Креативность в инженерной деятельности - это способность создавать разные вещи и изделия, имеющие признаки новизны и уникальности, полезности и ценности, изящества и простоты.

Обучение креативности включает изучение методов и приемов целенаправленного активного использования знаний студентов, приобретенных при изучении теоретических, технических, общественных и гуманитарных дисциплин, для решения задач инженерной практики. Иными словами, умение применять знания заслуживает такое же внимание в вузе, как и процесс приобретения знаний.

- Для целенаправленной работы по развитию творческих способностей следует проводить тестирование и выделять студентов с творческим складом ума. Преподаватели фундаментальных дисциплин уже на начальных курсах могут проявлять студентов, имеющих такие способности. Эти сведения должны сопровождать студента при переходе с курса на курс. Таким образом можно отследить личности, наделенные повышенным способностями и целенаправленно с ними работать. Необходимо разработать тесты для выявления творчески одаренных студентов. Риск не заметить одаренного студента и не использовать его потенциал значительно уменьшится.

- Начиная с IV курса, организовывать и осуществлять обучение по индивидуальным планам подготовки студентов с развитой творческой компонентой.

- Разработать также программы и тесты для выявления дополнительных (к основной профессии) творческих способностей и склонностей студентов и способствовать их развитию.

- Творческие способности студентов могут развивать только преподаватели, которые работают творчески, поэтому одним из ключевых вопросов является вопрос кадров.

- Творческие способности можно воспитать не у всех, а качественно обучать нужно всех. Поэтому следует развивать у студентов культуру умственного труда, рациональной организации рабочего места, систематизации исходных материалов и промежуточных результатов работы, логику и последовательность действий при решении задач и тому подобное.

- Процесс инженерного проектирования включает три вида деятельности: изобретательство, инженерный анализ и принятие решений. Необходимо усилить подготовку по первому направлению будущей деятельности путем изучения методов, стимулирующих рождения идей, восстановление НИРС (научно-исследовательской работы студентов) в учебном процессе, обновление тематики курсовых и дипломных проектов и тому подобное. Необходимо вводить для всех студентов в курсовые и выпускные проекты и работы дополнительные задания, которые выполняются только при творческом подходе к задаче.

- При изучении специальных дисциплин важно отойти от репродуктивного метода обучения. Приобретенные знания должны быть активными, а для этого преподавание должно сопровождаться большим количеством творческих задач, задач. Каждый преподаватель должен создать банк таких задач для своей дисциплины, чтобы они не повторялись по крайней мере в течение нескольких лет. Задача каждой кафедры - создать по направлению соответствующей бакалаврской подготовки большой банк нестандартных творческих задач для выполнения студентами как альтернативу учебным задачам.

- Целесообразно ввести зарубежный опыт по преодолению психологической инерции, которая возникает из-за "рецептурный метод" обучения. Например, проф. Джон Арнолд из Стэнфордского университета использует метод, основанный на необходимости при проектировании учесть абсолютно незнакомые физические условия некой виртуальной планеты Аркгурус-IV, где сила тяжести (если она существует) направлена ​​вверх или по кругу, или будет то расти, то снижаться. Жители планеты могут быть одноногий или слепыми, или обладать некоторыми сверхчеловеческими способностями. Поработав над решением проблем, связанных с проектированием для этой планеты зданий, средств передвижения, коммуникаций и т.д., студент возвращается к земным задач с твердым убеждением, что существует не только один способ создания любых изделий.

- Лучше творческие способности развиваются, когда студент участвует в реальной работе (научно-исследовательской, проектно-конструкторской). При этом растет интерес студента в предмете, это стимулирует развитие творческих способностей. Поэтому кафедры обязаны привлекать студентов к своим исследованиям.

- К существующим дисциплин "Введение в специальность", "История техники", "Педагогика высшей школы" целесообразно ввести раздел "Инженерная творчество".

- Создать в университете постоянно действующий методический семинар для преподавателей и студентов по методам и практике креативного обучения.

- Воспитание творческих личностей должно быть "персональным", поштучным, результаты их работы должны отмечаться и освещаться в прессе. Отмечаться должны и их наставники.

- Организовать общеуниверситетский семинар (или курс лекций) для магистров и всех желающих по вопросам теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

- С целью популяризации и привлечения внимания к инженерного творчества выдавать приложение к газете "Киевский политехнический" под названием "Инженерная творчество", где подавать информацию о выдающихся патенты, технические идеи, креативные отечественные разработки и т.п. вроде того, как было в журналах "Техника молодежи" и "Сельская молодежь".

- Дополнить существующие и новые Соглашения о содружестве НТУУ "КПИ" с зарубежными университетами разделами о сотрудничестве и обмене опытом с креативного обучения.

- Создать временный творческий коллектив из числа преподавателей университета и представителей промышленности для разработки дистанционного курса "Основы инженерного творчества" и сделать этот курс визитной карточкой НТУУ "КПИ".

Желательно было бы впоследствии обеспечить удаленный доступ к соответствующим программных комплексов типа "Думающая машина" (СССР) или "Тесh Optimizer" (США).