9 декабря ректор НТУУ «КПИ» Михаил Згуровский встретился с представителями студенческого актива - новоизбранными председателями студенческих советов университета, институтов и факультетов, руководителями профбюро учебных подразделений, руководителями студенческих проектов.
«Много лет я наблюдаю позитивную тенденцию активизации студенческой среды, - отметил в начале встречи ректор. - Очень важно направлять эту молодежную энергию в конструктивное русло, на создание чего-то нового ...».
Ректор напомнил участникам встречи о том, что в своей деятельности университет руководствуется нормами законодательства об образовании, рассказал о структуре управления университетом, о том, как живет и развивается среда КПИ. Кстати, в этой части разговора он коснулся и участия представителей студенческой общины в работе органов управления университета - в соответствии с законом квота студентов в их составе составляет не менее 10 процентов. «Важно, чтобы в эти органы входили, во-первых, неравнодушные люди. Во-вторых, если они получили этот мандат, они должны быть хоть немножко компетентными, а не «нулевыми» в вопросах понимания того, как работает университет, - отметил Михаил Згуровский. - Вы должны требовать от них этого ... Кроме того, если уж ваши представители работают в этих органах, они должны посещать заседания, чтобы не происходил информационный разрыв между органами управления и студенческой средой. Чтобы студенты могли выразить через них и свое мнение при принятии определенных решений ... Вы должны быть участником процесса управления не через, простите, базар, который можно поднять ни с того ни с сего, а через нормальное развитие в соответствии с законодательством ».
Среди вопросов, о которых шла речь во время встречи обсуждался и вопрос управления имущественным комплексом университета. Ректор рассказал о распределении обязанностей между администрацией КПИ и руководителями отдельных институтов и факультетов по обеспечению эксплуатации и сохранности корпусов и помещений, в которых они работают. По словам Михаила Згуровского, еще с конца 1980-х годов в КПИ введена система децентрализованного управления, согласно которой директора институтов и деканы факультетов среди других выполняют также функции координации работы служб эксплуатации соответствующих зданий и сооружений. Более того, ежегодно для обеспечения содержания и эффективного использования материальной базы в бюджете университета закладываются определенные средства для каждого учебного подразделения. Следовательно, в случае возникновения проблем в работе систем и сетей, необходимости ремонта или замены сантехнического или иного оборудования и т.п., заниматься этим должны работники служб эксплуатации соответствующих корпусов. Если эти службы не выполняют своих обязанностей должным образом, в дело должен вмешаться руководитель подразделения, который расположен в этом корпусе. И только когда факультет не в состоянии своим штатом справиться с проблемой, когда та или иная аудитория, помещения, или, скажем, санузел нуждаются в капитальном ремонте, тогда руководитель подразделения обращается к администрации университета, централизованно выделяются средства и специализированные бригады для выполнения нужных работ. Часть аудиторий, требующих капитального ремонта, составляет примерно 10%, остальные же нужно поддерживать текущими работами, что должны выполнять люди, которые получают за это зарплату и работают в подразделениях.
Не оставил в стороне Михаил Захарович и вопрос качества преподавания, в частности, объективные и субъективные стороны этой проблемы. Эффективным инструментом ее решения есть, по словам ректора, система «Преподаватель глазами студентов», которая обеспечивает обратную связь между студентами и организаторами образовательного процесса. Подобные системы существуют во многих ведущих университетах мира и помогают оценить работу преподавателей по определенным критериям. Сейчас в университете создается еще и мобильное приложение, в котором также она будет реализована. По данным, полученным с ее помощью соответствующие подразделения будут делать определенные коррекции. Впрочем, это не значит, что она будет выполнять какие-то полицейские функции, предостерег Михаил Згуровский. Эта система не станет оружием для сведения счетов нерадивого студента со строгим преподавателем. Проявляться тенденции, по которым преподаватели будут или, при необходимости, совершенствовать свою работу, или искать другую профессию. «Думаю, что таких, кто будет искать другую профессию, будут единицы, но они будут», - отметил ректор.
Обсуждали участники встречи также низовые инициативы студентов, которые позволяют приумножать возможности администрации и студенчества. «Это очень хорошее дело, и мы совместно будем воплощать лучшие, - сказал Михаил Згуровский. - Сегодня у нас в работе примерно до десяти таких проектов ». Он очень высоко оценил проекты «Башня», «Студенческое пространство Bilka», «Формула Студент КПИ» и другие, но в то же время напомнил, что даже в самых лучших проектах огромную работу выполняют не только студенты, но и рядовые работники КПИ. А еще о том, что большую часть средств на их реализацию выделяет, чаще всего, университет.
Среди других тем, которые поднимались во время разговора, были вопросы борьбы с коррупцией, финансирование органов студенческого самоуправления, организации деятельности по обеспечению общественного порядка в университете и Студгородке и тому подобное. В их обсуждении активное участие приняли председатель Профкома студентов КПИ Андрей Гаврушкевич, проректор по перспективному развитию Алексей Новиков, проректор по учебно-воспитательной работе Петр Киричек, директор Студгородка Александр Ищенко, которые также принимали участие во встрече. Поэтому она перешла в формат живого общения, в ходе которого были выяснены некоторые вопросы, с которыми студенты или не знали к кому обращаться, или по каким-то причинам не находили отклика со стороны соответствующих руководителей. Так, прямо во время встречи было принято решение о проведении специального совещания о решении проблем университетского спортивно-оздоровительного лагеря «Глобус»; в ответ на некоторые вопросы Михаил Захарович просил дать ему развернутую служебную записку для того, чтобы глубже разобраться в ситуации. В общем разговор показал, как заметил он наконец, что некоторые проблемы могут решаться сразу после их возникновения, а причиной того, что они долго не решаются, есть только отсутствие должной коммуникации. Поэтому участники встречи договорились проводить такие мероприятия регулярно - возможно раз в квартал, но, во всяком случае, не реже, чем раз в семестр.