На встрече с народными депутатами, состоявшейся 6 декабря, с докладом о наиболее характерных проблемных вопросах развития науки и инноватики в университетах Украины на примере КПИ выступил проректор по научной работе НТУУ "КПИ" М.Э.Ильченко. Приводим его выступление в сокращенном виде.

Интеграция образования и науки в модели исследовательского университета

Опыт КПИ в решении проблемы интеграции образования и науки основывается на развитии на протяжении своей более чем 100-летней истории физико-технической модели подготовки специалистов. Все глубже внедряется креативная методика обучения, основой которой является принцип "создай" вместо принципа "повтори".

Многолетний опыт работы университетов разных стран показал, что сегодня наиболее высокое качество подготовки специалистов обеспечивается в модели так называемого исследовательского университета. Обобщая этот мировой опыт и распространяя его на Украине, мы можем утверждать сегодня - концепция исследовательского университета основывается на предоставлении элитного образования благодаря:

а) проведению преподавателями и штатными научными работниками фундаментальных научных исследований и прикладных разработок с ориентацией на приоритетные для государства направления науки и техники, высокие технологии и инновационное развитие экономики;

б) тесной интеграции образования и научных исследований, в том числе, использование исследований в обучении студентов. Отметим, что в США педагогическую нагрузку преподавателей в 100 университетах, которые имеют статус исследовательских, рассчитывает из пропорции 5-6 студентов на одного преподавателя;

в) наличие системы результативной подготовки научных кадров через магистратуру, аспирантуру и докторантуру, успешную деятельность которых должны определять высокопрофессиональные преподаватели и ученые, а также актуальные научные исследования;

г) высокому уровню информационной открытости и интеграции в мировую систему образования и науки, способности к восприятию мирового опыта и гибкости по новым направлениям научных исследований и методологии обучения;

д) формированию вокруг университета особенного, интеллектуально наполненной инновационной среды, благодаря которой значительная часть финансирования науки должна осуществляться предприятиями и рыночными структурами.

К сожалению, модель исследовательского университета в Украине сегодня юридически не определена. Официально этот термин отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому необходимо определить критерии и требования к исследовательским университетам и предоставить им законодательную основу; проработать порядок предоставления статуса исследовательского университета, которые соответствуют установленным критериям; обеспечить финансово-экономические условия с учетом опыта ведущих стран.

Государственная поддержка кадрового обеспечения и развития - инфраструктуры университетов

Опыт НТУУ "КПИ" в решении этих вопросов свидетельствует, что существенных результатов в учебной и научной деятельности можно достичь, имея, прежде всего, высококвалифицированные кадры. В КПИ сегодня работают почти 40 научных школ. Профессорско-преподавательский состав составляет 2085 научно-педагогических работников. Среди них 245 докторов и 1060 кандидатов наук. Штатных работников научных подразделений университета - 930 человек, или 35% от всех восьми политехнических вузов Украины.

За последние 15 лет мы предложили и внедрили в практику создания в составе университета самостоятельных научных подразделений, кадровую основу которых составляют штатные ученые. Среди этих подразделений 13 научно-исследовательских институтов, 14 научно-исследовательских центров, конструкторское бюро и другие. Наличие в составе университета научных подразделений и штатных научных работников является необходимым условием для доведения разработок до их практического внедрения. Этот тезис подтверждает опыт деятельности известных исследовательских университетов мира.

Научные подразделения университета имеют необходимую инфраструктуру для успешной деятельности, в том числе современную компьютерную технику и научное и техническое оборудование. В частности, единственной в Украине реализована нашими учеными технология производства так называемых тепловых труб, которые нашли применение в космических аппаратах для отвода тепла из отсека бортовой аппаратуры. Сегодня наша технология тепловых труб - это уникальная база, которая позволяет нам производить изделия, являющиеся составной частью отечественной разработки ракеты-носителя "Циклон-4".

Материально-техническая, лабораторная база научной и образовательной деятельности обновляется и развивается только за счет привлечения инвестиций, сотрудничества с отечественными и зарубежными заказчиками. Государственная поддержка в обновлении материально-технической базы практически отсутствует. Поэтому мы предлагаем не забирать заработанные нами средства - направить 20% вычетов НДС на развитие материально-технической базы университета.

Выполнение и финансирование научных исследований

Для выполнения научных исследований НТУУ "КПИ" имеет полученные в установленном порядке лицензии. У нас есть опыт выполнения как госбюджетных, так и хоздоговорных тем. В последнее время мы переходим к формированию целевых программ, ориентированных на практическое использование получаемых результатов. Например, программы "Информатизация", "Космическая техника" и другие. В исполнении последней участвуют 7 подразделений университета. Финансовое обеспечение этой программы - в основном за счет хоздоговорной деятельности.

Основные научные результаты деятельности университета касаются всех 7 приоритетных направлений развития науки и техники Украины. Среди многочисленных примеров выполненных разработок целесообразно назвать газотурбинную установку "Водолей" с системой неизотермического увлажнения топливного газа и камерой сгорания на базе трубчатых модулей. Эта разработка не имеет аналогов по уровню идей, принципов построения и эффективности. Экономия топлива достигает 30%, количество выбросов окисей азота в атмосферу сокращается в 5 раз.

