Креативность в инженерной деятельности - это способность создавать разные вещи и изделия, имеющие признаки новизны и уникальности, полезности и ценности, изящества и простоты.
Обучение креативности включает изучение методов и приемов целенаправленного активного использования знаний студентов, приобретенных при изучении теоретических, технических, общественных и гуманитарных дисциплин, для решения задач инженерной практики. Иными словами, умение применять знания заслуживает такое же внимание в вузе, как и процесс приобретения знаний.
- Для целенаправленной работы по развитию творческих способностей следует проводить тестирование и выделять студентов с творческим складом ума. Преподаватели фундаментальных дисциплин уже на начальных курсах могут проявлять студентов, имеющих такие способности. Эти сведения должны сопровождать студента при переходе с курса на курс. Таким образом можно отследить личности, наделенные повышенным способностями и целенаправленно с ними работать. Необходимо разработать тесты для выявления творчески одаренных студентов. Риск не заметить одаренного студента и не использовать его потенциал значительно уменьшится.
- Начиная с IV курса, организовывать и осуществлять обучение по индивидуальным планам подготовки студентов с развитой творческой компонентой.
- Разработать также программы и тесты для выявления дополнительных (к основной профессии) творческих способностей и склонностей студентов и способствовать их развитию.
- Творческие способности студентов могут развивать только преподаватели, которые работают творчески, поэтому одним из ключевых вопросов является вопрос кадров.
- Творческие способности можно воспитать не у всех, а качественно обучать нужно всех. Поэтому следует развивать у студентов культуру умственного труда, рациональной организации рабочего места, систематизации исходных материалов и промежуточных результатов работы, логику и последовательность действий при решении задач и тому подобное.
- Процесс инженерного проектирования включает три вида деятельности: изобретательство, инженерный анализ и принятие решений. Необходимо усилить подготовку по первому направлению будущей деятельности путем изучения методов, стимулирующих рождения идей, восстановление НИРС (научно-исследовательской работы студентов) в учебном процессе, обновление тематики курсовых и дипломных проектов и тому подобное. Необходимо вводить для всех студентов в курсовые и выпускные проекты и работы дополнительные задания, которые выполняются только при творческом подходе к задаче.
- При изучении специальных дисциплин важно отойти от репродуктивного метода обучения. Приобретенные знания должны быть активными, а для этого преподавание должно сопровождаться большим количеством творческих задач, задач. Каждый преподаватель должен создать банк таких задач для своей дисциплины, чтобы они не повторялись по крайней мере в течение нескольких лет. Задача каждой кафедры - создать по направлению соответствующей бакалаврской подготовки большой банк нестандартных творческих задач для выполнения студентами как альтернативу учебным задачам.
- Целесообразно ввести зарубежный опыт по преодолению психологической инерции, которая возникает из-за "рецептурный метод" обучения. Например, проф. Джон Арнолд из Стэнфордского университета использует метод, основанный на необходимости при проектировании учесть абсолютно незнакомые физические условия некой виртуальной планеты Аркгурус-IV, где сила тяжести (если она существует) направлена вверх или по кругу, или будет то расти, то снижаться. Жители планеты могут быть одноногий или слепыми, или обладать некоторыми сверхчеловеческими способностями. Поработав над решением проблем, связанных с проектированием для этой планеты зданий, средств передвижения, коммуникаций и т.д., студент возвращается к земным задач с твердым убеждением, что существует не только один способ создания любых изделий.
- Лучше творческие способности развиваются, когда студент участвует в реальной работе (научно-исследовательской, проектно-конструкторской). При этом растет интерес студента в предмете, это стимулирует развитие творческих способностей. Поэтому кафедры обязаны привлекать студентов к своим исследованиям.
- К существующим дисциплин "Введение в специальность", "История техники", "Педагогика высшей школы" целесообразно ввести раздел "Инженерная творчество".
- Создать в университете постоянно действующий методический семинар для преподавателей и студентов по методам и практике креативного обучения.
- Воспитание творческих личностей должно быть "персональным", поштучным, результаты их работы должны отмечаться и освещаться в прессе. Отмечаться должны и их наставники.
- Организовать общеуниверситетский семинар (или курс лекций) для магистров и всех желающих по вопросам теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
- С целью популяризации и привлечения внимания к инженерного творчества выдавать приложение к газете "Киевский политехнический" под названием "Инженерная творчество", где подавать информацию о выдающихся патенты, технические идеи, креативные отечественные разработки и т.п. вроде того, как было в журналах "Техника молодежи" и "Сельская молодежь".
- Дополнить существующие и новые Соглашения о содружестве НТУУ "КПИ" с зарубежными университетами разделами о сотрудничестве и обмене опытом с креативного обучения.
- Создать временный творческий коллектив из числа преподавателей университета и представителей промышленности для разработки дистанционного курса "Основы инженерного творчества" и сделать этот курс визитной карточкой НТУУ "КПИ".
Желательно было бы впоследствии обеспечить удаленный доступ к соответствующим программных комплексов типа "Думающая машина" (СССР) или "Тесh Optimizer" (США).