10 ноября 2015 г. народные депутаты Украины 290 голосами приняли в первом чтении законопроект 2244 "О научной и научно-технической деятельности". Это - первый шаг на пути к урегулированию острых проблем отечественной научной сферы. Создана база для дальнейшей работы над документом с учетом замечаний и пожеланий ученых. Можно надеяться, что на выходе научное сообщество получит, наконец, такие правила, которые позволят ей эффективно работать. О том, какими должны быть эти правила, говорил в своем выступлении на слушаниях в Комитете по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины по обсуждению четырех законопроектов "О науке и научно-образовательной деятельности" 16.09.2015 г. проректор университета по научной работе академик НАН Украины М.Е.Ильченко. Текст выступления приводим ниже.
Совет проректоров по научной работе представляет 151 ВУЗ и 15 научных учреждений МОН Украины. Совет наработал ряд предложений, которые учтены в законопроекте, представленном Кабинетом Министров Украины. В нем отражены особенности организации науки в университетах, которая выполняет следующие основные функции:
- Получение новых научных знаний;
- Формирование нового содержания образования с использованием этих знаний;
- Подготовка научных кадров в рамках третьего цикла высшего образования по получению научно-образовательного уровня "доктор философии";
- Создание новых технологий и устройств как базиса инновационного развития экономики и укрепления безопасности страны.
В своем выступлении я хочу остановиться на трех акцентах:
АКЦЕНТ № 1. Новыми и важными для развития науки в университетах являются положения правительственного законопроекта, касающиеся:
1. Предоставление ВУЗам через механизм их государственной аттестации статуса научного учреждения с распространением для них гарантий обеспечения научной деятельности, определенных для научных учреждений, а для научно-педагогических работников дошкольных учреждений - гарантий научной деятельности, определенных законом для научных работников (статья 19).
2. Учредить вузам базовое бюджетное финансирование, которое должно осуществляться для фундаментальных научных исследований; поддержки важнейших для государства направлений прикладных научных исследований и научно-технических разработок, в том числе в интересах национальной безопасности и обороны; развития инфраструктуры научной и научно-технической деятельности; развития материально-технической базы научной и научно-технической деятельности; сохранения и развития научных объектов, составляющих национальное достояние; подготовки научных кадров (статья 45). На парламентских слушаниях 2 июля 2014 г. я уже привлекал внимание к тому факту, что сегодня финансирование отечественных вузов почти в 200 раз меньше ведущих зарубежных. Это было в 2014 году. К сожалению, сегодня, в результате падения курса гривны, указанную цифру надо еще утроить.
3. Научный потенциал страны сосредоточено сегодня в учреждениях государственных академий и вузов. Поэтому важны интеграционные процессы вузов и институтов государственных академий. Законопроектом предусмотрено, что НАН Украины и центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере научной и научно-технической деятельности, могут создавать научные учреждения двойного подчинения, а научные учреждения НАН Украины совместно с высшими учебными заведениями могут создавать совместные научные подразделения (статья 17). Сегодня у нас 8 таких институтов двойного подчинения НАН Украины и МОН Украины, которые дают положительные результаты эффективного сотрудничества ученых академии и вузов, а законодательно их статус еще не легитимировано.
4. Важным является предоставление права государственным научным (научно-исследовательским, научно-технологическим, научно-техническим, научно-практическим) учреждениям и государственным высшим учебным заведениям быть соучредителями хозяйственных обществ или хозяйственных объединений исключительно путем передачи имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал таких обществ (статья 57).
5. Как правительственный законопроект, так и законопроекты с индексами а-1 и а-3 предусматривают поддержку деятельности советов молодых ученых, создаваемые для обеспечения защиты прав и интересов молодых ученых (статья 24). И это сегодня является чрезвычайно актуальной проблемой, ведь Украина стремительно теряет интеллектуальный потенциал через активный выезд за границу молодых ученых и ученых среднего возраста.
АКЦЕНТ № 2. Актуальным сегодня является вопрос выполнения действующего законодательства в сфере науки. Я согласен с Вами, уважаемая Лилия Михайловна, что законы надо выполнять. Но должен добавить, что это выполнение следует осуществлять профессионально и ответственно, в том числе применительно к задачам, вытекающим из легитимизации закона "О высшем образовании". В качестве негативного примера должен констатировать, что в результате неадекватных действий в поданном МОН Украины новом Перечне областей знаний и специальностей подготовки специалистов, а это, кстати, одновременно и перечень научных специальностей, произошло их снижение в сфере инженерии на 14%. С Перечня исключены специальности с машиностроения, приборостроения, материалообработки, системной инженерии. Первые три из них обеспечивают развитие 65% нашей промышленности. А направление "Информационно-коммуникационные технологии", принятое в странах ЕС, и в частности его составляющая "Телекоммуникации", не нашли отдельного звучания в указанном Перечне. Была благоприятная возможность скорректировать Перечень. 1 июля на совещании в Комитете под Вашим руководством, уважаемая Лилия Михайловна, в присутствии министра образования и науки С.М. Квита были приняты Рекомендации Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины относительно исправления ситуации. Но, к сожалению, через месяц после этого совещания письмом первого заместителя министра образования и науки нам было сообщено, что вопрос вообще снят с рассмотрения.
