18 марта имеет шанс войти в историю как день рождения в Украине новой отрасли - индустрии летающего водного транспорта. Так считает участник подписания договора о сотрудничестве КПИ им. Игоря Сикорского и ООО "Украинская авиационная компания "Аэростар", директор департамента летающего морского и речного флота этой компании Константин Петров. Договор этот от имени КПИ подписал ректор университета академик НАН Украины Михаил Згуровский, от имени компании "Аэростар "- его президент, известный общественный деятель, политик и бизнесвумен Людмила Супрун.
Судна, что можно отнести к "летающему морскому или речному флоту", - это известные в среде инженеров и любителей техники экранопланы - транспортные средства, которые могут летать в пределах зоны действия аэродинамического экрана, то есть на относительно низкой (до нескольких метров) высоте над поверхностью земли или покрытой снегом или льдом поверхности. Впрочем, наиболее подходящими для такой техники считаются водные поверхности. При одинаковых массе и скорости, площадь крыла экраноплана намного меньше, чем у любого самолета, а грузоподъемность и энергоэффективность - выше. Но по классификации Международной морской организации ИМО и Международной организации гражданской авиации ИКАО такие аппараты относятся все же не до летательных аппаратов, а к морским судам.
Первые рабочие образцы экранопланов было создано еще в пятидесятые годы ХХ века, но по ряду причин, в том числе и технических, широкого развития они не получили. В наши дни интерес к ним постепенно возрождается. "Сегодня и США, и Китай планируют создать собственные летающие корабли. Я думаю, что Украина может иметь в этой области огромный успех, - рассказала Людмила Супрун. - Предпосылки этого очень просты: КПИ является лидером в этом направлении. Уникально то, что здесь работает много научных школ, которые могут соединить свои специализации и возможности для конструирования и изготовления таких судов. и я даже думаю, что довольно скоро мы с вами сможем осуществить первый полет на таком корабле над Днепром от Киева до Черкасс. Уверена, что мы преодолеем это расстояние значительно быстрее, чем любые передовые автомобили, поезда или модерновые яхты. Я считаю, что мы вместе сможем это сделать, ведь в проект будут задействованы КПИ им. Игоря Сикорского, Украинская компания "Аэростар", которая работает на рынке более 25 лет, а также Национальный авиационный университет ".
Поэтому КПИ им. Игоря Сикорского и компания "Аэростар" разворачивают широкое сотрудничество в создании нового для нашей страны типа транспортных средств. Но не только в этом. В соглашении, которое было заключено 18 марта, определены основные направления партнерской деятельности. Их три. Конечно, университет и компания совместно будут работать в сфере научной деятельности, прежде всего в проведении научных исследований, технологических испытаний, экспериментов, осуществлении демонстрационных мероприятий, реализации совместных научно-технических разработок в выбранном направлении и тому подобное. Отсюда вытекают и положения о сотрудничестве в сфере инновационной - совместном участии в выполнении инновационных проектов, внедрении новых технологий и форм организации производства и реализации наукоемкой конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках, объединении усилий для развития Инновационной экосистемы университета "Sikorsky Challenge", содействии воплощению в жизнь разработок студентов и сотрудников университета и так далее. И, конечно, в договоре определено и целый ряд направлений сотрудничества в сфере образования. Согласно его положениям, в составе Института аэрокосмических технологий КПИ, на базе которого будет развиваться эта работа, планируется открыть Учебно-научный центр инженерии летающего морского флота (УНЦ ИЛМФ), специализированные лаборатории соответствующего профиля, а также создавать условия для обеспечения и проведения образовательного процесса по форме дуального образования.
Стоит также заметить, что представители компании "Аэростар" с предложениями о совместной работе над разработкой и производством экранопланов пришли не на пустое место. "Над проектами подобных транспортных средств мы работаем давно. В прошлом году мы даже выходили с одним из них на конкурс инновационных проектов" Sikorsky Challenge ". То есть у нас есть разработки и специалисты по соответствующим направлениям. Теперь мы будем приводить наши наработки в соответствии с определенными требованиями и задачами . Есть видение, что мы сможем создать целую линейку таких кораблей - различных как по назначению, так и по грузоподъемности и другими характеристиками, - рассказал директор ИАТ профессор Иван Коробко. - КПИ станет научно-конструкторским центром этой работы, разработчиком не только концепции, но и конструктивных решений. При этом сроки реализации замысла являются очень сжатыми. Поэтому это очень сложный инновационный проект, полезный не только для его инициаторов, но и для наших студентов. Безусловно, они также будут привлекаться к работе в нем ".
И если, как было сказано в начале, 18 день марта имеет шанс войти в историю как день рождения в Украине индустрии летающего водного транспорта, заключенный в этот день договор действительно является историческим документом.