изучение истории Украины в КПИ 1,5 кредита составляет 54 академических часа и заканчивается зачетом, является не только дискредитацией истории Украины, но и Болонского процесса в частности. Без должного внимания к изучению отечественной истории мы лелеем инженеров-космополитов, готовых продавать свои знания за границу.
Как преподаватель с многолетним опытом, предлагаю восстановить экзамен для студентов-первокурсников, введя полноценный курс "Истории Украины". Считаю нужным ввести экзамен по истории Украины при вступлении в аспирантуру и сдачу кандидатского минимума. Восстановить спецкурсы "История науки и техники", "История украинского казачества" и др.
Если мы хотим жить в европейском государстве, имя которой Украина, мы обязаны знать ее историю, чтобы не случилось так, что пройдет немного времени, и от Украины останется только географическое название, а народ Украины со своей давней и славной историей растворится в веках.
В.В.Кукса, доцент, ученый секретарь кафедры истории