Победителем Всеукраинского конкурса высокотехнологичных разработок в октябре этого года стал наш проект по созданию высокоэффективных источников энергии с использованием суперконденсаторов. В ноябре эту разработку было представлено на роуд-шоу в "Силиконовой долине" в США.

В 2004 году объемы финансирования науки в НТУУ "КПИ" достигли 17,7млн. грн, что составляет 42% от объемов политехнических вузов. Из этой суммы 11,8млн. грн, или почти 2/3 составляют средства за счет хоздоговоров (спецфонд), которые мы традиционно называем внебюджетными. Интересна динамика финансирования нашей науки в течении последних 5 лет. Несмотря на некоторое увеличение бюджетной составляющей, общий объем не имеет тенденции к росту. Хуже того - есть тенденция к его уменьшению. А это уже противоестественное явление для страны, которая по определению должна иметь тенденцию к росту экономики. Детальный анализ выявил две основные причины: это значительное, искусственно созданное государством усложнение условий выполнения хоздоговоров в университетах через тендерные проблемы и госказначейское обслуживание. Соблюдение законов о тендерной закупке приборов, оборудования, материалов, комплектующих даже за средства, которые фактически заработаны учеными, приводит к затягиванию сроков закупки, реально не снижает, а завышает стоимость закупки и приводит к напрасной трате рабочего времени учеными. Поэтому ученые не только нашего университета, но и всех высших учебных заведений Украины настойчиво предлагают срочно внести изменения в действующее законодательство с целью предоставления университетам возможности непосредственного банковского обслуживания без тендерных ограничений по использованию фактически внебюджетных средств, заработанных самими университетами.

Анализируя проблему государственного финансирования науки в университетах и в целом в Украине, нельзя не обратить внимание на существенные диспропорции результативности и объемов финансирования. Например, учеными университетов ежегодно публикуется около 60% монографий, учебников и учебных пособий и 50% статей в научных журналах. Около 80% аспирантов, докторантов и соответственно кандидатов и докторов наук готовятся в университетах. И при этих результаты финансирования университетского сектора науки в Украине из государственного бюджета составляет всего около 10%! Не потому ли это происходит, что в Украине сегодня на уровне министерств и ведомств количество распорядителей бюджетных средств на науку превышает цифру 40! Поэтому законодательно необходимо усовершенствовать систему финансирования науки в государстве применительно как количества распорядителей бюджетных средств, так и существенного (в разы) увеличения средств на финансирование науки в университетах. Без таких изменений нельзя реализовать принципы создания исследовательских университетов.

Проблемы инновационной деятельности

Для исследовательских университетов ведущих стран присуща активная роль в создании вокруг университетов инновационной инфраструктуры, обеспечивающей сотрудничество образования, науки, промышленности и бизнеса. Благодаря такой интеграции роль университетов в развитии инновационной экономики является значительной. Так, например, США вместе с Японией обладают рекордно высокими долями мирового рынка продукции высокотехнологичных отраслей, они контролируют сегодня 74,5% мирового парка компьютеров, 84% всех выданных в мире патентов, почти 92% рынка программного обеспечения.

Что касается Украины, то она не сможет войти в семью высокоразвитых европейских государств без технологического обновления производства и без освоения инновационных рычагов обеспечения конкурентоспособности своей экономики. Страны ЕС, борясь за свою конкурентоспособность в глобальном мире, поставили перед собой цель построить до 2010 года общество, основанное на знаниях. Первое, что для этого решено сделать, - повысить объем расходов на науку всех стран - членов ЕС до 3% ВВП (сейчас - 1,9-2%).

Еще в 2000 году было провозглашено главный и определяющий приоритет государства: перевод экономики Украины на инновационный путь развития. Однако на практике этого не происходило из-за отсутствия системного государственного управления наукой и инновационной сферой. Например, в 2003 году было создано технопарк "Киевская политехника". В течении двух лет мы подготовили 4 инновационные и инвестиционные проекты, в частности:

- "Создание нового оборудования и разработка технологии производства титана, других специальных металлов и сплавов на основе вакуумной электронно-лучевой плавки";

- "Разработка и производство цифровой коммутационной системы ведомственно-технологической и конфиденциальной связи" Ф-1500 "для предоставления абонентам ведомственной сети широкого перечня услуг связи, в том числе передачи речи, данных, видео, IP-телефонии, организации конференц связи с большим количеством участников в конфиденциальных сетях связи СБУ, МО, МВД и других ведомств и коммерческих предприятий;

- "Разработка и промышленное освоение нового поколения бытовых счетчиков газа" GMS-Арсенал "со счетным механизмом, отделенным от газовой среды". Пределы допускаемой основной относительной погрешности счетчика не выше ± 1,5%.

В результате моратория на деятельность технопарков и невыполнение из этих причин наших инновационных проектов государство теряет в расчете на один год 249 не созданных дополнительных рабочих мест и запланированных почти 200 млн грн объема производства.