АКЦЕНТ № 3. Цепи науки Украины. Состояние научной сферы в Украине уже после Революции достоинства в течениb последнего года значительно ухудшилось. И это в условиях военного времени из-за событий на Востоке, и, следовательно, повышенной востребованности науки. Пользуясь механизмом аллегорий, мне представляется уместным это состояние иллюстрировать учитывая хорошо известную архитектурную композицию выдающемуся поэту и барду 70-х годов прошлого века Владимиру Семеновичу Высоцкому на Ваганьковском кладбище в Москве. Сочетание уникального высокопрофессионального таланта с яркой гражданской позицией, незаурядная популярность не воспринимались положительно существующей тоталитарной системой, которая постоянно его угнетала и ограничивала во всем, что символично и образно отражено в памятнике. Как цепи обвивают его фигуру и гитару, а он все-таки творит и поет, так и нашу науку сегодня обвито рядом осложнений и препятствий, которые за последний год только прогрессировали. Среди них:
- Научные проекты по госзаказу и РФФИ, которые в рамках профессиональных конкурсов уже прошли отбор исполнителей, вновь направляются на тендеры с невероятно осложненными процедурами и требованиями к количеству материалов и справок (до 27!), которые необходимо получать в учреждениях Госказначейства, милиции, юстиции, фискальной службы, райгосадминистрации и тому подобное;
- Другая цепь современной науки - командировки. Установленным недавно порядком запрещено научно-педагогическим работникам (преподавателям) сохранять их зарплату по учебному процессу за время их пребывания в командировках в качестве совместителей по науке;
- А вот еще цепь таможенных поборов на оборудование, которое передается бесплатно на научные и образовательные потребности иностранными учреждениями или компаниями;
- Очередная цепь - это НДС при выполнении НИР и ОКР;
- Ежегодно Минфином задерживается предоставление паспортов бюджетных программ по науке: как минимум на квартал по коду 2201040, сейчас уже завершается третий квартал, а еще нет паспорта по коду 1380 - выполнению обязательств в сфере международного сотрудничества; годовое финансирование государственных заказов на науку, как правило, поступает только в IV квартале;
- Кажется, что исчезает цепь держказначейського обслуживания в связи с ожидаемым переходом на банковские операции, согласно закону о госбюджете 2015 г. должно быть осуществлено еще с января 2015 г. .;
- Не добавляет мотивации качественно заниматься наукой и то обстоятельство, что до сих пор не подписан указ президента Украины о присуждении ежегодных государственных премий Украины в области науки и техники;
- А вот еще одна цепь, она как черная коса, которая в результате бездарного регулирования пенсионного статуса ученых выкосила сотни профессоров из участия в учебном процессе;
- На смену должны приходить молодые ученые, которые, "как те настоящие солдаты, мечтают стать генералами". Но от них в последнее время я все чаще слышу вопрос: "Почему в нашей стране отношение государства к науке и ее элите все больше опускается до унизительного управления". Даже государственную оплату за звание академиков (а это наиболее признанные выдающиеся ученые Украины) правительственный законопроект предлагает прекратить. И дело здесь не в средствах. Хотя в Российской Федерации оплату за академические звания недавно увеличено в три раза с учетом необходимости укрепления с помощью науки национальной безопасности. Ликвидация академических доплат не решит проблему бюджетного дефицита, не добавит мотивации молодежи идти в отечественную науку, а будет выглядеть как аморальное действие государства к своей научной элите, что снова унизит авторитет Украины в цивилизованном мире. В частности, большой Китай и сегодня высоко ценит наших ученых, организационно и финансово поддерживает их участие в научно-техническом развитии Китая на его пути к мировому лидерству. Например, только вчера из этой страны вернулась большая группа ученых Киевской политехники (22 человека), которые были отправлены за китайские средства для участия в подготовке масштабного научного проекта по заказу Китая, который реализуется с использованием научного потенциала университета и НАН Украины.
Я считаю, что в Украине Национальная академия должна получать от власти заказ на научные разработки, которые востребованы в стране. И успешное и качественное выполнение этих заказов должно быть основанием для соответствующих академических выплат.
Перечисленные и другие обстоятельства вместе формируют тот негативный портрет состояния науки в Украине сегодня.
Украина потеряла развитие собственной армии - теперь догоняет.
Теряем отечественную науку - догонять придется в течении десятилетий.
Сегодня все это - уже вопрос национальной безопасности Украины.
ВЫВОДЫ:
1. В основу дальнейших действий целесообразно положить правительственный законопроект с его доредактированием, которое должно учесть результаты сегодняшнего обсуждения и конструктивных предложений законопроектов, в частности схему финансирования науки из законопроекта, который подал И.Г. Кириленко и предложения по оплате труда и социальной защите, предложенные в законопроекте 2242-А3.
2. Рекомендовать власти кардинально изменить к лучшему отношение к отечественной науке и ученым из-за безусловного выполнения уже действующего законодательства относительно науки и инновационного развития страны.