Обеспечение качества образования является одним из главных условий, мобильности, совместимости и привлекательности системы высшего образования любой страны, главной составляющей престижа высшего учебного заведения (ВУЗ). Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования - это требование Болонского процесса, а принцип институциональной автономии предполагает, что основная ответственность за обеспечение качества лежит на ВУЗах. В мировой практике применяются различные подходы в оценке качества работы ВУЗов: репутационный (на основе экспертных оценок), результативный (по объективным показателям) и общий.
Задача обеспечения качества высшего образования является многоплановым и включает наличие необходимых ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных, научных, учебно-методических и т.д.), организацию учебного процесса, что наиболее адекватно отвечает современным тенденциям развития национальной и мировой экономики и образования, контроль образовательной деятельности вузов и качества подготовки специалистов на всех этапах обучения и на всех уровнях (уровне вузов, государственном уровне, международном (европейском) уровне).
Система управления качеством образования в университете должна обеспечивать мониторинг основных показателей качества и на их основе подготовку рекомендаций для улучшения всех составляющих подготовки специалистов.
К ключевым звеньям такой системы относятся:
Качество образовательных программ.
Уровень подготовки абитуриентов.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.
Квалификация профессорско-преподавательского состава.
Качество учебного процесса.
Уровень научных исследований, проводимых в университете.
Уровень оснащенности учебного процесса.
Уровень подготовки выпускников (включая практическую подготовку и готовность выполнять профессиональные функции) и их востребованность на рынке труда.
Для обеспечения качества подготовки специалистов ВУЗ устанавливает требования к абитуриентам, студентам, преподавателям и критерии оценки их соответствия этим требованиям. Что касается уровня подготовки абитуриентов, то выдвигаются соответствующие требования к школам, лицеям, техникумам, колледжам. Относительно учебного процесса студентов, требования предъявляются ко всем кафедрам, которые обеспечивают этот процесс, включая циклы дисциплин гуманитарной и социально-экономической, естественнонаучной и профессионально-практической подготовки. При этом за качество подготовки специалистов по отдельным специальностям отвечают выпускающие кафедры.
Центральным звеном системы управления и обеспечения качества является образовательный процесс. Контроль в системе обеспечения качества подготовки специалистов имеет целью выявление наиболее слабых сторон учебного процесса путем самооценки деятельности ВУЗ, которая должна проводиться систематически по критериям, определенным стандартами высшего образования и в соответствии с требованиями центральных органов управления образованием. Другими составляющими системы являются проведение регулярных опросов (анкетирование) студентов, выпускников и их потенциальных заказчиков; введение кредитно-модульной системы организации учебного процесса и др.
С целью анализа качества подготовки специалистов в университете по дисциплинам фундаментальной, общеинженерной, специальной и практической подготовки ректором НТУУ "КПИ" подписан приказ о внедрении каждого семестра ректорского контроля качества подготовки специалистов по всем специальностям университета. Предметом мониторинга являются также исследования работодателями оценок качества подготовки выпускников по всем специальностям университета. Таким образом, каждый семестр будет осуществляться комплексный мониторинг качества образования на уровне университета, который учтет как качество учебного процесса, так и оценку выпускников КПИ работодателями.
Предполагается, что на первом этапе с 15 ноября по 15 декабря 2005 будет проверено умение и остаточные знания студентов 5-го курса по математике, физике, а также комплекса дисциплин специальной подготовки.
При этом будут разработаны методики анализа и критерии оценки результатов комплексного мониторинга качества подготовки выпускников университета по всем специальностям и введена рейтинговая система оценки работы подразделений университета, а также система материального поощрения лучших по показателям подразделений. Итоги мониторинга качества образования будут обсуждены на методических советах факультетов и кафедрах, а аналитические отчеты опубликованы
в прессе.
Все эти шаги позволят осуществить подготовку университета к внешнему комплексному мониторингу качества образования, включая мониторинг по европейским требованиям в системе ENQA (European Network for Quality Assurance).