Главные проблемы, которые возникли в инновационной сфере государства, связанные с несовершенством модели, которая предусматривала обязательные налоговые льготы при реализации произведенной продукции и значительную долю государственного регулирования (что не соответствует мировой практике). Модель была функционально неполной (в ней отсутствуют такие важные составляющие, как инвестиционные и венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, бизнес-структуры и другие). Эта модель не была территориально ориентированной, что не позволяло осуществлять ускоренное инновационное развитие отдельных регионов Украины.

Технополисы - высшая форма инновационной структуры

На основе анализа работы технопарка "Киевская политехника", изучение опыта лучших инновационных систем мира мы предлагаем создавать более эффективные инновационные структуры - технополисы, которые не предусматривают налоговых льгот со стороны государства, ориентированные на территориальное (региональное) развитие Украины и лишены основных недостатков, присущих технопаркам . При этом государство должно взять на себя политическую поддержку этой деятельности, создание четкого законодательства и контроль за его выполнением. Именно технополисы дают возможность создавать высокоинтеллектуальную продукцию, осуществлять научное и кадровое сопровождение ее промышленного выпуска и вывод этой продукции на внутренние и внешние рынки.

Итак, согласно Указу Президента Украины в сентябре этого года на базе НТУУ "КПИ" мы приступили к созданию первого в Украине Технополиса "Киевская политехника".

Технополис "Киевская политехника" является инновационной средой, что по территориальному признаку объединяет подразделения НТУУ "КПИ", производственные, научные, учебные организации, работающие в области высоких технологий, а также консалтинговые, юридические, финансовые и другие субъекты предпринимательской деятельности , которые осуществляют кадровое, правовое, инвестиционное обеспечение и сопровождение инновационной деятельности.

Среди первых участников Технополиса является компания "Инком" и ООО "Долина источников Украины" - ведущие отечественные фирмы в области разработки, тестирования и поддержки информационно-телекоммуникационных систем и программного обеспечения.

Разработки научных подразделений университета охраняются как объекты интеллектуальной собственности благодаря работе отдела по вопросам интеллектуальной собственности, который входит в состав органа управления Технополиса. Объекты интеллектуальной собственности и ноу-хау могут быть реализованы через инновационный бизнес-инкубатор "Политехцентр", который является также одним из участников Технополиса.

Деятельность бизнес-инкубатора направлена на создание и поддержку малых предприятий, работающих в научно-технической среде (Spin-offs), организацию защиты интеллектуальной собственности и трансфер технологий. Кстати, НТУУ "КПИ" в 2004 году начал сотрудничество с Всемирной организацией интеллектуальной собственности, стал первым и пока еще единственным локальным координатором среди вузов Украины, с которым ВОИС поддерживает постоянную связь для внедрения программы "Университетская инициатива ВОИС". В рамках этой программы университет получает информацию о современных научно-методических и инструктивных документах ВОИС, базах данных международных патентов и соглашений. Пять преподавателей механико-машиностроительного института получили сертификаты Академии ВОИС. Ведется подготовка специалистов и магистров по направлению "Интеллектуальная собственность", с участием представителей Академии ВОИС систематически проводятся семинары и конференции по вопросам охраны промышленной собственности и авторского права.

Поскольку в Украине отсутствует законодательная база по технополисах, при разработке основных концептуальных вопросов функционирования Технополиса "Киевская политехника" мы используем опыт ведущих стран мира (Великобритании, США, Японии, КНР, Турции и других). Так, в частности, мы изучили опыт и механизмы функционирования бизнес-инкубаторов и других инновационных структур в Королевском технологическом университете (Швеция), технологических университетах городов Делфт (Нидерланды) и Барселона (Испания), Таллинском технологическом университете (Эстония). Эти университеты вместе с НТУУ "КПИ" в рамках программы TEMPUS, которая финансируется Европейским Союзом, сейчас выполняют проект "Преодоление разрыва между университетами и бизнесом". Этот совместный проект является одним из базовых в нашем Технополисе. В его рамках планируется, в частности, создание в КПИ Центра трансфера технологий и менеджмента знаний.

Технополис «Киевская политехника» объединяет усилия участников и партнеров для создания интеллектуально наполненной продукции, разработки и внедрения инновационных и инвестиционных проектов для промышленных предприятий, осуществления апробации идей и изобретений в области современной техники и технологий путем их капитализации и доведения до коммерческого применения. Наработав в себя именно такую модель технополиса на базе университета, мы предлагаем ее для других университетов Украины.

Проблемы относительно осуществления инновационной деятельности в Украине сегодня касаются недостаточной законодательной базы. Необходимо, в частности, внести предложения и принять закон Украины о Технополисе "Киевская политехника", внести изменения в Закон Украины "Об инновационной деятельности" и подготовить изменения в другие законодательные акты по вопросам инновационной деятельности относительно технополисов, устранение препятствий в развитии научной деятельности на заказ рыночных структур предприятий и отраслей.