Знаменитые инженеры прошлого сочетали глубокую фундаментальную подготовку по физике, математике, химии, материаловедению, сопротивлению материалов, конструированию с ежедневной практической работой и глубоким знанием производства. В результате они не просто прекрасно знали и любили свои "детища", но и "чувствовали" их. Это позволяло им принимать решения, которые для окружающих выглядели как озарение ...
... Летом 1923 знаменитый механик академик Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) по распоряжению правительства Советского Союза прибыл в Англию, чтобы купить несколько морских судов для перевозки леса из Архангельска в Лондон.
А.Н. Крилов Серед других судов он осмотрел один почти новый пароход, который подходил по всем параметрам, но был слишком тихоходным - едва развивал скорость в семь узлов (семь морских миль в час - примерно 12,6 км / ч). Алексей Николаевич зашел в контору пароходства предлагающего это судно, и попросил ознакомиться с его чертежами. Чертежей не оказалось, но владелец пароходства предложил посмотреть на выполненную в масштабе 1/100 модель парохода. Внимательно осмотрев модель, Крылов посоветовал обрезать лопасти гребного винта на 8-9 дюймов (чуть более 20 см). По его мнению, после этого пароход смог бы развивать 9-9,5 узлов, а после замены гребного винта на новый - и все 10.
Не зная с кем имеет дело, владелец пароходства вежливо промолчал. Однако вскоре, узнав, что за посетитель у него побывал, отдал соответствующее распоряжение и был вполне вознагражден: пароход вместо семи стал делать девять с половиной узлов!
Примерно через полгода англичанин лично зашел к Алексею Николаевичу, поблагодарил за данный им совет и поинтересовался, как он может отблагодарить выдающемуся инженеру и ученому, после чего произошел такой диалог:
С меня хватит и того, что вы сами зашли сообщить о достигнутых результатах.
Я удивлен, как вы сразу увидели, что надо делать.
Я тридцать два года читаю теорию корабля в Морской академии.
А.С. Яковлев ... В начале 1950-х годов конструкторское бюро А.С.Яковлева вело разработку вертолета большой грузоподъемности достаточно оригинальной для того времени схемы - двухвинтового с продольным размещением воздушных винтов по оси кабины. Работа продвигалась довольно быстро, но испытания выявили значительные вибрации всей конструкции.
К решению этой проблемы подключились самые разные специалисты. Одни предлагали вертолет удлинить, другие - укоротить, третьи - сделать фюзеляж новой конструкции, четвертые же, ссылаясь на неудачный опыт американцев и англичан, убеждали, что все равно ничего не поможет. Работали не один месяц, но вибрации не прекращались.
Казалось, что ситуация зашла в тупик. И здесь руководитель научно-исследовательского отдела К.С.Кильдишева предложила отрезать по полметра от каждой лопасти. Их у вертолета было восемь - по четыре на каждом винте; они были достаточно массивными и вращались с большой скоростью.
Через две недели укороченные на 50 см лопасти было установлено на машину, и летчики-испытатели С.Г.Бровцев и Е.П.Милютичев подняли вертолет в небо. После двадцатиминутного полета летчики благополучно приземлились и по их сияющих лицах все поняли - от тряски не осталось и следа!
Запущена вскоре в серийное производство под названием Як-24 винтокрылая машина стала одной из самых устойчивых в полете, грузоподъемных и скоростных вертолетов своего времени. Его называют "летающим вагоном". Кабина Як-24 длиной 10 м, шириной и высотой по два метра, вмещает 40 пассажиров или до 4 тонн грузов.
Многоцелевой истребитель МиГ-21СМТ ... В середине 1950-х годов ОКБ А.И.Микояна и М.Й.Гуревича разрабатывало многоцелевой (фронтовой) истребитель, который впоследствии получил название МиГ-21. Здесь впервые в Советском Союзе применили треугольное крыло - подробно еще не изученную новинку. Когда начались испытания самолета, проявились вибрации консоли крыла. Аэродинамики засели за расчеты и пришли к выводу, что необходимо укоротить каждую консоль на тридцать сантиметров. Но каждое изменение конструкции - это невероятное количество служебных записок, согласований, чертежей и других документов. А сроки работы, как всегда, сжатые.
Тогда конструктор А.И.Микоян принял неординарное решение: приехал на испытательный аэродром, отмерил линейкой нужный размер на консоли, взял в руки ножовку и отпилил "лишние" сантиметры - несмотря на протесты начальника летной станции. Испытательные полеты продолжились - вибрации не было.
МиГ-21 стал самым известным отечественным истребителем второго поколения. Он не имел себе равных в воздушных боях 1960-70 годов, отличался надежностью и неприхотливостью в эксплуатации, благодаря чему стал самым распространенным сверхзвуковым боевым самолетом в мире. В Советском Союзе он изготавливался серийно с 1959 по 1985 год, изготавливался он также в Чехословакии, Индии и Китае. Всего было выпущено около 14000 экземпляров МиГ-21 около полусотни модификаций. И сегодня в составе военно-воздушных сил разных стран продолжают оставаться около трех с половиной тысяч "двадцять первых". При этом бывшие летчики многих стран утверждают, что это лучший самолет из тех, на которых им пришлось летать.
... Как видим, иногда достаточно обычной ножовки для достижения, казалось бы, невозможного результата. Но эта кажущаяся простота обманчива: за ней стоят годы и годы упорной работы.
Подобные примеры можно приводить и приводить. Однако, к большому сожалению, почти все они будут с уже достаточно далекого прошлого. Сегодняшняя подготовка конструкторов и инженеров оставляет желать лучшего, и в первую очередь "благодаря" отсутствию полноценной производственной и конструкторской практики студентов. А так хотелось бы, чтобы выдающиеся традиции отечественной инженерной школы не только не были утеряны, но и всячески умножались!