Виталий Семенович Дидковский - один из тех наших преподавателей и ученых, вся трудовая жизнь которых неразрывно связана с КПИ. Сюда он пришел абитуриентом в далеком уже 1965 году, и здесь остался работать после окончания института в 1971 году. Здесь за 5 лет затем защитил кандидатскую, а в 1986 году - и докторскую диссертации. И здесь с 1986-го по 2019 год возглавлял кафедру акустических приборов и систем, которая после определенной реорганизации и открытия новых специализаций стала называться кафедра акустики и акустоэлектроники, а теперь - кафедра акустических и мультимедийных электронных систем.

И вдруг в конце 2019 года стало известно, что Виталий Семенович не подал свою кандидатуру на конкурс на замещение должности, которую занимал более 33 лет, а на свое место рекомендовал младшего коллегу и ученика профессора Сергея Найду. Поступок, который удивил многих в университете, потому что всем было известно, что кафедра под руководством В.С.Дидковського не отставала ни в подготовке специалистов, ни в научных исследованиях. Поэтому по просьбе "Киевского политехника" он рассказал о причинах такого решения и о своей многолетней работе в университете.

"Много лет вы совмещали сугубо научную, образовательную и, так сказать, административно-научную деятельность. Причем на всех этих направлениях работали очень активно. Но в прошлом году решили не подавать на конкурс свою кандидатуру. С чем это было связано?", - с такого вопроса начал корреспондент "КП" этот разговор. Впрочем, очень быстро он вышел за рамки только этого вопроса, ведь научно-педагогический путь Виталия Дидковского никогда не ограничивался только выполнением обязанностей главы кафедры и решением сугубо управленческих вопросов.

"В 1971 году я закончил приборостроительный факультет по кафедре гироскопических приборов и устройств и защищал дипломный проект, а позже кандидатскую диссертацию под научным руководством известного нашего ученого профессора Михаила Антоновича Павловского. Там я остался работать, а впоследствии перешел на кафедру теоретической механики, которую тогда возглавил Павловский. И только в 1987 году я перешел на кафедру акустических приборов тогдашнего электроакустического факультета, - рассказывает он. - Я и до этого работал на этом факультете как преподаватель теоретической механики и сотрудничал с его сотрудниками в выполнении научных исследований, ведь моя докторская диссертация касалась решения проблем защиты блоков управлений стратегических баллистических ракет от воздействия акустических полей. И поэтому тогдашний наш ректор Григорий Иванович Денисенко решил, что я смогу возглавить кафедру акустики, так как я глубоко занимался этой тематикой, - он иногда делал такие эксперименты. Первые пять лет совмещать работу научно-административную, как вы точно определили, преподавательскую и научную было, действительно, очень трудно. Но удалось найти общий язык, коллектив воспринял меня и пошла совместная работа, пошли защиты диссертаций. Кафедра начала работать так, как, на мой взгляд, и должна работать кафедра в таком вузе, как наш. То есть, проводились исследования по актуальной тематике, появлялись статьи, новые учебники и пособия, и при этом, конечно, шла подготовка кадров. Кстати, за те годы, когда я работал заведующим кафедрой, мы совместно с ее сотрудниками подготовили и издали 22 учебника и пособия с грифом Министерства образования, среди которых было несколько монографий с моим участием ".

Следует заметить, что для В.С.Дидковського многолетняя работа на одном месте не превратилась в определенный "аквариум", сквозь стекло которого он спокойно наблюдал течение жизни и выполнял при этом не очень связанные с общественными потребностями теоретические исследования. Впрочем, иначе и быть не могло, ибо десятилетия пришлись на времена бурных преобразований в жизни государства и стремительного развития технологий. И чтобы быть "в тренде", на все это следовало активно реагировать.

"Еще в 1987 году мы на кафедре осознали, что для нас очень важно активнее сотрудничать с промышленностью, - вспоминает он. - И вскоре в Киевском научно-исследовательском институте гидроприборов, который занимался сугубо прикладными разработками в основном оборонного характера, мы открыли собственный филиал. Это было непросто: для его организации нам нужно было получить решение Совета Министров УССР и министра судостроительной промышленности СССР! Конечно, это способствовало разнообразию тематики, по которой работали наши ученые, привлечению студентов и аспирантов к практической научной деятельности и выполнению определенных разработок и, что очень важно, организации очень полезных летних практик для наших студентов.  

