Долгосрочные эффекты образования зависят от политических, экономических, социальных, демографических, психологических, организационных, географических и материально-технических факторов. При выборе показателей исследования и инструментов их оценки надо учитывать все эти факторы.
Проведенный нами анализ демографической ситуации, рынка образовательных услуг и стратегий адаптации высших учебных заведений в современной среде приводит к выводу, что стратегическую политику высшей школы в условиях глобализации «индустрии» образовательных услуг и росту конкуренции в этой сфере надо строить, прежде всего, с обязательным учетом доминирующего фактора демографического кризиса. Приводим упрощенную, но очень наглядную модель, которая создается с учетом только этого фактора; другие факторы не учитываются.
На диаграмме представлена, так называемая, «поло-возрастная пирамида» за 2005 год, которая построена на основании данных Госкомстата Украины (состоянием на 01.01.2006 года) по распределению постоянного населения Украины по полу и возрасту. Можно увидеть, что с 2002 года относительно положительная демографическая тенденция меняет свой знак и с 2006 года начинается быстрое приближение к глубокой «демографической яме». В 2005 году в Украине имеем 718971 человека старше 17 лет (что является среднестатистическим возрастом при приеме в вуз).
Согласно официальным статистическим данным, в высшие учебные заведения Украины (I-IV уровней аккредитации) на дневную, вечернюю и заочную формы обучения на основе государственного и коммунального финансирования было принято 569 297 человек, что составляет 79,2% от общего количества населения в возрасте 17 лет .
Предположим, что количество бюджетных мест до 2016 года остается неизменным. Тогда, на основании соответствующего анализа уменьшения количества потенциальных абитуриентов, делаем выводы, что:
Feb 21 2007 || Автор: Научно-методический центр «Системного анализа и статистики» НТУУ «КПИ»