Чуть позже кафедра начала работать в области строительной и архитектурной акустики. Причем довольно успешно, недаром же в 1997 году тогдашний председатель Верховной Рады Украины пригласил нас к выполнению ряда проектов в зданиях украинского парламента. Мы начали с акустического оборудования сессионного зала, потом занимались обустройством залов заседаний Комитетов Верховной Рады и других помещений. Всего мы выполнили там 20 проектов. Впоследствии было еще 3 проекта в Кабинете Министров Украины, 2 проекта в Конституционном Суде, проект в Операционной зале НБУ, а еще - зрительный зал Театра русской драмы им. Леси Украинки и прочее.

Кроме работы в сфере строительной и архитектурной акустики, кафедра после налаживания контактов с предприятиями, которые занимаются ультразвуковой диагностикой, начала исследования и в этом направлении. И вообще, мы всегда старались отзываться и предлагали свои наработки в области ультразвуковой техники, акустической экологии и такого прочего. Кстати, некоторые из реализованных наших проектов могут увидеть все, кто ездит по Житомирской трассе или по трассе "Киев-Минск" и другими - это разработанные нашими специалистами акустические экраны для защиты населенных пунктов от шума автострад.

Еще в начале 90-х годов прошлого уже века, когда стало ясно, что гидроакустическое (т.е. преимущественно военное) направление не может уже быть магистральным для кафедры, мы перешли и к активной работе в области медицинской акустики. Направление "Медицинские акустические приборы" было отрыто у нас в 1991 году. Это была наша инициатива, и она оказалась очень продуктивной. Собственно, именно с нее началось развитие медицинской инженерии в КПИ. По этому направлению мы довольно успешно работаем и сейчас, но теперь в университете есть даже факультет биомедицинской инженерии, который готовит специалистов и проводит исследования и в других сферах медицинских технологий ".

Виталий Семенович привел интересную статистику: за 10 последних лет кафедра подготовила 4 доктора наук и 20 (!) кандидатов (кстати, на момент объединения двух кафедр кафедра акустики и акустоэлектроники имела 21 аспиранта). Его вклад в этот счет - 5 кандидатов и 3 доктора. Остальных научных работников высшей квалификации подготовили его коллеги. Но при этом, по его словам, решение не выдвигать свою кандидатуру на конкурс, чтобы снова переизбраться на должности заведующего кафедрой, было для него вполне осознанным и вызревало давно. "Я возглавлял кафедру в течение 33 лет. Это много. Поэтому следовало дать возможность для развития людям младшего поколения, - объясняет он. - Так я решил, что мне уже целесообразнее помогать молодым. Но помогать не примером "делай, как я", а по принципу "ты делай, а я подскажу ". И я предложил на эту должность своего бывшего ученика, профессора Сергея Анатольевича Найду. Вскоре после этого были объединены две кафедры - акустики и акустоэлектроники и звукотехники и регистрации информации. На их базе было создано новое мощное подразделение - кафедру акустических и мультимедийных электронных систем. Разумеется, направления подготовки специалистов-акустиков и научной деятельности обеих кафедр сохранились, но к ним присоединились и те новые современные сферы, что начали развиваться совсем недавно, но уже нуждаются в специалистах и ​​довольно востребованы на рынке.

На последний вопрос "КП&quot ;, не чувствует ли Виталий Дидковский после стольких лет напряженной работы определенного "профессионального выгорания&quot ;, о котором сегодня так много говорят психологи, он ответил просто: &quot Я в прошлом году взял в докторантуру одного из своих учеников. Это Виталий Пантелеевич Заяц. Я заметил его, когда он был еще школьником-одиннадцатиклассником и учился на ФДП в Кировограде. Он вступил на наш факультет, выбрав нашу кафедру, впоследствии защитил кандидатскую диссертацию, а теперь у меня в докторантуре. Кроме него, у меня есть еще три аспиранта. Я считаю, мне есть кому передавать накопленный опыт. Поэтому просто нет времени заниматься какими-то психологическими проблемами: есть преподавательская работа, есть талантливые ученики, есть несколько научных тем (в том числе и госбюджетных), которые на кафедре ведет Сергей Анатольевич Найда, а я как ответственный исполнитель помогаю ему их выполнять".

Кафедра сейчас активно работает и развивается. Увеличивается и круг ее зарубежных партнеров. Теперь она поддерживает связи с университетами Германии, Польши, Франции, Молдовы, Болгарии, Швеции, Португалии, Италии и Израиля, в которых студенты имеют возможность учиться и проходить стажировку. Налаживанию этих контактов, между прочим, способствовал и двухлетний опыт работы Виталия Семеновича в должности проректора по международным связям. Но, как он сам говорит, больше всего его всегда интересовала именно научная работа. Поэтому и был назначен научным руководителем кафедры акустических и мультимедийных электронных систем.